Так кто же они эти художники — русские или американцы? Вопрос повисает в воздухе, ибо название выставки весьма парадоксально: «Американские живописцы из Российской империи». Она открывается в Русском музее в четверг, 19 февраля.
— Первыми эмигрантами из Российской империи были евреи, которые начали перебираться в Америку еще до революционных событий начала прошлого века, спасаясь от притеснений и погромов, — говорит заместитель директора Русского музея по науке Евгения Петрова. — Большинство художников, эмигрировавших в США после 1917 года, были уже сложившимися и известными в России мастерами, с прекрасной рисовальной и живописной культурой, со своей темой и стилем.
Открывая вернисаж, директор музея Владимир Гусев сообщил, что новой экспозицией музей продолжает цикл выставок «Искусство русской эмиграции», и представляет произведения живописцев и скульпторов, покинувших Родину до конца 30-х годов. Музей считает, что пришло время показать работы художников, чьи имена оказались вычеркнутыми из истории российского искусства, а творчество на исторической родине осталось невостребованным.
В экспозиции широко представлена так называемая «еврейская тема»: характерные названия работ — «Талмудисты», «Шабат» Макса Вебера и Бена Шана, «Портрет раввина»… «Поросячьи ножки в уксусе» Питера Блюма, на которые с застенчивым интересом смотрит простая еврейская девушка, для которой это — запретный плод. Но можно найти и русские имена, хотя их значительно меньше.
— По-разному складывались жизнь и творчество российских эмигрантов, — говорит заместитель директора по научной работе Евгения Петрова. — Это сейчас мы знаем, что они вошли в мировое искусство. А поначалу приехавшие в США художники писали картины на русские темы. Однако и Борис Григорьев, которого называли «живописным сказителем русского террора», и один из наиболее успешных художников-эмигрантов Сергей Судейкин с его русскими праздниками и народными гуляньями, не смогли войти в американскую художественную жизнь…
Евгения Петрова сама ездила в Америку, чтобы добыть эти 100 произведений из 40 музеев, галерей и частных коллекций США, большая часть которых сегодня будет показана в России впервые.
Выставку сопровождает показ документальных фильмов «Эмиграция», о художниках времен депрессии в Америке и о Марке Ротко.
Здесь поистине замечательные работы Николая Фешина, Глеба Дерюжинского, Николая Васильева. Эти художники имели успех, как в России, так и в Америке. В момент эмиграции они были зрелыми мастерами, и перемена места жительства не отразилась в их искусстве.
А вот восприимчивый Давид Бурлюк быстро перестроился от социалистического реализма к социальному и сразу стал писать картины, посвященные Америке и ее проблемам. Его большое полотно «Позор всем, кроме мертвых» (или «Город безработных»), написано в разгар великой американской депрессии, но неожиданно актуально прозвучало и сегодня в Петербурге.
Сильное, если не сказать тяжелое впечатление производит картина Павла Челищева «Феномены», созданная 70 лет назад. А какое еще впечатление может произвести ад? Преисподняя на фоне американских символов — так художник отобразил свое время и место жительства. Американская публика 30-х годов не оценила художника, и подлинная известность пришла к нему только после смерти. В России до недавнего времени работы этого мастера не знали совсем.
Петербург
Фото автора.