18+
воскресенье, 22 октября
Культура

«Город безработных» Давида Бурлюка теперь в Петербурге

Американские живописцы, русского происхождения, вернулись в Россию

  
13

Так кто же они эти художники — русские или американцы? Вопрос повисает в воздухе, ибо название выставки весьма парадоксально: «Американские живописцы из Российской империи». Она открывается в Русском музее в четверг, 19 февраля.

— Первыми эмигрантами из Российской империи были евреи, которые начали перебираться в Америку еще до революционных событий начала прошлого века, спасаясь от притеснений и погромов, — говорит заместитель директора Русского музея по науке Евгения Петрова. — Большинство художников, эмигрировавших в США после 1917 года, были уже сложившимися и известными в России мастерами, с прекрасной рисовальной и живописной культурой, со своей темой и стилем.

Открывая вернисаж, директор музея Владимир Гусев сообщил, что новой экспозицией музей продолжает цикл выставок «Искусство русской эмиграции», и представляет произведения живописцев и скульпторов, покинувших Родину до конца 30-х годов. Музей считает, что пришло время показать работы художников, чьи имена оказались вычеркнутыми из истории российского искусства, а творчество на исторической родине осталось невостребованным.

В экспозиции широко представлена так называемая «еврейская тема»: характерные названия работ — «Талмудисты», «Шабат» Макса Вебера и Бена Шана, «Портрет раввина»… «Поросячьи ножки в уксусе» Питера Блюма, на которые с застенчивым интересом смотрит простая еврейская девушка, для которой это — запретный плод. Но можно найти и русские имена, хотя их значительно меньше.

— По-разному складывались жизнь и творчество российских эмигрантов, — говорит заместитель директора по научной работе Евгения Петрова. — Это сейчас мы знаем, что они вошли в мировое искусство. А поначалу приехавшие в США художники писали картины на русские темы. Однако и Борис Григорьев, которого называли «живописным сказителем русского террора», и один из наиболее успешных художников-эмигрантов Сергей Судейкин с его русскими праздниками и народными гуляньями, не смогли войти в американскую художественную жизнь…

Евгения Петрова сама ездила в Америку, чтобы добыть эти 100 произведений из 40 музеев, галерей и частных коллекций США, большая часть которых сегодня будет показана в России впервые.

Выставку сопровождает показ документальных фильмов «Эмиграция», о художниках времен депрессии в Америке и о Марке Ротко.

Здесь поистине замечательные работы Николая Фешина, Глеба Дерюжинского, Николая Васильева. Эти художники имели успех, как в России, так и в Америке. В момент эмиграции они были зрелыми мастерами, и перемена места жительства не отразилась в их искусстве.

А вот восприимчивый Давид Бурлюк быстро перестроился от социалистического реализма к социальному и сразу стал писать картины, посвященные Америке и ее проблемам. Его большое полотно «Позор всем, кроме мертвых» (или «Город безработных»), написано в разгар великой американской депрессии, но неожиданно актуально прозвучало и сегодня в Петербурге.

Сильное, если не сказать тяжелое впечатление производит картина Павла Челищева «Феномены», созданная 70 лет назад. А какое еще впечатление может произвести ад? Преисподняя на фоне американских символов — так художник отобразил свое время и место жительства. Американская публика 30-х годов не оценила художника, и подлинная известность пришла к нему только после смерти. В России до недавнего времени работы этого мастера не знали совсем.

Петербург

Фото автора.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня