Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
9 ноября 2013 13:07

Цискаридзе не приняли

Академия русского балета выступила против назначенца из министерства

21003

В последнее время появились слухи о смене министра культуры. Как говорят некие источники, Владимир Мединский покинет свой пост в связи с тем, что высшее руководство страны якобы недовольно фильмом «Сталинград», который считался одним из главных проектов министерства.

На самом же деле, если верить утечкам из стен самого культурного ведомства, отставка Мединского реальна, но не из-за кино, а из-за того, что у Владимира Путина появился новый фаворит — Владимир Толстой. Нынешний советник главы государства добился, например, доставки Олимпийского огня в Ясную поляну, да и на последнем заседании президентского Совета по культуре докладчиком был именно потомок великого писателя, а не действующий министр.

Также можно констатировать, что свою миссию, которая заключалась в полномасштабной смене руководства учреждениями культуры, Мединский выполнил. Своих постов лишились многолетние руководители ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, Большого театра Анатолий Иксанов и другие менее заметные в российской культуре управленцы.

Удивительно, но все проходило достаточно чинно и благородно, а все претензии к Мединскому носили, скажем так, эстетический характер. Собственно, странно было в Мединском видеть иную роль, чем роль метлы, ибо никакого отношения к культуре этот чиновник ранее не имел, и исключением, коим была знаменитая Екатерина Фурцева, тоже не стал.

Слухи об отставке министра совпали с его самым скандальным кадровым решением — смене руководства Академии русского балета имени Вагановой. На пост ректора вместо Веры Дорофеевой назначен уволенный из Большого театра Николай Цискаридзе.

Решение во многом неожиданное, учитывая оппозиционность бывшего солиста ГАБТ, и его разоблачения воровства в ходе скандальной реконструкции здания главного театра страны. Тем более за его главного оппонента Анатолия Иксанова вступился сам президент Путин, заявивший, что без работы обвиненный в последнее время во всех смертных грехах руководитель не останется, и ему уготована тихая карьера «на международной площадке».

С другой стороны, назначение Цискаридзе вполне объяснимо. На фоне разгула уже откровенной уголовщины в Большом театре надо было удалить все их источники, оздоровив тем самым ситуацию. Далее было два варианта — либо прислать следователей, либо развести уволенных для работы в разных углах ринга. Как мы видим, Минкультуры, наверняка с санкции высшего руководства страны, пошло по второму пути.

Однако коллектив Вагановки Николая Цискаридзе не принял. За громкими словами в обращении к Владимиру Мединскому о том, что «нанесен огромный ущерб не только престижу самой Академии, но и всей российской культуре», содержалось простое требование — пересмотреть решение о назначении и.о. ректора и пришедшей с ним в качестве художественного руководителя балерины Ульяны Лопаткиной. Особо авторы письма подчеркивают, что под ним стоит более 100 подписей, хотя кто именно его подписал неизвестно, открыто против нового руководства высказалась только преподаватель Елена Шерстнева. Это, кстати, особенность современного русского балета — умение составлять громкие, но при этом анонимные письма.

Одновременно с этим письмом в прессе пошли откровенно заказные публикации, направленные против Цискаридзе, причем и в них также говорилось о том, что русский балет умрет со дня на день.

Минкультуры под этим давлением было вынуждено дать задний ход. Замминистра Григорий Ивлиев сообщил, что продлен контракт с авторитетным худруком Алтынай Асылмуратовой, а вопрос с Лопаткиной будет решаться после выборов ректора.

Тем не менее, коллектив Академии боится, что назначение Цискаридзе является частью плана Валерия Гергиева по захвату учебного заведения и объединения его с Мариинским театром в президентский центр искусства, театра и балета. Некоторые даже говорят, что главная цель Гергиева не создание центра, а получение контроля над зданиями Вагановки. Минкультуры же утверждает, что от планов объединения Академии и театра решено отказаться.

Вторым содержательным аргументом являются слова балетмейстера Алексея Ратманского о том, что перестановки происходят в середине учебного года, и они могут повлиять на учебный процесс. На это Минкультуры ответило сохранением в должности худрука Асылмуратовой, отвечающей как раз за работу с учащимися.

Звучат также мнения, что ректором должен быть человек из самой Академии, то есть тот, кто знает ее изнутри. В принципе, наверняка люди, готовые занять пост ректора, в Вагановке есть (многие называют одним из таких кандидатов проректора Алексея Фомкина, являющегося, по слухам, автором скандального открытого письма). Однако стоит заметить, что предшественником Веры Дорофеевой на посту ректора в течение 18 лет был выпускник инженерно-строительного института Леонид Надиров, который до своего назначения никого отношения к балету не имел. Но именно при нем учебное заведение подарило культуре ту же Ульяну Лопаткину, Светлану Захарову, Диану Вишневу, Анастасию Волочкову, далее фамилии можно перечислять достаточно долго.

Еще один выпускник училища времен Надирова, солист Мариинки Илья Кузнецов назвал, как мне кажется, главную причину неприятия Цискаридзе преподавателями Вагановки:

— Конфликта школ (балетных школ Москвы и Петербурга) нет. Я могу на таком детском языке объяснить. Просто если вы возьмете палитру и все краски смешаете, то получится серая масса. Нельзя смешивать все краски. И здесь нельзя смешивать внутреннюю культуру академий. И в Москве существует замечательная школа, которая подготовила много замечательных учеников, со своим почерком, со своей традицией. И у нас есть свои традиции.

То есть, по сути, мы видим не локальный конфликт двух школ, а классическое противостояние Москвы и Питера, причем, в самой горячей для это сфере. Любители балета прекрасно знают, какая заочная конкуренция идет между Московской государственной академией хореографии и Вагановкой или Большим театром и Мариинкой. Кстати, своего выпускника уже активно поддержала ректор столичного ВУЗа Марина Леонова.

Таким образом, получается, что балет в чем-то повторяет судьбу футбола, а Мединский — действия спортивных боссов. Наверное, в последний раз противостояние Москвы и Питера подобного накала было, когда из «Зенита» в «Спартак», а затем и обратно переходил футболист Владимир Быстров. Тогда болельщики устраивали ему обструкции на матчах, поджидали у стадиона и делали другие малоприятные вещи. Балетные деятели пока ведут себя, что называется, в рамках, и далее открытых писем и заказных статей дело не идет. Однако в последнее время, к сожалению, балет в России во многом стал опаснее футбола, что подтверждает находящийся в тени перестановок в Вагановке судебный процесс над артистом ГАБТ Павлом Дмитриченко, подозреваемом в организации покушения на своего начальника в балетной группе Сергея Филина.

Фото Алексей Никольский/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня