Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
27 января 2013 09:13

Москва на Темзе

Сериал «Метод Фрейда» как пример неудачной адаптации

162

Сериал «Метод Фрейда», премьера которого только что прошла на Первом канале, в кои-то веки вызвал некоторую реакцию за пределами влияния нашего центрального ТВ. Британский актер и сценарист «Шерлока» производства BBC Марк Геттис прокомментировал трейлер «Фрейда»: «Ha! The sincerest form of flattery» — «Ха! Самая искренняя форма лести». Заставка с московскими видами и кадрами городского трафика действительно сойдет за карикатуру на лондонские панорамы из «Шерлока», да и музыкальная тема похожа. Шерлоко-шарфик главного героя, завязанный небрежным парижским узлом а-ля Камбербатч (Бенедикт Камбербэтч - английский актер, исполнитель заглавной роли в сериале «Шерлок» — прим. ред.) — в ту же копилку. Не беспокойтесь, — пишут английские фаны русским в сети, — вон американцы сняли «Элементарно» про приключения Холмса в Нью-Йорке с Джонни Ли Миллером и Люси Лью, и шарфик там точно такой же. Мы не обижаемся, хотя параллелей много. Передрать (или, мягче — адаптировать) хорошую идею, в мире телевидения — в порядке вещей.

Главный вопрос — как.

Полагаю, что для начала этой идеей следует несколько заболеть. Ввести ее в свое личное, и там на нее неминуемо нарастет нечто особенное. Тот же сериал «Элементарно» — отличное шоу, единственная к нему претензия — что героев зачем-то назвали Холмсом и Уотсоном. Дань первоисточнику, ведь сценаристы, в отличие от Моффата и Геттиса (авторов «Шерлока») вдохновлялись не рассказами Конан Дойля, и их версией и духом города, совершенно другого города — уже не Лондона, а Нью-Йорка.

Проблема российских сериалов не в том, что они зачастую перепевают уже сделанное другими, а в том, что перепевают без огонька, что ли. Ну какой уважающий себя сценарист возьмет и скопипастит из «Менталиста» целиком эпизод об игре «камень-ножницы-бумага», как это сделано в «Методе Фрейда»? На что расчет? На телеаудиторию домохозяек, которые пока не освоили интернет? Таких все меньше.

Очень много в итоге вопросов к «Фрейду», который, как в том анекдоте — а мог бы быть. Неплохой актер Охлобыстин — всюду одинаковый, правда, не чета Камбербатчу или Джонни Ли Миллеру, но в данном случае это не порок. В тандеме с красивой, но совершенно замороженной, напоминающей резинового утенка Натальей Антоновой, которую в легкую переигрывает не только Охлобыстин (ему положено), но и «стажерка» Елена Николаева. Музыка — зачем красть такты из «Шерлока», если есть замечательные композиторы, которые пишут для русских фильмов легко и охотно — вспомнить хотя бы саундтрек Алексея Айги к «Стране глухих» или его же работу для сериала «Каменская». Картинка — это вообще общая беда почти каждого российского тв-шоу: бюджеты вроде бы солидные, а на экране все выглядит очень бедно. Не помогает ни автомобиль «порше», в который зачем-то усадили героя Охлобыстина — вот уж точно, московский эксцентрик и оригинал, ни размытые огоньки фонарей, отсылающие к тем же британцам. Всюду виден не только недостаток вкуса, но, что самое странное для нас, — недостаток души.

В момент упадка книжной литературы — или же, вернее, ее маргинализации, телесериалы, как бы мы ни хотели иного, становятся общедоступной романной формой. Если вспомнить историю нового европейского романа, то он поначалу был тесно связан с периодикой, главы выходили в журналах, и публика с замиранием сердца ждала продолжения какой-нибудь «Истории Тома Джонса, найденыша». Газеты и журналы умирают, и ТВ — это главная площадка для тех, кто хочет поведать миру свою историю. Хорошо бы научиться рассказывать эти истории эффектно и честно; если Москва — пусть это будет Москва не хуже Лондона из «Шерлока», если Владивосток — не хуже Калифорнии из «Менталиста». Что касается Петербурга, то его образ в ТВ пока застыл на эпохе «Улиц разбитых фонарей», что тоже несколько обидно. Кстати, не самое плохое было шоу в самом начале. Хоть и сделанное на коленке, но уж точно даст фору «Методу Фрейда».

Иллюстрация: «Метод Фрейда», 2012, Стар-медиа, реж. Михаил Вайнберг

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня