
«Главный ньюсмейкер недели — почивший в бозе не то предприниматель, не то политик Борис Березовский».
«И дело не в том, что грозненский клуб на некоторое время стал главным ньюсмейкером страны».
«Признанный мастер карикатуры Константин Валов одинаково смело рисует всех видных ньюсмейкеров последнего времени. В списке его работ политики, звезды эстрады и кино, деятели шоу-бизнеса».
Что тут можно сказать? Здравствуй, новое слово! Слово нужное, с конкретным и ясным значением. В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина читаем такую дефиницию: «Человек — политический деятель, артист, спортсмен
В словаре «ньюсмейкер» дан с пометой «спец.», то есть «специальный термин». Из чего следует, что чересчур щеголять модным словечком не стоит, что оно уместно прежде всего в профессиональном разговоре. «Кто у нас сегодня главные ньюсмейкеры?» — вполне может спросить редактор на летучке. А вот называть на газетной странице «ньюсмейкером» футбольный клуб — это, пожалуй, не самый хороший тон. «Человек» — недаром так начинается определение термина в словаре. Неодушевленные существительные в понятие «ньюсмейкер» не вписываются.
Но на собственно лингвистической стороне дела останавливаться не хочу. Кто про что, а литератор — про литературу. Писатель — это ньюсмейкер или нет? У Леонида Петровича Крысина пишущая братия попала в категорию «и т.п.», то есть какой-то шанс остается. Есть ли хоть один прозаик или поэт в галерее карикатуриста? Не уверен. А в прежние времена десятки литераторов были увековечены в шаржах Кукрыниксов и Радлова, Игина и Лисогорского. Потому что ньюсмейкерами являлись. Слова такого не было, а феномен имел место. И большое.
Современные СМИ писателей за ньюсмейкеров не держат. Неинтересная им публика, не креативная. Кислотой друг другу в лицо не брызгают, женщин-помрежей на сцене не поколачивают, женятся и разводятся без помпы. Даже Литфонд свой отдали на разворование довольно тривиальным образом — не за что там прессе зацепиться.
С медийной точки зрения современная литература может дать только три информационных повода: а) получение писателем премии (повод наименее значительный), б) писательский юбилей, в) кончина известного мастера пера. В этих трех случаях писатель имеет шанс побыть ньюсмейкером. Все прочее — литература. То есть медийный товар низшего сорта. Не востребованный.
Является ли ньюсмейкером автор новой книги? Да, но ровно в одном случае — если этого автора зовут Виктор Пелевин. Тогда «утечка информации» о предстоящем издании заблаговременно внедряется в СМИ, а книготорговцы анонсируют начало продаж в назначенную полночь. Народ над этим пиар-приемом уже посмеивается: неоригинально, рабское подражание торговцам «Гарри Поттером».
Пелевин есть Пелевин, свое место в русской и мировой словесности он занял. И стоит на этом месте прочно, без движения. Он ньюсмейкер по натуре, make news — суть его дарования. Какие же новости изготовил он для нас в книге «Бэтман Аполло»? Заветный месседж звучит на последних страницах: «Чует сердце: скоро, скоро в России закончится время дураков — и начнется время других дураков». Может быть, это и горькая правда, но новость ли? Стоило за этим в холодную мартовскую ночь отправляться в книжный магазин?
«Качество текста — вот главное». Такую религию исповедовали российские писатели конца ХХ — начала ХХI века. И что получилось? Качество есть, а читателей нет, или их слишком мало. Чтобы пробиться в ньюсмейкеры, приходится идти на крайние меры. Ньюсмейкером первого квартала текущего года стал Михаил Шишкин, демонстративно отказавшийся от участия под российским флагом в международной книжной ярмарке.
Циничное время назойливо диктует: никому не нужна ваша литература без политической обертки, без привычного «глума» по поводу российской глупости. И все-таки я желаю стать ньюсмейкерами тем юным писателям, которые создадут новые эстетические приемы и откроют новые тайны человеческой природы.
Автор - прозаик, критик, профессор МГУ.