Культура

Москва на Темзе

Сериал «Метод Фрейда» как пример неудачной адаптации

  
162

Сериал «Метод Фрейда», премьера которого только что прошла на Первом канале, в кои-то веки вызвал некоторую реакцию за пределами влияния нашего центрального ТВ. Британский актер и сценарист «Шерлока» производства BBC Марк Геттис прокомментировал трейлер «Фрейда»: «Ha! The sincerest form of flattery» — «Ха! Самая искренняя форма лести». Заставка с московскими видами и кадрами городского трафика действительно сойдет за карикатуру на лондонские панорамы из «Шерлока», да и музыкальная тема похожа. Шерлоко-шарфик главного героя, завязанный небрежным парижским узлом а-ля Камбербатч (Бенедикт Камбербэтч - английский актер, исполнитель заглавной роли в сериале «Шерлок» — прим. ред.) — в ту же копилку. Не беспокойтесь, — пишут английские фаны русским в сети, — вон американцы сняли «Элементарно» про приключения Холмса в Нью-Йорке с Джонни Ли Миллером и Люси Лью, и шарфик там точно такой же. Мы не обижаемся, хотя параллелей много. Передрать (или, мягче — адаптировать) хорошую идею, в мире телевидения — в порядке вещей.

Главный вопрос — как.

Полагаю, что для начала этой идеей следует несколько заболеть. Ввести ее в свое личное, и там на нее неминуемо нарастет нечто особенное. Тот же сериал «Элементарно» — отличное шоу, единственная к нему претензия — что героев зачем-то назвали Холмсом и Уотсоном. Дань первоисточнику, ведь сценаристы, в отличие от Моффата и Геттиса (авторов «Шерлока») вдохновлялись не рассказами Конан Дойля, и их версией и духом города, совершенно другого города — уже не Лондона, а Нью-Йорка.

Проблема российских сериалов не в том, что они зачастую перепевают уже сделанное другими, а в том, что перепевают без огонька, что ли. Ну какой уважающий себя сценарист возьмет и скопипастит из «Менталиста» целиком эпизод об игре «камень-ножницы-бумага», как это сделано в «Методе Фрейда»? На что расчет? На телеаудиторию домохозяек, которые пока не освоили интернет? Таких все меньше.

Очень много в итоге вопросов к «Фрейду», который, как в том анекдоте — а мог бы быть. Неплохой актер Охлобыстин — всюду одинаковый, правда, не чета Камбербатчу или Джонни Ли Миллеру, но в данном случае это не порок. В тандеме с красивой, но совершенно замороженной, напоминающей резинового утенка Натальей Антоновой, которую в легкую переигрывает не только Охлобыстин (ему положено), но и «стажерка» Елена Николаева. Музыка — зачем красть такты из «Шерлока», если есть замечательные композиторы, которые пишут для русских фильмов легко и охотно — вспомнить хотя бы саундтрек Алексея Айги к «Стране глухих» или его же работу для сериала «Каменская». Картинка — это вообще общая беда почти каждого российского тв-шоу: бюджеты вроде бы солидные, а на экране все выглядит очень бедно. Не помогает ни автомобиль «порше», в который зачем-то усадили героя Охлобыстина — вот уж точно, московский эксцентрик и оригинал, ни размытые огоньки фонарей, отсылающие к тем же британцам. Всюду виден не только недостаток вкуса, но, что самое странное для нас, — недостаток души.

В момент упадка книжной литературы — или же, вернее, ее маргинализации, телесериалы, как бы мы ни хотели иного, становятся общедоступной романной формой. Если вспомнить историю нового европейского романа, то он поначалу был тесно связан с периодикой, главы выходили в журналах, и публика с замиранием сердца ждала продолжения какой-нибудь «Истории Тома Джонса, найденыша». Газеты и журналы умирают, и ТВ — это главная площадка для тех, кто хочет поведать миру свою историю. Хорошо бы научиться рассказывать эти истории эффектно и честно; если Москва — пусть это будет Москва не хуже Лондона из «Шерлока», если Владивосток — не хуже Калифорнии из «Менталиста». Что касается Петербурга, то его образ в ТВ пока застыл на эпохе «Улиц разбитых фонарей», что тоже несколько обидно. Кстати, не самое плохое было шоу в самом начале. Хоть и сделанное на коленке, но уж точно даст фору «Методу Фрейда».

Иллюстрация: «Метод Фрейда», 2012, Стар-медиа, реж. Михаил Вайнберг

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня