18+
суббота, 3 декабря
Культура

Немцы строят новую Берлинскую стену

Российские картины с трудом, но пробиваются через железный занавес

  
18

Международный кинофестиваль в Берлине открылся сегодня в 59-й раз. Он продлится до 15 февраля. Как сообщили организаторы Берлинале, на этот раз на участие в конкурсной программе претендовали более 6 тысяч фильмов, из которых выбрали более трехсот.

Отечественное кино в основной программе не представлено, тем не менее, почти все наши именитые критики и журналисты, пишущие о кино, отправились в Германию. Еще бы — именно «золотой медведь» открывает череду европейских кинофорумов, на его результаты волей неволей будут оглядываться отборщики других фестивалей и члены жюри в Каннах, и в Венеции.

Ситора Алиева — программный директор «Кинотавра»

"СП": — Чем этот форум отличается от других МКФ?

— Он входит в тройку главных ключевых фестивалей мира, и отличаться от двух других (Канны и Венеция) тем, на мой взгляд, что, во-первых, сделан акцент на кино социальное и политическое, а во-вторых — что сделан акцент на рынок, который заметно увеличился и усилил присутствие на фестивале, даже в количественном смысле. То есть, они сделали ставку на рынок. Не все же попадает в официальную программу фестиваля, соответственно, всегда есть момент представления картины уже как возможности ее презентации и продажи. Я считаю, они сделали правильно, что посвятили рынку большую часть площадей. Рынок находится в шикарном старинном особняке бывшего музея — само место уникально и притягательно.

«СП»: — Что для Вас, как для отборщика одного главных российских кинофестивалей, означает площадка Берлинале?

— Берлин является главным ключевым местом, где другие, более мелкие фестивали делают свои программы. И, как правило, именно фильмы, представленные в программах Берлина, и живут своей фестивальной жизнью на протяжении 2−3-х последующих лет. То есть, он дает старт такому кино, которое реально начинает иметь свою хорошую фестивальную жизнь. Кроме того, картины, которые попадают в конкурс, а особенно, награждаются, становятся более покупаемыми.

Я как программный директор, должна быть в курсе главных трендов мирового развития кинематографа, то есть, если я хоть на секунду отстану, то я перестану чувствовать, куда в каком направлении движется современный кинематограф, что действительно является его фокусом. Мне интересно, какое место российское кино сегодня занимает в контексте европейском, в контексте мировом.

«СП»: — Почему берлинские отборщики прошли мимо тех лент, которые были представлены на отечественных кинофорумах?

— Когда то мы блистали в Берлине, получали главные награды и в общем Россия была одной из наиболее значимых на берлинском фестивале стран. Не только Россия, но и вся Восточная Европа. Но вот в прошлом году не было вообще ни одного фильма из Восточной Европы, только был член жюри, мой руководитель Александр Ефимофич Роднянский — он представлял в жюри всю Восточную Европу. В этом году будет румыно-венгерская картина, но не будет опять российских. Мы не отвечаем тем требованиям, которые ставят перед собой 12 отборщиков берлинского кинофестиваля. Я не думаю, что это связано с какими-то художественными оценками. В данном случае есть определенный настрой, нежелание брать наши ленты.

«СП»: — Т.е. политический момент здесь присутствует?

— Не явный. Когда был Сокуров — он был в конкурсе. К сожалению его никак никто не наградил, но тем не менее. Они отслеживают каждый новый фильм современных наших живых классиков, тех кто всегда был есть и будет в обойме мирового фестивального круговорота. А дебютанту пробиться практически невозможно. Я рада и тому, что есть. «Россия-88» молодого режиссера Павла Бардина и Борис Хлебников с фильмом «Сумасшедшая помощь», две короткометражки «Мама долгожданная» и «Улыбка Будды» и в детском конкурсе. А самое главное, чем я горжусь — лауреат призера «Кинотавра» 2008 Александр Караваев с новым фильмом участвует в конкурсе короткометражного кино. За последние пять лет конкурс «Кинотавр-короткий метр» дал немало новых серьезных имен и я рада, что две ленты наших призеров участвовали в ключевых фестивалях на разных континентах — один был в Санденсе — главный призер Дмитрий Поволоцкий с фильмом «Пал/секам», а Караваев сейчас в конкурсе Берлина. Для меня как для отборщика — это большая честь

Андрей Дементьев — кинокритик

«СП»: — Что Вы можете сказать о российских картинах, представленных в рамках внеконкурсного показа в Берлине?

Ретроспектива там есть такая — «После зимы приходит весна» — она входит в программу «Панорама». Вообще, помимо основного конкурса на Берлинском фестивале есть несколько параллельных программ. «Панорама» из них самая престижная. Вот в эту «Панораму» и входит ретроспектива «После зимы приходит весна», и там покажут «Иглу» Рашида Нугманова, там покажут «Сказку сказок» Норштейна — из российских и советских фильмов, по-моему, только это.

Кроме того в «Панораме» есть фильм, который называется «Россия 88» Павла Бардина, насколько я понимаю, это сын Гари Бардина. Это фильм про русских нацистов.

«СП»: — Ну, немцы традиционно из всего российского кино выбирают либо откровенный артхаус, либо что-то из жизни маргиналов. То есть в этом году они себе не изменили?

Да, есть кое-что поинтереснее. Там есть такая программа, потрясающая на самом деле. Это программа широкоформатных фильмов, снятых на пленке 70 мм. Вот это действительно нигде больше не посмотришь, потому что аппаратуры уже такой даже нет. Там собраны со всего мира широкоформатные фильмы, типа «2001 год. Космическая Одиссея» Кубрика — такого рода фильмы. И вот из наших картин там «Война и мир» Бондарчука и «Дневные звезды» Таланкина.

«СП»: — Что-то еще наше, пусть вне конкурса в Берлин приехало?

Еще будет программа — Короткий метр — там фильм «Девять пролетов вместе» режиссера Александра Караваева. Этот Караваев был награжден на фестивале Кинотавр -2008 за фильм «Старая новая Россия».

Владимир Дмитриев, заместитель директора Госфильмофонда России

«СП»: — Как обстоит дело с фильмами, снятыми в советские времена на широкоформатной пленке?

Берлин в этом году на фестивале международном показывает большую ретроспективу картин на 70 миллиметрах. Мы в этом кинопоказе участвуем — дали две картины из нашей коллекции. «Война и мир» и «Дневные звезды». Это хорошо, что такие ретроспективы проводятся, потому что нам есть что показать.

К счастью, мы, наконец, приобрели необходимую технику, нам на нее были выделены деньги. Мы купили в частности очень важную насадку, которая позволяет переводить картину с 70-милиметровой пленки на «бетакам». Это вещь чрезвычайно для нас важная, потому что в нашей стране нет уже почти кинотеатров, для показа с пленки, а главное — нет копирфабрики больше, нет фабрики по реставрации, и картины на 70 миллиметрах вообще выключены из нашей повседневности.

«СП»: — Какие еще широкоформатные картины есть в Госфильмофонде?

Есть некоторые ленты, которые десятилетиями лежали у нас, и их никто не видел. Мы, например, перевели на бетакам фильм «Первые россияне» — это картина 67 года, которая вышла на экран только в широком формате, маленьким тиражом. Копии исчезли, и только негатив у нас остался. Я считаю, что мы добились высокого качества по звуку и по изображению. Конечно, полностью передать качество широкоформатного фильма на магнитной пленке невозможно, но вы хотя бы имеете представление о том, что это такое. И, кроме того, если мы еще получим деньги от киностудии Ленфильм, мы сможем перевести это кино с магнитной пленки на стандартную кинопленку 35 миллиметров, и будет нормальное кино, которое можно будет смотреть.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня