В песне группы «Галасы ЗМеста» организаторы увидели политический подтекст
«Золотая малина» на днях объявила номинантов. За звание худшего фильма 2020 года поборются польская эротика «365 дней» и «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» с Дауни-младшим — у обоих по шесть номинаций. Среди звезд в непрестижном рейтинге — Адам Сэндлер, Энн Хэтэуэй, Кэти Холмс, Арнольд Шварценеггер и Брюс Уиллис. Попали в шорт-лист «Золотой малины» и «Чудо-женщина: 1984» с фильмом «Мьюзик», претендовавшим на «Золотой глобус».
Если бы антипремия проходила в России, у нашего кинематографа было бы что предложить ее создателям — неудачных картин за прошлый год на экраны вышло достаточно. Рейтинги худших составляют по мнению критиков, итогов сборов, оценками зрителей — остановимся на последнем параметре. Какие фильмы на «Кинопоиске» не дотянули даже до средней оценки, а их рейтинги услужливо выделены предупреждающим красным?
1."Атакан. Кровавая легенда" — 3,9
Чудаковатый институтский преподаватель истории Дмитрий Митин вдохновенно вещает аудитории о борьбе ОГПУ с паранормальными явлениями и языческом алтаре Атакане, спрятанном где-то в питерских подземельях. Студенты потешаются, но среди них находится исключение — девушка Нора. Она собирает группу энтузиастов, чтобы вместе с Митиным отыскать демонический камень, у которого проливалась кровь невинных жертв. Экскурсия, естественно, идет не по плану.
Критики ужастику «Атакан. Кровавая легенда» даже не стали уделять внимание. В редких отзывах звучат попытки разобраться в провале фильма: и жанр псевдодокументалки подкачал, и логики мало, и подземелья выглядят скорее убого, чем зловеще. Зрители согласились: игра актеров, попытки напугать, картинка — все слабо. Итог — 3,9 баллов.
3. «Парадоксы» — 4,3
Гоша Куценко уверен: комедия — самый сложный, но и самый нужный жанр кино, особенно востребованный в период потрясений в обществе. Своей режиссерской работой «Парадоксы» он хотел улыбнуться над суетливостью жизни и посмеяться (то по-доброму, то с сатирой) над пробками, вечным ремонтом дорог, абсурдностью в кино.
Куценко поддержали звездные коллеги. Любовь Толкалина, Анатолий Руденко, Александр Семчев, Федор Добронравов и другие артисты в его альманахе снялись бесплатно, за идею. Увы, далеко не все зрители премьеру оценили: пока одни отмечали легкость, другие ругали ленту за обилие мата, ставили низкие оценки и заключали: «Абсолютно пустой фильм. Набор нелепых анекдотов».
3. «Метеорит» — 4,4
Драму со слоганом «Найти и потерять» снял Павел Подашов. Он же продюсер, сценарист, композитор, оператор и монтажер фильма. Новинка 2020-го, попавшая в рейтинг худших лент, рассказывает о злоключениях исследователя внеземной жизни. Вместе с едва знакомыми людьми и проводником он оказывается в экспедиции и сталкивается с вирусом, который — цитируем описание — «пробуждает страхи и заставляет изменить все планы».
Интрига в синопсисие зрителей разочаровала. После просмотра фильма в оценках появлялись молчаливые «единицы», «двойки» и «тройки» — комментировать драму посмотревшие даже не захотели. Выжимка из редких рецензий такая: «Из всех неудачных фильмов этот бесспорный лидер. Даже обсудить нечего…»
4. «Яга. Кошмар темного леса» — 4,6
Супруги переезжают в новую квартиру на окраине и нанимают няню для новорожденной дочки. В новой помощнице семейство все устраивает — но не их сына Егора. Мальчик уверяет родителей, что помощница ведет себя крайне странно. И оказывается прав. В один мрачный день он возвращается домой и застает картину: младенца и няни нет, родители — в трансе и не помнят, была ли у них вообще дочь.
Кто же эта странная дама? Ответ сразу выдает синопсис ужастика: няня — древний славянский демон. Такой новинкой зрителей потчевал в прошлом году Святослав Подгаевский — главный российский хоррор-мейкер. Режиссера именуют «своего рода символом успешного отечественного ужастика», ведь кассу его «Русалка», «Невеста» и «Пиковая дама» все же собирают и за рубеж продаются. Но рецензии на работы Подгаевского выходят вечно извиняющимися: тут позаимствовал, там недожал, здесь компьютерной графикой насмешил. Но, мол, ничего: еще немного, и будет у России свои хоррор-хиты!
Пока прорыва нет: фильмы по решению зрителей балансируют между «четверкой» и «пятеркой» по 10-бальной шкале. Хотя надежда на успех снова теплится: не за горами «Пищеблок» Подгаевского.
В песне группы «Галасы ЗМеста» организаторы увидели политический подтекст
5. «(НЕ)идеальный мужчина» — 4,6
В главный ролях в сахарной комедийной мелодраме Марюса Вайсберга — Егор Крид, Юлия Александрова, Роман Курцын и другие. Громкие имена и дебют одного из кумиров школьниц заманили зрителей в кинотеатры (касса комедии, вышедшей на экраны в начале 2020-го, — за 8 млн долларов), а вот одобрение публики не обеспечили. Историю о неудачнице Свете, влюбленной в бракованного робота-красавчика, уверенно внесли в список провалов года.
«Неидеального мужчину» разобрали на составляющие и катком проехались по каждой: дебютант Крид даже не пытался играть и хоть отчасти притвориться андроидом, сюжет — мысли и зарисовки без связующей линии, шутки — плоские, персонажи — набор стереотипов.
«Постараюсь описать ужас, который я вчера пережила, максимально кратко. Это худшее кино, что когда-либо видели мои глаза», — пишет зрительница, пришедшая в кино посмеяться. А получилось — разочароваться и написать гневную рецензию.
6. «Вдова» — 4,7
И снова ужасы, и снова российского производства, и снова с низким рейтингом. Кстати, на тему отечественных хорроров как-то рассуждал уже упомянутый выше Святослав Подгаевский. «Зритель часто считает фильмы ужасов низким жанром и ставит оценки ниже, потому что считает себя умнее такого рода картин», — считает режиссер.
Не знаем, чем руководствовались 2,5 тысячи зрителей, оценивая «Вдову», но результат получился классическим для наших фильмов ужасов — 4,7 баллов. А рассказывает кино страшилку о легенде про дух погибшей ведьмы по прозвищу Хромая Вдова. В 80 минутах ленты — и пропажи людей, и их обнаженные тела, и попытки спасти очередную жертву.
7. «Реальные пацаны против зомби» — 4,8
Вирус, эпидемия, самоизоляция — в 2020-м эти темы захватили кинематограф. Пока режиссеры выпускали один за другим screenlife-сериалы о жизни на удаленке, а публика пересматривала купленную Netflix «Эпидемию», ТНТ презентовало комедию «Реальные пацаны против зомби» с неизменными Наумовым и прочей знакомой компанией.
Пермь в сюжете одолела не «корона», а зомби-вирус. Но суровые местные свыклись с жизнью бок о бок с ходячими трупами и заняты куда более волнующими вопросами: Колян, например, пытается спасти личную жизнь, а Вован ищет мертвецов для подпольных боев. Премьера 2020-го заслужила сравнения с «Зомби по имени Шон», «Ходячими мертвецами» и «Непосредственно Каха» — все не в пользу продукта ТНТ — и скромных оценок.
«„Реальные пацаны против зомби“ — рвотно-кровавая пастораль, упивающаяся региональным бытом, но не пытающаяся осмыслить большинство его особенностей. Эталон кринж-комедии, где все блюют, мочатся, изображают гопников и сексуализируют образ любой более-менее привлекательной женщины», — резюмируют суть фильма критики кинопорталов.
8. «Вратарь галактики» — 4,8
Фантастический блокбастер от создателя «Турецкого гамбита» красовался не в одном рейтинге неудачных и провалившихся в прокате фильмов. Потому о сюжете — кратко. 2071 год, Земля пережила климатическую катастрофу из-за войн в галактике. Главное развлечение людей — космобол. Антон ненавидит матчи на космическом корабле-стадионе, но вынужден играть, чтобы спасти больную мать, а в итоге — всю планету
Постер «Вратаря» отсылает к «Звездным войнам», космобол — намек на квиддич из «Гарри Поттера», визуальные эффекты стремятся затмить «Аватар» и другие голливудские хиты. Но сделав реверансы бесспорным блокбастерам, фильм Файзиева в их число не вошел — не хватило ни цельного сюжета, ни продуманных персонажей, ни морали. «Вратарь», потребовавший почти 800 миллионов рублей на создание, едва вернул себе полтора миллиона долларов.
Отзывы взяты с сайтов film.ru, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru.