Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
28 апреля 2013 10:39

Чересполосица

Прогулки по журнальному саду с Кириллом Анкудиновым

1447

Опять скандал — фальшивомонетчики, водолазы и честолюбцы — война упаковок — история дыбом — сказки венского леса — дилемма Крыма — нормальное гегельянство — ситуация и сибординация — загадка Олега Дозморова — просодия электродрели — бак с отходами — воззри в лесах на бегемота.

В литературе за текущий месяц было мало интересных событий.

Поправлюсь: произошло много событий, но эти события для меня — за редким исключением — неинтересны.

Очередной «скандал нашего городка» — с «Тотальным диктантом», Диной Рубиной и губернатором Ульяновской области — не хочу комментировать.

В предыдущем обзоре я заметил, что все новейшие российские литературные (и не только) скандалы возникают и развиваются по одному и тому же сценарию. Вот подтверждение — третий скандал. А грядут и четвёртый, и пятый, и десятый, и пятидесятый, и сотый — до тех пор, пока существует определённая социально-психологическая сценарная матрица, она будет безостановочно продуцировать инциденты соответствующего типа.

Отмечу лишь то, на что пока не обратил внимания ни один из комментаторов…

…При всём моём уважении и к классику советской журналистики Василию Пескову, и к обаятельной Дине Рубиной — задам парочку вопросов.

Так ли уж песковский текст о художнике Пластове и новоактуальное брюзжанье Дины Рубиной отличны меж собой? И нет ли — в специфическом отношении губернатора Морозова к «Тотальному диктанту» (не принадлежащему Морозову лично) и в столь же характерном отношении Дины Рубиной к интернету (опять-таки, не принадлежащему Дине Рубиной лично) — некоей зеркальной общности? Морозов видит в «Тотальном диктанте» опасную стихию, нуждающуюся в контроле и вмешательстве, но ведь и Дина Рубина видит в интернете то же самое.

«…Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей…».

Кстати, что за нелепый семантический ряд — «террористов, хакеров и фанатиков». Всё равно что сказать: «(нечто) становится орудием в руках фальшивомонетчиков, водолазов и честолюбцев всех мастей». И со вторым перечислением не лучше: «Этот наперсник, проповедник и исповедник толп… плодит пошлость, невежество и агрессию». «Наперсник толп» и «исповедник толп» в моём представлении — заведомо позитивные функции: если у толп находятся наперсники и исповедники, это замечательно. Что касаемо «проповедника толп», я вообще не понимаю смысла данного словосочетания, ибо неверно сказано. Помимо орфографической и пунктуационной грамотности должна быть стилистическая грамотность и семантическая грамотность; в этом плане диктант Дины Рубиной — не идеален. Я б ему пятёрку не поставил.

Возвращаюсь к начатому: мне кажется, что содержание двух альтернативных текстов диктанта — идентично, что это — одна и та же советская «высокая духовность», поданная в разных упаковках. Стало быть, мы имеем дело с «войной упаковок».

Вообразите две коробки конфет. Одна коробка разрисована пластовскими среднерусскими пейзажами, на второй коробке — разноцветные интернет-символы, всякие смайлики, и лейбл «сделано в Израиле». Конфеты же в двух коробках — совершенно одинаковые.

Каждый волен выбрать какую-либо из этих коробок по своему вкусу. Однако видеть в коробочном дизайне «корень зла» или «средоточие добра» может только безумец. Я понимаю, что значительную роль в «инциденте Рубиной-Морозова» сыграл национальный фактор. Но, опять-таки, отыскивать национальные начала в рисунке с конфетного фантика — какое ж это странное и нелепое занятие.

Могу добавить: по моему убеждению, истые свободолюбцы не должны проводить акции, в названиях которых есть слово «тотальный», а российские государственные чиновники не должны самовольно вмешиваться в частные проекты (не противоречащие законодательству РФ).

Но об этом-то сказано многими до меня.

Обозревать литературные журналы мне сейчас затруднительно: апрель подходит к концу, а в Адыгейскую республиканскую библиотеку до сих пор не пришло ни одного номера «Нового мира» и «Октября» за нынешний год; с прочими литжурналами тоже напряжёнка; исправно к нам поступает лишь «Знамя».

Об одной знаменской публикации я и поговорю.

Повесть Дениса Драгунского «Архитектор и монах» напечатана в январском номере «Знамени».

"Архитектор" в этой повести — не кто иной как Адольф Шикльгрубер (он же Гитлер), а «монах» — Иосиф Джугашвили, более известный под псевдонимом «Сталин».

Повесть Драгунского — фантастическая. Но это — не научная фантастика и не фэнтези; это — что называется, «альтернативная история».

…Однажды в начале XX века в венском кафе повстречались два молодых человека — грузинский социал-демократ Иосиф и начинающий художник Адольф. Иосиф разместил бездомного Адольфа в своей съёмной квартирке, пригласил его в марксистский кружок Клопфера. А затем случилась трагикомическое недоразумение: юный Дольфи («Дофин») приглянулся испанцу Рамону Фернандесу, радикальному социалисту и пылкому гомосексуалисту. Фернандес приревновал Адольфа к Леону Троцкому (ещё одному посетителю клопферовских сборищ) и зарубил Троцкого (кухонным топориком). А там и Ленина нашли утопленным в пруду (месть троцкистов). Поскольку Ленин с Троцким мертвы, «Октября» в России не было (а «Февраль» — ещё как был); произошла рокировка — коммунистическая революция свершилась не в России, а в Германии; там укоренился тоталитарный режим Эрнста Тельмана — пускай без русского размаха, но зато с немецкой доскональностью — душно и тошно жить в тельмановской Германии. В России немногим лучше: к власти пришли кадеты, поначалу рохля Милюков развалил всё, затем его сменил сильный правитель — Набоков-старший. Царская семья тайно расстреляна (не большевистской, а кадетской властью), конституционно-демократическая партия превращена в подобие «Единой России». Плюс к тому — насильственная ассимиляция российских евреев (не пожелавшие ассимилироваться высланы на Дальний Восток), кровопролитная война (белой) России с (красной) Германией — первой напала Россия, но спровоцировала её Германия. Кстати, войну Россия проиграла, теперь она — «под международным протекторатом». Иосиф Джугашвили, спасаясь от троцкистов, в венском лесу вдруг осознал величие Бога и посвятил себя Церкви. Он постригся в монахи, затем стал иеромонахом, а потом — митрополитом. Адольф же в «альтернативной истории» — преуспевающий архитектор с не сложившейся личной жизнью. Ему обрыдла тельмановщина, он написал диссидентскую книгу «Моя борьба» — «про то, как уважать себя… как отличать правду от вранья». Финал повести невесел: Адольфа похищают агенты Тельмана, и он исчезает бесследно, а митрополит Иосиф умирает своей смертью в преклонном возрасте. И перед смертью думает…

«Если бы он стал канцлером Германии, а я бы стал премьер-министром России? Ведь могло же так случиться. Вполне могло бы. Мы были молоды и сильны. Мы были добры. Мы были трезвы умом. Боже милосердный! От скольких страданий мы бы избавили свои народы… И всё человечество».

Такие вот «сказки венского леса».

Хотя написана повесть Дениса Драгунского добротно, эстетических открытий в ней нет. Я полагаю, что её ценность — не литературного, но публицистического свойства; «Архитектор и монах» — разовая реплика публициста, изложенная в форме большого литературного произведения.

Денис Драгунский — либеральный публицист. Но он нашёл смелость отойти от штампов либеральной историософии. Согласно этим штампам, судьбу XX века решили два плохих человека — Сталин и Гитлер. Отчего они плохи? Оттого что плохи. Ну, может быть, их сотворили два плохих национальных субстрата — но с национальными субстратами ничего не поделать; теперь нужно, чтобы плохие национальные субстраты вновь не соединились бы с плохими идеологическими векторами, для этого надо стоять на страже идеологии.

Либеральная историософия — шаманское язычество вперемежку с морализмом. Злые люди пролили много крови, потому что в них вселились злые духи; надо ругать имена злых людей и запрещать всем думать так, как когда-то думали злые люди — тогда злые духи к нам не вернутся. Шибко умная стратегия, однако.

Либералы не могут понять, что источник страшных тоталитаризмов XX века — этика, выродившаяся в морализм. Та самая этика, которая так люба им. Ведь где этика, там наказания, а где наказания, там — расстрелы и концлагеря.

Представим, что красные войска взяли Крым с десятками тысяч не успевших отплыть белых офицеров. Офицеры абсолютно безвредны, они напуганы и всецело готовы служить новой власти. Как быть с ними. И милосердие, и здравый смысл (логика), и чувство красоты (эстетика), и религия, и пофигизм дружно скажут: «Не убий», и только этика воскликнет: «Накажи, а значит убий — во имя справедливости». Вот разгадка тоталитаризмов XX века — всевластие этики, отчуждающей людей друг от друга. Гулаг возник не из-за марксизма, а из-за этизма (подозреваю, что и Освенцим появился из-за этизма, а не по каким-либо другим причинам).

Умница Денис Драгунский осознал: этика ничего путного не определяет. Вот — хорошие люди: Милюков, Набоков-старший, Эрнст Тельман; по крайней мере, мы привыкли считать их хорошими — обстоятельства сложились так, что эти ребята не причинили большого зримого зла. Но — вжик-хлоп! — обстоятельства сложились иначе — и вуаля! — хорошие люди наворотили горы злодеяний. А вот — злодеи: Сталин, Гитлер. Им не досталось власти, и потому они — (покамест) хорошие люди. Вправду хорошие: мудрый пастырь Сталин, симпатичный и неравнодушный интеллигент Гитлер. Так, может быть, вся наша хорошесть идёт исключительно от нашей (случайной) безвластности?

Историософия «Архитектора и монаха» — нормальное гегельянство, для которого всеобщий Поток Бытия сильнее благих устремлений отдельной личности (кстати, гегельянство — очень пессимистичное мировоззрение). По сравнению с самонадеянным морализмом типичного нынешнего российского либерала это — огромный шаг вперёд.

Повесть Дениса Драгунского пока не расчитали (и, может быть, не расчитают никогда). Будь иначе, всенепременно нашёлся бы идиот, который закричал бы: «Денис Драгунский оправдывает Гитлера и Сталина!».

Современные литературные журналы публика не читает. Иногда это хорошо.

А тем временем в разгаре премиальный сезон. Премия «Поэт». Премия Белкина. «Национальный бестселлер». Русская премия.

Все итоги премий — предсказуемы. Мейнстримно либерального «Белкина» получила Ирина Поволоцкая со своей гомеопатической сагой, что ожидаемо; немейнстримный «Нацбест» достался ершистому Максиму Кантору, что тоже ожидаемо.

Даже «сюжет с Евтушенко» — совершенно предсказуем; правда, он вызван к жизни не открытой, а скрытой, двухзвенной, двухходовой премиальной логикой.

Очевидно, что премия «Поэт» изначально готовилась под уважаемые, известные и бесспорные имена. Менее очевидно другое: когда эти имена будут исчерпаны, премия «Поэт» окажется вынуждена обратиться к именам уважаемым, известным и небесспорным, а не к тем именам, которые бесспорны, однако не успели наработать выслугу лет и известность. Вручение «Поэта» Евгению Евтушенко вызвало минимум упрёков. А если б премию «Поэт» взял бы автор помоложе (пускай даже достойнейший — Максим Амелин, например)? Какой бы шум поднялся б тогда. Вспоминаю фразу пьяницы, случайно услышанную Михаилом Леоновичем Гаспаровым: «Ситуация превозмогает сибординацию». В данном случае сибординация превозмогла всё на свете. В том числе, она превозмогла локальные, узкоклановые расклады. Премия «Поэт» была рассчитана разом на все сибординации; но непремированные пожилые кружковые кумиры закончились, теперь приходится руководствоваться «сибординацией как таковой».

Мне совсем не нравится вся поэзия Евтушенко постсоветского периода; мне не слишком нравится и поэзия Евтушенко советского периода. Однако беспримерную просветительско-культуртрегерскую деятельность Евтушенко пора отметить чем-либо. Хотя бы премией «Поэт».

А больше всего мне интересна «Русская премия». Точнее — её поэтическая номинация.

Итоги этой номинации тоже были предсказуемы — уже по её шорт-листу. Когда я увидал в нём Олега Дозморова, я сказал себе: «Первое место займёт Дозморов». Лонг-лист «Русской премии» окончательно укрепил это предвидение. Предчувствия меня не обманули: первая премия в поэтической номинации — у Дозморова, разумеется.

Самое время разобраться в удивительном «феномене Олега Дозморова».

Этот феномен — результат работы механизмов нынешнего литературного процесса. А они одинаковы везде: в любом литкритическом разделе любой газеты или журнала одно и то же: из десяти рецензий — девять положительных откликов на ординарные произведения и один ругательный. Ругают то, что неординарно. То, что задевает. И в обзорной статье какого-нибудь «Провинциального листка» славословят местных достопочтенных графоманов, но обрушиваются на сколько-нибудь живую строку юного пиита-бедолаги; и в бронзово-столичном «Державном вестнике» все стрелы — исключительно по адресу Пелевина и Акунина (которых всё ж публика читает), зато нечитаемым писакам — комплименты и дифирамбы. Даже рафинированное «Новое литературное обозрение» недалеко ушло от «Провинциального листка» и «Державного вестника»: чтобы видеть это, достаточно поглядеть в свежий (сто девятнадцатый) номер «НЛО». Сначала Кирилл Корчагин любовно выстраивает культурный ряд для скучнейшего Евгения Сабурова, а затем — Леонид Кацис небрежно заушает роман Дмитрия Быкова «Икс» — и такой разительный перепад в тоне!

Так вот, Олег Дозморов — поэт, который никогда никого не заденет.

Есть литераторы, на дух не переносящие творчество дозморовского друга — Бориса Рыжего. Что ж, дело вкуса: Юрий Тынянов недолюбливал Есенина и Ходасевича, Бродский — Тютчева и Блока; я был знаком с людьми, ненавидевшими Пушкина. Но я не могу представить, чтобы кто-то искренне возненавидел бы стихи Дозморова, равно как не могу вообразить, чтобы кто-то возлюбил бы их взахлёб. Вот потому-то Дозморов так публикуем, хвалим (а теперь ещё и премируем).

Олег Дозморов — поэт-традиционалист; он всячески подчёркивает это. Как традиционалист Дозморов неуязвим вдвойне: читатели устали от новаций девяностых, теперь им хочется лирики «без модернятины, постмодернятины и приговщины».

А теперь подробно исследуем дозморовскую «традицию» — на примере стихотворения, опубликованного в апрельском номере «Нового мира» за прошлый год…

Я подожду. Без бега облаков

не заведётся на рифмовку вторник.

На небе меж коробок и лотков

порозовел — кто? Бортик, портик? Тортик.

Во-первых, не сразу понять, о чём речь вообще. Во-вторых, «вторник» тут исключительно ради рифмы к «тортику». В-третьих, «бортик», «портик» и «тортик» — «что», а не «кто». А в-четвёртых, существует такая вещь, как просодия, то бишь звучание стиха. В данной строфе — просодия электродрели: «кор-пор-бор-пор-тор-дрр-вззз».

Лежал туман, как крем на берегу,

по морю, как по пирогу размазан.

«На берегу» или «по морю»? «Пирог» или «тортик»? Ах, да: «тортик» — облака в небе, а «крем на пироге» — это туман на море.

Рассвет разжал подкову, ветр в дугу

согнул флагшток, где пёстрый флаг привязан.

Прям ураган налетел — флагштоки гнёт в дугу. А туман не разгоняет — вот чудо! «Флагшток, где привязан флаг» — сие не по-русски сказано. И просодия, просодия. Попробуйте, произнесите: «ветрвдугу», «флагштокгде».

Подкова — это пары берегов

полукольцо по сторонам залива.

Стоп-стоп! Если «подкова» и «полукольцо залива», то это — не «пара берегов». Это — один берег.

Слои коржей над бухтой с двух боков

пологого холма нависли криво —

Когда мы говорим «два бока холма», мы имеем в виду две противоположные стороны холма; но лирический герой стихотворения расположен так, что одновременно видеть их не в состоянии. И ещё: если берега нависают, значит вершина выше основания, тогда возвышенность — не пологая. И она — не холм, а гора.

над полосой, где к вечеру прибой

им навзбивает пены в мокрых скалах.

Так и есть: горные берега нависли над бурным прибоем. И над скалами. Можете вообразить, чтоб холм нависал бы над скалами?

Какой простор сокрылся, боже мой,

в амфитеатрах, антресолях, залах.

Наконец-то более-менее приличное двустишие. Хотя, конечно, «на антресолях», а не «в антресолях»…

Надвинулись слоями, полосой.

Что надвинулось слоями и полосой? Антресоли? Или «слои коржей» — тавтологически «надвинулись слоями». Да к тому же слоёв много, а полоса — одна. Либо «надвинулись слоями», либо «надвинулись полосой».

Дырявый дождь эпитет добавляет.

Страшный сон синоптика: и ураган, и туман, и простор, и облака на розовом небе, вот уже и дождь — и звёзд ночной полёт, наверное.

И мёртвый дрозд лежит на мостовой,

И чёрный бак с отходами воняет.

В последней строчке Дозморов выдал себя с головой. Стихотворение — вторичная моделирующая система. Каждый образ в поэтическом тексте зачем-то нужен. Для чего строка «и чёрный бак с отходами воняет»? Что ею автор хотел сказать? Ах, ничего. Ах, это просто так (стоял перед окном бак — поэт его и помянул). Но дело в том, что в хорошем стихотворении ничего не может быть «просто так».

Ну, вообразите у Пушкина…

Минута — и стихи свободно потекут.

И что-то под окном моим воняет.

Или у Ахматовой…

Ржавеет золото и истлевает сталь.

И чёрный бак с отходами воняет.

Но вот — последняя строфа дозморовского опуса. Уфф!

И рыбаки, что тоже от сохи,

Тоже?!

ввиду волнения заходят в бухту —

Ввиду собственного волнения? Или ввиду волнения моря?

вот-вот уже набрякнут и набухнут

тяжёлая, как пахота, стихи.

Автор пашет, вторник с тортиком рифмует — и рыбаки тоже от сохи.

Позвольте, что же получается? Эта напыщенная, дряблая и косноязычная муть — «продолжение традиций Ходасевича и Георгия Иванова»? Шутите? Если тут впрямь чьи-то традиции, то — Козьмы Пруткова.

А название премированного дозморовского сборника — «Смотреть на бегемота» — ненавязчиво отсылает к Салтыкову-Щедрину.

«Затем помещено письмо Трясучкина, который извещает, что поэт Булкин совсем не «недоразумение», а автор известного стихотворения «Воззри в лесах на бегемота», а редактор Ноздрёв на это возражает: «Но кажется, что это стихотворение, или приблизительно в этом роде, принадлежит перу Ломоносова?» («Письма к тётеньке. Письмо одиннадцатое»).

Салтыков-Щедрин — пророк: он предсказал «поэта Булкина». Правда, Салтыков-Щедрин не предвидел, что «поэт Булкин» будет получать литературные премии…

Читайте также в этой серии:

Скандалы нашего городка

Нормальный Букер

Зверь из бездны

Дорога разочарований

Марианская впадина

Вперед к Ваенге

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня