18+
суббота, 21 октября
Культура

Месхиев: У меня много вопросов к Михалкову

Делегация из Санкт-Петербурга на открывшемся Съезде кинематографистов грозит бурей Никите Сергевичу

  
98

30 марта в 10.30 утра в Гостином дворе в Москве открылся внеочередной чрезвычайный съезд Союза кинематографистов. Он созван, как известно, по инициативе Никиты Михалкова — председателя Союза с 1997 года. В ходе работы будут проведены выборы руководства. Если этого не произойдет, Минюст может на полгода приостановить деятельность организации. Как сообщают организаторы, на съезд собралось более 2,5 тысяч членов СКР. По их мнению, кворум обеспечен.

В нескольких фильма режиссера Дмитрия Месхиева снимался актер Михаил Пореченков, оба питерца, у них хорошие личные отношения. Почему же сегодня, на съезде Союза кинематографистов России, судьба развела их по разные стороны конфликта?

— А на какие шиши будет проведен съезд Союза кинематографистов России в Гостином дворе?! — задает корреспонденту «Свободной прессы» вопрос Дмитрий Месхиев. — В наши дни спонсоров не найти. Значит, придется вынуть оставшиеся деньги Союза кинематографистов. По ТВ Никита Михалков вещает о рейдерстве со стороны Марлена Хуциева и его коллег, но печать и деньги у Михалкова. Как бы то ни было, Михалкову придется — даже на им собранном съезде! — сделать доклад о проделанной работе, ответить на неприятные вопросы, в том числе о фактах аренды и продажи недвижимости, принадлежавшей Союза кинематографистов. От многих фактов, озвученных на декабрьском съезде в отчете ревизионной комиссии, у нас волосы дыбом встали.

Именно такие темы собрались поднять питерские кинематографисты, приехавшие в Москву на съезд 30−31 марта. Решение поддержать съезд было принято на общем собрании Союза кинематографистов Санкт-Петербурга абсолютным большинством голосов: 400 — «за», «против» — 8. Идея ехать в Москву, казалось бы, абсурдна, так как именно питерцам достались лавры победителя после декабрьского съезда кинематографистов, где председателем был избран старейшина режиссерского цеха 83-летний Марлен Хуциев.

Его правой рукой стал любимый ученик, питерский режиссер, председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга 45-летний Дмитрий Месхиев. Причем, одним из главных условий согласия Хуциева было то, что он будет работать с Месхиевым. Понятно, что в этом сценарии основная работа по распутыванию клубка проблем михалковского правления легла бы именно на энергичного Месхиева и его команду.

Однако затем Михалков принялся активно свой режиссировать «сценарий» по признанию декабрьского съезда нелегитимным, в чем преуспел. Логично было бы предположить, что Месхиев и его сторонники в ответ будут бойкотировать михалковский съезд, постаравшись объявить его незаконным.

— Но в этой патовой ситуации, ради спасения Союза кинематографистов, мы приехали на съезд, а также отправили телеграмму Марлену Хуциеву, которая станет нашей моральной поддержкой великому мастеру и всеми любимому, уважаемому человеку, — рассказал Месхиев. — Московский союз кинематографистов — еще не весь Союз, и право на собственное мнение имеет каждый. Как бы то ни было, важней всего сейчас отчетливо сознавать, что 1 апреля Минюст приостановит деятельность Союза, если мы не примем какого-то решения. Сейчас раздаются голоса: мол, почему бы не сделать два, три союза. Ситуация с несколькими союзами, воюющими друг с другом, — это тупик, в котором я участвовать не буду категорически. Я либо добьюсь мирного решения, либо уйду в сторону. Я хочу созидать и делать дело, а не воевать. Борьба отнимает очень много сил, времени. А если будет два маленьких союза, то они увязнут в дрязгах и ничего хорошего не сделают ни для кино, ни для страны, ни для культуры, и приведут все только к еще большему тупику. Вместо созидания и объединения мы получим междоусобную войну, из которой нет выхода.

— Как бы это банально ни звучит, должны быть две силы, — убежден Месхиев. — Сила государственная, которая заботится о том, чтобы киноотрасль не умирала, чтобы кинотворчество было живо. И сила общественная, которая называется Союз кинематографистов и которой небезразлично все, что происходит в отечественном кино, — сказал Дмитрий Месхиев. — Естественно, общественная организация не может утверждать законы, но вполне может что-то рекомендовать государству. Более того, общественная организация может участвовать в формировании законов, потому что сами кинематографисты зачастую лучше и правильнее знают специфику своего труда, специфику отрасли. У нас же зачастую мерилом качества кинопродукции уже не является никто! Нам кажется, что творческий союз имеет право высказывать свою точку зрения по поводу того, что творится в творческой составляющей нашего кино. А я за последние годы что-то не слышал о пленуме Союза кинематографистов по творческим вопросам.

Месхиев — известный дипломат, да и руководящая должность обязывает. А вот Евгений Татарский, не так давно отметивший 70-летие маститый питерский режиссер, прежний руководитель Союза кинематографистов СПб, куда более категоричен в оценке деятельности Михалкова и компании (кстати, Татарский прославился тем, что несколько лет назад выиграл суд у Михалкова, когда тот положил глаз на дом творчества наших киношников в Репине!).

— По моим сведения, Союз даже полностью не рассчитался за тот съезд, где Михалков был впервые избран, а тот форум в Кремлевском дворце стоил дорого, — говорит Месхиев. — Нынешний съезд в Гостином дворе обойдется не дешевле: поездки тысяч человек, проживание в гостинице «Космос»… А что не съездить бесплатно в Москву, пожить в хорошей гостинице, встретиться со старыми друзьями — так рассуждают многие, и Михалков на это тоже рассчитывает. Но как бы потом не пришлось слезы лить, подсчитав убытки! В своей излюбленной манере лукавит Никита Сергеевич. С одной стороны, Михалков объявляет, что баллотироваться на пост председателя не будет, но тут роняет фразы: «Я вообще не хотел баллотироваться…» Знаете, когда-то ко мне обратились руководители российского союза: «Женя, мы продаем Пахру — был такой пансионат «Красная Пахра» в ста километрах от Москвы — за очень хорошие деньги, и хотим на вырученные деньги отремонтировать Болошево — еще один пансионат — и ваше Репино. Продали. Прошло лет семь-восемь, они так и не завершили ремонт в Болошево, так как денег не хватает, а про Репино вообще никто не заикался.

— На съезде я постараюсь убедить все стороны, — сказал Дмитрий Месхиев. — Это моя искренняя и честная позиция, и я имею право на свое мнение. Не хочу очернять ни Никиту Сергеевича Михалкова, ни противоборствующую ему сторону. Или, уж не дай Бог, Марлена Мартыновича Хуциева. Просто нужно прийти к миру. Потому что на самом деле наш Союз необходим не только нам — как выражение мнения профессионалов, кинематографистов. Это единственная организация, которая может выражать наше мнение, мнение работающих в этой отрасли людей. Этот Союз необходим, его нельзя потерять.

Интересно, что правой рукой Никиты Михалкова в Союзе кинематографистов является выходец из гнезда питерских кинематографов — Михаил Пореченков, и многие прочат его на кинотрон. Так вот, когда итоги декабрьского, оказавшегося нелигитимным, съезда стали ясны, Дмитрий Месхиев и Михаил Пореченков, прощаясь, по-товарищески пожали друг другу руки, хотя могли бы и разругаться вдрызг. В рукопожатии двух неангажированных питерцев многие увидели залог того, что период войн завершен и теперь начинается период строительства, как известно, куда более трудный. Но мира тогда не удалось достигнуть. Дай Бог, чтобы уж после мартовского съезда точки над i были, наконец, поставлены.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня