Культура

Голая сермяжная правда

Русский музей выставил напоказ шедевры отечественной «обнаженки»

  
13739

Сфотографировать красивую (и не только) обнаженную женщину по сегодняшним меркам не проблема. Была бы, как говорится, женщина. И — средства, оплатить её услугу. Другое дело снять так, чтобы восхищались люди — красотой натуры, мастерством фотографа. Не каждому дано!

В этом убеждаешься, побывав на фотовернисаже в Строгановском дворце Петербурга, филиале Русского музея, где усилиями музейных сотрудников отдела новейших течений открылась выставка «Красота без гламура?».

Знак вопроса в её названии не случаен. Ведь в последние годы «обнаженка» стойко ассоциируется у нас в стране именно с гламуром, то есть, с роскошью, шиком, чисто внешним блеском.

Между тем, обнаженное женское тело ещё с античных времен считается эталоном искусства. И совсем не обязательно, чтобы были у этого тела правильные пропорции, выразительные формы, чувственный взгляд. Важно — что за всем этим кроется.

У известного российского мастера конца Х1Х-го — первой половины ХХ века Николая Свищова-Паоло дамы на фото часто «неброские». И психология чувства, душа - не его и его натурщиц удел. Ему куда интереснее само человеческое тело, его пластика, как совершенное творение природы.

Чего никак не скажешь про нашего современника Стаса Намина. Вот уж где властвует Эрос! Задержавшись у одной из работ известного музыканта и фотохудожника, корреспондент «СП» имела возможность заметить, какими взглядами смотрели на его «Обнаженную» посетители-мужчины. Причем, не только молодые.

Схожая реакция и на работы Арнольда Марьяшина «Ножницы», «Сигарета». К слову, совсем «свежие», 2012 года. Как намекнули организаторы выставки, его модели «вполне могут быть среди нас». «В смысле, присутствовать в Строгановском, на этом вернисаже?», — уточняю у научного сотрудника сектора фотографий Русского музея Светланы Зинченко.

И в этом смысле тоже, — ответила она. —  Но я имела в виду иное — что в принципе каждая из нас, представительниц прекрасного пола, могла бы оказаться на полотнах Марьяшина. Он умеет подать свою натуру так, что та станет, при всей кажущейся внешней невзрачности, писанной красавицей.

Арнольд — экспериментатор. Его «ню"-фотографии, исполнены на самодельной бумаге, с нанесенной на неё кистью эмульсией, и напечатанными серебром снимками. Вроде и просто (когда просто смотришь), а попробуй повтори!

Наш российский, привычный сегодня гламур — это известные дамы света и полусвета в мехах, бриллиантах, часах за миллионы. Но главное — узнаваемые всеми «топовые» лица. Что, собственно, и делает обычно авторам их снимков некоторое имя (или правильней сказать, имя на некоторое время). Ничего больше — ни души, ни (часто) тела.

Здесь, в Строгановском, что ни фото, то маленький шедевр. Что ни лицо на нем, то мысль и чувство. И вызывающие чувства мысль.

Вот ученик Ильи Репина Арнольд Эберлинг, самое начало ХХ-го века. Техника — ручная, какая ещё могла тогда быть? Снимок явно постановочный. При этом не оторваться от него. Завораживает тело, его положение в кадре, его полунамек, и некое лукавство, и что-то, кажется, запретное…

В те времена выставить подобное творение на всеобщее обозрение было для художника «смерти подобным». Строгие нравы общества могли просто перечеркнуть мастеру карьеру. Потому Эберлинг никогда не делал с негативов больших снимков, только маленькие «пробники», исключительно для себя, для работы — они служили ему эскизами для будущих картин. Не мучить же, в самом деле, натурщиц долгим позированием.

Среди натурщиц, к слову, были и дамы, более чем известные в обществе. Пример? Балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова. Но полистайте журналы того времени. Где-нибудь найдете их фото в стиле «ню»? Вряд ли. Имя себе, мировую популярность добывали они на сцене трудом и талантом.

«Показать обнаженное тело не проблема, — считает фотохудожник, директор одной из галерей, предоставивших фото на данный вернисаж, А. Чижин. — Попробуйте найти в этом теле то, что отличает его от других, найти смысл в своей с ним работе».

Чижин — один из тех, кто принципиально не работает с «цифрой», несмотря на её богатые возможности, не прибегает к компьютерной обработке изображений. Классическая фотография с классическим женским телом — этого достаточно, чтобы выразить себя. И помочь зрителю понять разницу между обнаженной красотой и «красотой гламура».

Справка «СП»

Первые фотоснимки с изображением обнаженного женского тела появились практически одновременно с изобретением фотографии — в 1840-х годах. Активно занимались этим первые фотографы — дегаротиписты. Как самостоятельный жанр «ню» окончательно сформировался к концу Х1Х века. В России долгие годы он был под запретом. Расцвел в начале первой четверти ХХ-го века. Но в 1930-х годах вновь попал под запрет, был приравнен к порнографии. Допускались тогда только снимки тел спортсменок и работниц (в лучшем случае в купальниках). Новый этап для отечественного «ню» начался в 1990-х годах. Но быстро перешел из жанра искусства в жанр светской хроники.

Фото автора

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня