Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
21 апреля 2013 10:21

Красный свет опасности

Вадим Левенталь о новой книге Максима Кантора

3078

Эрнст Ханфштангль — самый зловещий персонаж нового романа Максима Кантора и в то же время веретено, на которое собирается нить романа, — говорит: «я и есть история». Он консультирует лидеров новорусской оппозиции, он был личным советником Гитлера («Адольф — мой ученик»), но он же роняет как-то, что прекрасно помнит разграбление Вольтерры — события, стало быть, XV века. По тексту рассыпаны намеки на Мефистофеля — и это, безусловно, тоже имеет место, но куда важнее, как кажется, то, что он без запинки шпарит бесконечные списки: военных чинов Германии и СССР, с краткими биографиями, лагерей, с комментариями об их устройстве и числе погибших, послевоенных конфликтов, опять же, с числом погибших, — не Википедия, нет; сама история. История Запада, по меньшей мере.

Между тем, Ханфштангль не единственный образ истории в романе, есть и другой — три старухи — бабушки следователя Петра Яковлевича Щербатова: ясно, что они суть Мойры, но у них свое собственное веретено. Ханфштангль строг и последователен: Реформация связывается с войной гвельфов и гибеллинов, Вторая Франко-Прусская война — развитие Первой, история Европы представляется бесконечной гражданской войной за Священную Римскую Империю, — сам герой при этом неизменно безупречно одет и передвигается по тексту с одного приема на другой, от Черчилля к Хайдеггеру, из поместья в родовой замок.

Бабушки Соня, Муся и Зина — в платках, халатах, возятся на кухне, кормят внука завтраком; они тоже помнят всё и всех, но иначе, чем Ханфштангль: их тройной диалог все время прерывается репликами «ты все путаешь, не так было», и в их памяти нет строгости — все герои их воспоминаний живут вместе, одновременно. Их история — не каталог, где карточка следует за карточкой, а организм, в котором вообще нет времени, все происходит сейчас, все — в одном пространстве.

Конфликт двух образов истории составляет ключевой, историософский конфликт романа — потому что «Красный свет», безусловно, историософский роман. Ханфштангль чертовски убедителен, и вообще его интеллектуальному обаянию трудно не поддаться. Он ведь не оправдывает лагеря смерти и убийства, он только говорит, что иначе быть не могло — есть, мол, холодная логика истории, и от нее никуда не деться: пространство организует империю, история есть борьба за господство, революционный запал нужно использовать, чтобы зажечь костер войны, — нравится нам это или нет, но так есть.

Ханфшангль представляет Закон — непреложный и от воли одного человека не зависящий закон истории, — но Закон только до тех пор остается замкнутой самодостаточной системой, пока его не взламывает случайный фактор Благодати. Закон Ветхого завета отменяется Благой вестью; история обретает нравственное измерение, когда в нее включается любовь к ближнему, или, говоря словами еще одного героя этого романа, историка Соломона Рихтера, идея равенства.

Философия истории Максима Кантора строится на бинарных оппозициях: война—революция, идея господства — идея равенства, империя—res publica. Упрощение? Нет, мировоззрение. Постструктуралистская (обойдемся без слова «постмодернизм», чтобы не махать красными тряпками) позиция — любое мировоззрение есть идеология, и значит, существо истории в нем не поймано, история как самопишущееся письмо может быть схвачена только в таком же безответственном и бессистемном, как она сама, письме обо всем и ни о чем, — давно разоблачена как сама по себе идеологическая: коротко и грубо говоря, философия постструктурализма есть обоснование неолиберального экономического курса. Герои Кантора энциклопедически образованы, они изучали историю по архивам и знают ее в деталях — но последним усилием, которое увенчает и оправдает доскональное изучение всех подробностей, чисел, дат и фамилий, может быть только общий взгляд на всю картину в целом: историю нужно понять как работу простого фактора, «такого же простого и важного, как тот факт, что Земля круглая».

Ханфштангль представляет идею господства. Люди должны быть неравны во имя противостояния хаосу, революция противостоит этой идее, и значит, любую революцию нужно задушить, и единственный способ сделать это — заменить революцию войной.

Соломон Рихтер представляет идею равенства: люди равны в любви, милосердии и взаимовыручке, этого достаточно для возможности справедливого общества. «В этом — именно в этом! Ни в каком ином! — смысле мы можем говорить о „конце истории“. Конец истории? Да! Но одновременно начало истории! Да, заканчивается история приобретений, заканчивается история экспансий и насилия человека человеком. Наступает пора взаимной ответственности. Это и есть революция — против войны».

Еще короче: Ханфштангль есть история без любви; бабки-мойры, Рихтер, да и сам Щербатов — история, в которую любовь включена. Противостояние этих взглядов составляет нерв любого спора об истории — в романе в том числе: идет ли речь о Великой Французской революции, о Тридцатилетней войне, о событиях Арабской весны или о «белоленточной» зиме.

В самой по себе истории идеи равенства нет ¬- но человек потому и не животное, что он собственным нравственным и интеллектуальным усилием эту идею может в нее включить. Это опасно, как опасно любое требование невозможного, как любой поход против природы, с вилами на медведя: мысль о необходимости иерархии, о том, что нужно выбирать наименьшее зло, при котором массой людей управляет кучка, одному проценту принадлежит все, а девяносто девять работают, — эта мысль пользуется громадной поддержкой. На ее стороне танки и подводные лодки, автозаки и ядерные ракеты, лагеря смерти и университетские профессора, телевидение и искусство — сам порядок вещей, наконец. Идти против нее — опасно: горит красный свет.

В этом смысл названия романа, который завершается словами Рихтера — он пишет из лагеря своему доносчику — «И если у меня когда-нибудь достанет сил, я снова буду защищать равенство. Это единственное, ради чего стоит жить. Теперь я знаю, это очень опасный путь. Но ничего другого я не хочу. Быть равным другому — это очень опасно. Хочу видеть перед собой красный свет опасности и идти на красный свет».

Максим Кантор. Красный свет. — М.: АСТ, 2013

Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Петр Ковалев

Последние новости
Цитаты
Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня