Ее имя было известно всему миру. Даже тем, кто не слишком интересовался балетом.
Для многих она была Богиней. Хрупкой, невесомой, красивой. И такой любимой всеми, такой успешной, что невозможно было догадаться, как много скрывал от нас плотный балетный занавес. Свое первое откровенное интервью Максимова даст в восемь лет. Потом ее назовут Великой Молчуньей Большого театра. Ни одна сцена не охраняет свои тайны так рьяно, как балетная. Начало творческой судьбы Екатерины Максимовой будет связано с именем самого прославленного балетмейстера Большого театра — Юрия Григоровича. Именно он принесет ей славу. И нанесет ей самые сильные удары. Вся личная жизнь Екатерины Максимовой всегда была нераздельно связана с балетом. С Васильевым она познакомилась еще в балетном училище. Но прежде чем сложится их семейный союз, они переживут массу перипетий. Их балетную пару назовут лучшим дуэтом мира.
Заслуженный артист России Андрис Лиепа вспомнил лучшие мгновения, связанные с великой балериной и поделился ими со «Свободной Прессой».
«СП»:— Скажите Андрис, как получилось, что вы танцевали с Екатериной Сергеевной?
- Это было замечательное время. Чудесное. Я танцевал с ней в «Золушке». Я был Принцем. Это были гастроли Кировского театра и Владимир Васильев сам меня нашел предложил эту роль, так как Принца не было по каким — то причинам. Я был невероятно счастлив. Ведь это была сама Максимова и мне доверили эту роль. Когда моя мама увидела эту постановку, она очень растрогалась, ведь мой отец тоже танцевал в этом спектакле с Екатериной Сергеевной. «Вот, история повторилась, это замечательно, — говорила мне мама.
«СП»: — Про пару Максимова — Васильев разное говорили и писали, но все равно они всегда были вместе…
— Это была удивительно гармоничная пара. Две половинки, понимаете? Чтобы там не говорили, они очень любили друг друга. И когда одной половинки не стало … Это очень страшная трагедия. Это очень тяжело.
«СП»: — А какой Екатерина Сергеевна была человек, как она общалась с молодежью?
— Замечательно общалась. Она преподавал и очень любили своих учеников. Я ее видел две недели назад на спектакле, где выступала ее любимая ученица Наташа Балахашина. Мы были с сестрой Элзой и потом еще долго поражались мужеству этой хрупкой женщины. В тот день она себя плохо чувствовала, но все равно пришла в театр.
«СП»: — А что случилось с Екатериной Сергеевной, она болела?
— Вы знаете, несколько лет назад она была в Перми, и там что — то произошло, кажется ей сделали какой — то укол, очень неудачно. Ей было очень плохо. Владимир Васильев говорил, что буквально носил ее на руках, у нее началось воспаление. И вот с тех пор она никак толком не могла поправиться. Но держалась из последних сил, преподавала.
«СП»:— Что ушло вместе с Максимовой?
— Уходит целая эпоха, уходят традиции. Балерин такого уровня и класса осталось единицы. Конечно сейчас много талантливой молодежи, но им всем нужно еще много достичь, чтобы достичь таких высот. А Екатерина Сергеевна могла бы еще лет 10 передавать свое мастерство, как говорят у нас балетных «из ног в ноги», от сердца к сердцу. Горько еще, что смерть дочери сейчас переживает ее мама. Для нее это будет страшным ударом.
Досье «СП»
МАКСИМОВА, ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА родилась 1 фераля 1939 году в Москве. По окончании Московского хореографического училища в 1958—1988 — ведущая артистка балета Большого театра. Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра: первую ведущую роль, в Щелкунчике В.И.Вайнонена (музыка П.И.Чайковского), она исполнила еще до окончания училища в 1957. За ней последовали балеты Жизель (традиционная редакция, музыка А. Адана), Дон Кихот А.А.Горского (музыка Л. Минкуса), Спящая красавица (традиционная редакция, потом редакция Ю.Н.Григоровича, музыка Чайковского) и др. Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960—1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей (Щелкунчик, 1966; Спартак, музыка А.И.Хачатуряна, 1968, роль Фригии и др.).
Максимова была постоянной партнершей своего мужа, В.В.Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: Икар (музыка С.М.Слонимского, 1976; Анюта, музыка В.А.Гаврилина, 1986; Золушка, музыка С.С.Прокофьева, 1991). За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Ромео и Юлия на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти (Голубой ангел, на музыку М. Констана), Джона Кранко (Онегин, на музыку Чайковского). С Максимовой работал К.Я.Голейзовский, поставивший в 1960 для нее один из лучших своих номеров — Мазурку на музыку А.Н.Скрябина.
Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта — комедийное дарование (Галатея по Пигмалиону Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И.Когана, хореограф Д.А.Брянцев; Старое танго, музыка Когана, хореограф тот же).
Искусство Максимовой и особенно ее участие в знаменитом дуэте Максимова — Васильев, запечатленное в телефильме Дуэт (1973) и французском видеофильме Катя и Володя (1989), пользуется мировым признанием.