Сфотографировать красивую (и не только) обнаженную женщину по сегодняшним меркам не проблема. Была бы, как говорится, женщина. И — средства, оплатить её услугу. Другое дело снять так, чтобы восхищались люди — красотой натуры, мастерством фотографа. Не каждому дано!
В этом убеждаешься, побывав на фотовернисаже в Строгановском дворце Петербурга, филиале Русского музея, где усилиями музейных сотрудников отдела новейших течений открылась выставка «Красота без гламура?».
Знак вопроса в её названии не случаен. Ведь в последние годы «обнаженка» стойко ассоциируется у нас в стране именно с гламуром, то есть, с роскошью, шиком, чисто внешним блеском.
Между тем, обнаженное женское тело ещё с античных времен считается эталоном искусства. И совсем не обязательно, чтобы были у этого тела правильные пропорции, выразительные формы, чувственный взгляд. Важно — что за всем этим кроется.
У известного российского мастера конца Х1Х-го — первой половины ХХ века Николая Свищова-Паоло дамы на фото часто «неброские». И психология чувства, душа - не его и его натурщиц удел. Ему куда интереснее само человеческое тело, его пластика, как совершенное творение природы.
Чего никак не скажешь про нашего современника Стаса Намина. Вот уж где властвует Эрос! Задержавшись у одной из работ известного музыканта и фотохудожника, корреспондент «СП» имела возможность заметить, какими взглядами смотрели на его «Обнаженную» посетители-мужчины. Причем, не только молодые.
Схожая реакция и на работы Арнольда Марьяшина «Ножницы», «Сигарета». К слову, совсем «свежие», 2012 года. Как намекнули организаторы выставки, его модели «вполне могут быть среди нас». «В смысле, присутствовать в Строгановском, на этом вернисаже?», — уточняю у научного сотрудника сектора фотографий Русского музея Светланы Зинченко.
И в этом смысле тоже, — ответила она. — Но я имела в виду иное — что в принципе каждая из нас, представительниц прекрасного пола, могла бы оказаться на полотнах Марьяшина. Он умеет подать свою натуру так, что та станет, при всей кажущейся внешней невзрачности, писанной красавицей.
Арнольд — экспериментатор. Его «ню"-фотографии, исполнены на самодельной бумаге, с нанесенной на неё кистью эмульсией, и напечатанными серебром снимками. Вроде и просто (когда просто смотришь), а попробуй повтори!
Наш российский, привычный сегодня гламур — это известные дамы света и полусвета в мехах, бриллиантах, часах за миллионы. Но главное — узнаваемые всеми «топовые» лица. Что, собственно, и делает обычно авторам их снимков некоторое имя (или правильней сказать, имя на некоторое время). Ничего больше — ни души, ни (часто) тела.
Здесь, в Строгановском, что ни фото, то маленький шедевр. Что ни лицо на нем, то мысль и чувство. И вызывающие чувства мысль.
Вот ученик Ильи Репина Арнольд Эберлинг, самое начало ХХ-го века. Техника — ручная, какая ещё могла тогда быть? Снимок явно постановочный. При этом не оторваться от него. Завораживает тело, его положение в кадре, его полунамек, и некое лукавство, и что-то, кажется, запретное…
В те времена выставить подобное творение на всеобщее обозрение было для художника «смерти подобным». Строгие нравы общества могли просто перечеркнуть мастеру карьеру. Потому Эберлинг никогда не делал с негативов больших снимков, только маленькие «пробники», исключительно для себя, для работы — они служили ему эскизами для будущих картин. Не мучить же, в самом деле, натурщиц долгим позированием.
Среди натурщиц, к слову, были и дамы, более чем известные в обществе. Пример? Балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова. Но полистайте журналы того времени. Где-нибудь найдете их фото в стиле «ню»? Вряд ли. Имя себе, мировую популярность добывали они на сцене трудом и талантом.
«Показать обнаженное тело не проблема, — считает фотохудожник, директор одной из галерей, предоставивших фото на данный вернисаж, А. Чижин. — Попробуйте найти в этом теле то, что отличает его от других, найти смысл в своей с ним работе».
Чижин — один из тех, кто принципиально не работает с «цифрой», несмотря на её богатые возможности, не прибегает к компьютерной обработке изображений. Классическая фотография с классическим женским телом — этого достаточно, чтобы выразить себя. И помочь зрителю понять разницу между обнаженной красотой и «красотой гламура».
Справка «СП»
Первые фотоснимки с изображением обнаженного женского тела появились практически одновременно с изобретением фотографии — в 1840-х годах. Активно занимались этим первые фотографы — дегаротиписты. Как самостоятельный жанр «ню» окончательно сформировался к концу Х1Х века. В России долгие годы он был под запретом. Расцвел в начале первой четверти ХХ-го века. Но в 1930-х годах вновь попал под запрет, был приравнен к порнографии. Допускались тогда только снимки тел спортсменок и работниц (в лучшем случае в купальниках). Новый этап для отечественного «ню» начался в 1990-х годах. Но быстро перешел из жанра искусства в жанр светской хроники.
Фото автора