Открытые письма президентам — странный жанр.
Адресуешься к одному, читают другие.
Открытое письмо президенту чужой страны, видимо, и вовсе — жест, отягощённый абсурдом. И тем вернее вписывается в контекст, творимый президентствующими персонами.
Итак, открытое письмо президенту Алиеву.
Господин президент!
В октябре прошлого года по приглашению азербайджанской стороны я посетил Бакинский международный гуманитарный форум, на котором имел удовольствие выслушать речи многоуважаемых участников о мультикультурализме в современном мире. Ораторы, среди которых были и бывшие президенты, и нобелевские лауреаты, и действующие еврочиновники, рассуждали о необходимости укреплять и углублять мультикультурализм, рассказывали о жгучих проблемах и несомненных достижениях мультикультурализма, о мультикультурализме в политике, о мультикультурализме в образовании, о мультикультурализме, как единственно возможном будущем человечества. В своём выступлении, господин президент, Вы, в частности, делились успехами Азербайджана в укреплении принципов мультикультурализма и заявляли о намерении не останавливаться на достигнутом.
Я слушал эти речи и думал: «Как серьёзные уважаемые люди с титулами и наградами могут участвовать в подобном фарсе?»
Приглашение на форум я получил вскоре после того как Вами, господин президент, был помилован капитан Сафаров, депортированный из Венгрии, где он отбывал пожизненное заключение за жестокое убийство армянского офицера Маргаряна, с которым встретился в Будапеште в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и который имел дерзость здороваться по утрам… Азербайджанец, отрубивший голову армянину, был возведён в статус национального героя. Министр обороны присвоил ему звание майора, народные чествования с цветами и плясками транслировались по телевизору.
Первой реакцией на то приглашение было: ехать нельзя. Нельзя ехать на гуманитарный форум, посвящённый мультикультурализму, в страну, проповедующую не словом, но делом откровенный шовинизм, в страну, выбирающую себе в качестве героя убийцу с нездоровой психикой. Но потом я решил поехать. Чтобы высказать всё это публично, с трибуны.
…Увы, возможности выступить не представилось. Я впервые побывал на Круглом столе, участники которого были поделены на тех, кто говорит, и тех, кто слушает, сидя в зале. Прорываться к микрофону со скандалом я тогда не посчитал возможным. Да и речь моя, судя по количеству крупногабаритных людей в штатском, прогуливавшихся между рядов, вряд ли была бы продолжительной.
Я, правда, высказал свой взгляд на вещи двум журналистам, обратившимся с просьбой поделиться впечатлениями. Не думаю, что мои комментарии появились в азербайджанской прессе: один из журналистов выключил диктофон, как только прозвучала фамилия Сафаров, другой предложил отойти в сторонку и поговорить приватно. Что мы и сделали. Он был культурный и искренний человек, мой бакинский собеседник. Таких именно людей и ожидаешь встретить на гуманитарном форуме. И было тем более дико наблюдать, как ему требуется время, требуется усилие над собой после слов «армянин, Карабах» — взять себя в руки и вести диалог.
В моих последующих кулуарных разговорах с представителями азербайджанской стороны я лишь утвердился в печальном выводе: Азербайджан пронизан, поражён и отравлен шовинистической истерией. Самое человеческое из того, что я слышал: «Да забудьте вы про Сафарова. Ну, недалёкий человек. Сорвался. Разве с армянской стороны таких не было?»
Неловко было говорить о таких очевидных вещах с участниками гуманитарного форума, неловко, господин президент, вспоминать об этом сейчас. Но если это не очевидно Вашим советникам… Да, звери и мерзавцы были с обеих сторон. Звери и мерзавцы с обеих сторон разожгли междоусобную Карабахскую войну, в которой были попраны и принципы гуманизма, и правила добрососедства, а голос совести заглушён не только слезами невинных жертв, но и воем подстрекателей. Вопрос лишь в том, господин президент, как и с кем Вы собираетесь искать выход из Карабахской трагедии: с мерзавцами и зверьём — или с приличными людьми, лучшими представителями вверенной Вам нации? С теми, кто алчет кровавой мести и новых смертей — или с теми, кто переживает случившееся с азербайджанским и армянским народами, сохраняя верность гуманистическим принципам, которые призывает отстаивать созданный по Вашей инициативе Бакинский форум?
Недавно я получил Меморандум от азербайджанских координаторов форума: «Всех участников Форума объединяет единый порыв к диалогу, новому знанию о мире, новым идеям… Мы призываем поднять знамя борьбы за мир, за безопасность народов планеты… Пусть на этом пути нас сопровождают идеи Высокого гуманизма Бакинского международного гуманитарного форума, давший (так в меморандуме — Гуцко) мощный прилив творческой энергии на путях диалога в его высоком научном статусе — диалогистике, поиска (и здесь не всё в порядке с падежами — Гуцко) новейших моделей мира, согласия и гармонии».
Этот меморандум написан и разослан в те самые дни, когда в Азербайджане развернулась травля Акрама Айлисли — писателя, посмевшего в своём романе «Каменные сны» рассказать о том, что не только армяне зверствовали в Карабахе, что и среди азербайджанцев были звери и мерзавцы, способные забить насмерть беспомощного старика только за то, что он армянин. Что азербайджанцы, как и любой народ, подвержены этой напасти — жажде мщения, которая выше морали. Как и в любом народе, рассказал Акрам Айлисли, среди азербайджанцев есть достойные люди, нравственные и храбрые — те, кто готов рисковать собственной жизнью, чтобы спасти человека, убиваемого только за то, что в нём течёт «нехорошая» кровь, те, кто не хочет превращать Карабахскую трагедию в бесконечное торжество Зверя. Эти люди, а не хищная толпа убийц — герои романа Айлисли. Но сегодня именно толпа, которой Вы, господин президент, уже подарили национального героя — Сафарова — решает, какой быть Азербайджану, с каких персонажей брать пример. Лишив Айлисли персональной пенсии и звания народного писателя, заявив, что в произведении «сфальсифицирована суть армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта», Вы, господин президент, ясно демонстрируете, какие силы в стране Вы поддерживаете, какие общественные слои видите в качестве основного своего электората. Ставка на эти силы, господин президент, совершенно очевидно ведёт Азербайджан в исторический тупик.
Не знаю, стоит ли обращать Ваше президентское внимание на то, насколько такой выбор осложняет жизнь многомиллионной азербайджанской диаспоры, немалая часть которой проживает в России, где соседствует — и чаще всего мирно соседствует — с армянами… Неужели ни один советник не высказывает Вам такой точки зрения? Ни один? Прогоните их, господин президент. Они зря едят свой хлеб.
Признание «и наши, бывало, зверствовали» — большая редкость в разговоре с азербайджанцем о Карабахе. Кое-что, самый краешек этих зверств, я видел собственными глазами, когда служил в Советской армии. Зимой 1987−1988 года, в городе Шеки, куда нашу часть перебросили, чтобы остановить погромы в армянских домах. Видел я и азербайджанцев, которые с риском для себя спасали соседей-армян. Их испуганные заплаканные глаза, прощальные торопливые объятия — одно из самых тяжёлых зрелищ в моей жизни, господин президент.
Отрицание бесчинств со стороны азербайджанцев по отношению к армянам — похоже, стало одним из главных пунктов государственной пропаганды. Когда на Каирской книжной ярмарке, на встрече с учениками школы при российском посольстве, я рассказывал о виденном в Шеки - всё это описано в моей повести «Там, при реках Вавилона», опубликованной в журнале «Дружба народов», там же, где был опубликован перевод романа Айлисли — присутствовавшая в зале азербайджанская гражданка принялась пенять организаторам, что они пригласили лжеца, что никто никогда в Азербайджане не громил армян, что было только наоборот… Не эту ли позицию Вы имеете в виду, когда говорите о фальсификации сути нагорно-карабахского конфликта? Вы полагаете, господин президент, это принесёт благо кому-либо кроме вчерашних погромщиков, наверняка готовых повторить при первом удобном случае?
По крайней мере стоило бы выбрать, господин президент — в какую сторону Вы желаете вести Азербайджан: к мультикультурализму и диалогистике, о которых так много и проникновенно говорилось на Бакинском гуманитарном форуме — или к оголтелому шовинизму, героизирующему таких как Сафаров, и третирующему таких как Айлисли.
Мультикультурализм с топором в руках, стоящий под окнами писателя, доведённого до предынфарктного состояния, выглядит отвратительно, господин президент.