Культура

Выставил оптику — изменил мир. Сказал Эмир

Знаменитый режиссер встретился с молодыми коллегами в Петербурге

  
31

Эмир Кустурица зачастил в Россию. Говорит, будет «Преступление и наказание» снимать. После очередного перерыва в кино; впрочем, ему есть чем заняться. Скорее уже культурный герой, чем кинематографист. Рок-музыкант и анархист, он говорит — был бы русским, был бы за Путина, и строит город с мультиплексом в родной Боснии. Редкость для звезды мирового класса — разбирается в современном русском кино, любит Балабанова и не любит Михалкова. Современную киноиндустрию называет свалкой. Приехал в Петербург в стылом декабре, чтобы поучаствовать в фестивале Андрея Могучего и посмотреть заявки молодых режиссеров: «ну, может пара-тройка из них чего-то стоят…» — говорят уже суровые местные критики на выходе с показа. Кустурица отсидел терпеливо. Пресс-конференцию, даже при не блистательном переводе, можно разобрать на цитаты.

«Коммунизм был гораздо выгоднее… для автора».

«Коммунизм… ну, или рай, как бы сказал христианин» (Кустурица из семьи боснийских мусульман с сербскими корнями; во взрослом возрасте принял православие под именем Неманя)

«Голливуд в ответе за массовые убийства в Америке… Если современный человек не увидел при просмотре блокбастера несколько сотен трупов, ему кажется, что чего-то не хватает».

«Сербов в Европе называют „маленькими русскими“. И иногда бомбят. Вместо вас».

«Моя радость от хорошо смонтированных сцен… дает мне свободу — то, что нужно».

«Голливуд в свое золотое время был центром мирового идеализма».

«Робин Гуд умер в тридцать с небольшим, а сейчас человек живет до восьмидесяти. Но я не считаю, что качество жизни при этом сильно изменилось».

«Мы ждем новый Ренессанс — но вряд ли. Мы уже в барокко».

«Arizona Dream», - это французский фильм, который я просто снял в Голливуде".

Невероятная энергия для человека под шестьдесят, который походя признается: «у нас у всех есть срок годности». Кустурица чем-то похож на Лимонова — только добрый.

Фильм, с которого я зависла на Кустурице — как и многие из нашего поколения — та самая «Аризонская мечта». Там еще играл относительно молодой Джонни Депп, не очень молодая, но великолепная Фэй Данауэй и Лили Тейлор с ее типажом чудаковатой рок-звезды (героиня мечтала стать черепахой, но вышло несколько иначе). А песня Игги Попа «In the Death Car» оттуда — до сих пор лучшее сопровождение для вечера медитативной меланхолии. Художник замечателен в первую очередь неповторимостью языка — и с тех пор, как ты увидел повешение Грейс (Лили Тейлор) на люстре, Кустурицу, конечно, ни с кем не спутаешь. Пересматривая его ранние фильмы, все равно видишь эту люстру и Грейс, что прыгает под нею. И до сих пор это мой любимый у Кустурицы фильм — притом что он, видимо, не совсем любим своим создателем.

Что нам дает и что отнимает глобализм?

Как верно сказал Эмир — глобализм отнимает чувство значимости того места, где ты живешь. Мы стремимся в Лос-Анджелес, Лондон, Нью-Йорк, Москву — ведь именно там, как кажется, происходит самое главное.

Что он дает — тоже ясно; снимаешь ролик и вывешиваешь на youtube — и сразу понимаешь свою аудиторию. Чем не пособие для молодых режиссеров.

Но стоп.

Ты — режиссер. Ты не продюсер, не пиарщик, не-не-не. Но в ситуации глобального социума ты продан (или не продан, что хуже), с того момента, как ты написал, например, синопсис. Его всегда имеет смысл написать, даже если ты снимаешь ролик для youtube. Так проще снимать.

Итак, ты пишешь синопсис. «Близнецы Саша и Маша возвращаются в родную деревню Вудоялы после долгого отсутствия». Блин, какие Вудоялы? Кому интересно? Ок. Начнем сначала. «Близнецы Саша и Маша возвращаются в Петербург из Москвы». Уже непонятно, зачем они возвращаются в Питер из Москвы. На похороны отца. Нет. Совсем не позитивно. Не то что Голливуд, Первый канал не одобрит. Мечемся в красных флажках.

Как говорит Кустурица, скоро оригинальное кино можно будет увидеть только на фестивалях. Или в интернете — добавила бы я.

Но мы же хотим глобальности.

Что ж, пусть будет так: «Робин Гуд в его 25 охотился в Шервудских лесах…»

Главное, выставить верную оптику.

Фото ИТАР- ТАСС/ Интерпресс/ Александр Николаев

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня