18+
воскресенье, 25 сентября
Культура

Бондарчук, Тодоровский и Пежемский сообразили на троих

Мастера нового русского кино столкнулись лбами в борьбе за деньги зрителя

  
134

Близится Новый год. В первый его день на российские экраны выходит новый блокбастер Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Создатели фильма по их словам потратили на производство картины 40 миллионов долларов. И собираются собрать в прокате 70 миллионов.

Солидные цифры. И это в разгар мирового финансового кризиса. Допустим, это лишь намерение. Допустим, цифра выйдет в итоге несколько другая. Вообще, реально ли собрать на показе одного фильма сумму такого порядка?

Реально. В конце 2007 года на экраны страны вышел кинофильм «С легким паром — 2». Стоила картина 5 миллионов долларов, и лишь за один месяц проката окупилась десятикратно. Это кажется фантастикой, и, тем не менее, это свершившийся факт.


Интересен прокатный контекст «Острова».

"Каро прокат" поставил перед нами ультиматум, предупредив, что если мы будем работать со «Стилягами», то не получим «Любовь-морковь» и «Обитаемый остров»
Коммерсантъ

23 декабря в прокат вышла картина режиссера Пежемского «Любовь-морковь-2» — сиквел всеми любимой комедии годовалой давности. Судя по тому, что уже три дня в кинозалах, где идет показ, практически нет свободных мест, продюсеры не играли в рулетку — деньги были вложены на основании грамотных расчетов. Производство фильма, по словам Рената Давлетьярова, обошлось в сумму менее 3 млн. долларов.

Первая «Морковь» стоила примерно столько же, а сборы — по данным альманаха «Кинопроцесс» составили почти 12 миллионов — в два раза выше, чем, например, у «Дня выборов» Олега Фомина.

Допустим, прошлогодний успех Давлетьярова повторится, и он получит те же дивиденды, что и на первой «Моркови», т.е. окупится вчетверо. Но сегодня стартует картина «Стиляги».

Тодоровский утверждает, что снял свой фильм за 16 млн. долларов. Т.е., его никак не устроят сборы «Моркови-2» — для него это убыток. Ему нужно собрать всех зрителей «Моркови» и заставить их посмотреть своих «Стиляг» как минимум дважды, и только тогда он отобьется. При этом «Морковь» будет продолжать идти в кинозалах параллельно со «Стилягами».

Ну, допустим, у Тодоровского есть какой-то хитрый план.

Итак. Тодоровский пошел!

Неделю идет Тодоровский, с ним наперегонки бежит уже запыхавшиеся, но бодрый и спокойный Давлетьяров, и тут — с Новым Годом! В дело вступает тяжелая артиллерия в лице Бондарчука. Он должен сделать почти невозможное — сложить вместе аудиторию «Моркови» и Стиляг" и два с половиной раза прогнать их через киносеть!

Все отечественные фильмы в 2007 году во всех кинотеатрах страны собрали чуть меньше 150 млн долларов. Значит, Федор с соратниками рассчитывают, что их картину посмотрит половина всех тех, кто год назад ходил в кинотеатры на российские фильмы? А ведь в той обойме была «Ирония-2», был великолепный «Монгол» Бодрова, была Бондарчуком же спродюссированная «Жара», был «Бой с тенью», первая «Морковь» с «Выборами» и уже начали крутиться Михалковские «12»!

От всей души хочется пожелать успеха этим отчаянным парням — Бондарчуку, Роднянскому, Мелькумову и Рудовскому.

Напомним: на кону 70 миллионов долларов. Неужели кто-то вообще способен без особой уверенности в успехе рисковать такими деньгами?

Есть один тестовый бизнесмен, который намерен в 2009 году вложить в кинопроизводство аж 2 миллиарда рублей. Его имя не найти в журнале Форбс, но этот богач существует. Его зовут Министерство Культуры РФ. Цифру озвучил замминистра Голутва.


Хочется понять, что такое всё-таки российский кинематограф с финансовой точки зрения.

Сколько стоит кино, и какой доход оно приносит?
На чем строится финансовый прогноз?
Откуда продюсеры берут деньги?
Какова степень риска?

Еще очень хочется понять одну вещь. Что имеет в итоге тот самый оптовый коммерсант, вкладывающий в кинематограф наши с вами денежки, вытаскивая их из налоговых поступлений в бюджет?

Народ говорит — всё дело в раскрутке. Если хорошо пропиариться, отдача будет многократной, не зависимо от жанра, качества и себестоимости продукта.

Не факт.

В начале прошлого года, в самый выгодный с точки зрения прокатчиков период новогодних каникул, стартовал суперхит ЦПШ «Волкодав». Все помнят, как массировано раскручивалась эта лента. По заявлению создателей фильма он обошелся более чем в 20 млн. В итоге «Волкодав» едва окупил затраты. Зато «Жара» стоимостью в 1.7 миллиона (включая весь промо-бюджет) отбилась десятикратно.

Кино это конечно важнейшее из искусств, не только в эпоху автора цитаты, но и сегодня. Будем надеяться, что и завтра эта истина останется актуальной.

И все-таки.

Читаешь победные сводки доходов российских картин по итогам года, и прямо диву даешься. Все заработали — кто поменьше, кто побольше. В худшем случае вчистую отбили затраты. Как бы, кино не только важнейшее, но и выгоднейшее дело.

Сильно напоминает биржевые агитки от крупных брокерских контор.

Конечно, цифрам верить нельзя: прокатчики их занижают, что б уходить от налогов. Производители завышают, что б казаться еще солиднее.

Есть правда один игрок на этом поле, который явно подлетел и не скрывает этого — наоборот, с гордостью заявляет, что безвозмездно субсидировал отечественный кинопроцесс на сумму больше миллиарда рублей. В рамках господдержки. И намерен дальше продолжать в том же духе.

P.S.

Цифры, как известно, не врут. Зато иногда врут люди, произносящие эти цифры. К сожалению, все приведенные выше данные, хоть они и взяты из весьма уважаемых источников, проверить невозможно. Остается надеяться на то, что государство наберется, наконец, смелости и введет в действие «единый электронный билет». Вот тогда и посчитаем, что почем в нашем кино.


Именной указатель

«12», «Волкодав из рода Серых Псов», «День выборов», «Жара», «Ирония судьбы. Продолжение», «Любовь-Морковь 2», «Обитаемый Остров», «Стиляги»

Централ Партнершип, КАРО Фильм

Бондарчук Ф., Голутва А., Давлетьяров Р., Мелькумов С., Пежемский М., Роднянский А., Рудовский Д., Тодоровский В., Фомин О.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Севастополь по-украински Севастополь по-украински

В годовщину бандеровской блокады крутые иномарки с «жовто-блакитными» номерами стали неотъемлемой деталью Крыма

Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье