18+
воскресенье, 28 мая
Культура

Андрис Лиепа: «Екатерина Максимова могла бы еще лет 10 передавать свое мастерство «из ног в ноги»

Сегодня ночью в Москве скончалась выдающаяся российская балерина. Ей было 70 лет

  
629

Ее имя было известно всему миру. Даже тем, кто не слишком интересовался балетом.

Для многих она была Богиней. Хрупкой, невесомой, красивой. И такой любимой всеми, такой успешной, что невозможно было догадаться, как много скрывал от нас плотный балетный занавес. Свое первое откровенное интервью Максимова даст в восемь лет. Потом ее назовут Великой Молчуньей Большого театра. Ни одна сцена не охраняет свои тайны так рьяно, как балетная. Начало творческой судьбы Екатерины Максимовой будет связано с именем самого прославленного балетмейстера Большого театра — Юрия Григоровича. Именно он принесет ей славу. И нанесет ей самые сильные удары. Вся личная жизнь Екатерины Максимовой всегда была нераздельно связана с балетом. С Васильевым она познакомилась еще в балетном училище. Но прежде чем сложится их семейный союз, они переживут массу перипетий. Их балетную пару назовут лучшим дуэтом мира.

Заслуженный артист России Андрис Лиепа вспомнил лучшие мгновения, связанные с великой балериной и поделился ими со «Свободной Прессой».

«СП»:— Скажите Андрис, как получилось, что вы танцевали с Екатериной Сергеевной?

- Это было замечательное время. Чудесное. Я танцевал с ней в «Золушке». Я был Принцем. Это были гастроли Кировского театра и Владимир Васильев сам меня нашел предложил эту роль, так как Принца не было по каким — то причинам. Я был невероятно счастлив. Ведь это была сама Максимова и мне доверили эту роль. Когда моя мама увидела эту постановку, она очень растрогалась, ведь мой отец тоже танцевал в этом спектакле с Екатериной Сергеевной. «Вот, история повторилась, это замечательно, — говорила мне мама.

«СП»: — Про пару Максимова — Васильев разное говорили и писали, но все равно они всегда были вместе…

 — Это была удивительно гармоничная пара. Две половинки, понимаете? Чтобы там не говорили, они очень любили друг друга. И когда одной половинки не стало … Это очень страшная трагедия. Это очень тяжело.

«СП»: — А какой Екатерина Сергеевна была человек, как она общалась с молодежью?

— Замечательно общалась. Она преподавал и очень любили своих учеников. Я ее видел две недели назад на спектакле, где выступала ее любимая ученица Наташа Балахашина. Мы были с сестрой Элзой и потом еще долго поражались мужеству этой хрупкой женщины. В тот день она себя плохо чувствовала, но все равно пришла в театр.

«СП»: — А что случилось с Екатериной Сергеевной, она болела?

— Вы знаете, несколько лет назад она была в Перми, и там что — то произошло, кажется ей сделали какой — то укол, очень неудачно. Ей было очень плохо. Владимир Васильев говорил, что буквально носил ее на руках, у нее началось воспаление. И вот с тех пор она никак толком не могла поправиться. Но держалась из последних сил, преподавала.

«СП»:— Что ушло вместе с Максимовой?

— Уходит целая эпоха, уходят традиции. Балерин такого уровня и класса осталось единицы. Конечно сейчас много талантливой молодежи, но им всем нужно еще много достичь, чтобы достичь таких высот. А Екатерина Сергеевна могла бы еще лет 10 передавать свое мастерство, как говорят у нас балетных «из ног в ноги», от сердца к сердцу. Горько еще, что смерть дочери сейчас переживает ее мама. Для нее это будет страшным ударом.

Досье «СП»

МАКСИМОВА, ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА родилась 1 фераля 1939 году в Москве. По окончании Московского хореографического училища в 1958—1988 — ведущая артистка балета Большого театра. Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра: первую ведущую роль, в Щелкунчике В.И.Вайнонена (музыка П.И.Чайковского), она исполнила еще до окончания училища в 1957. За ней последовали балеты Жизель (традиционная редакция, музыка А. Адана), Дон Кихот А.А.Горского (музыка Л. Минкуса), Спящая красавица (традиционная редакция, потом редакция Ю.Н.Григоровича, музыка Чайковского) и др. Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960—1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей (Щелкунчик, 1966; Спартак, музыка А.И.Хачатуряна, 1968, роль Фригии и др.).

Максимова была постоянной партнершей своего мужа, В.В.Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: Икар (музыка С.М.Слонимского, 1976; Анюта, музыка В.А.Гаврилина, 1986; Золушка, музыка С.С.Прокофьева, 1991). За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Ромео и Юлия на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти (Голубой ангел, на музыку М. Констана), Джона Кранко (Онегин, на музыку Чайковского). С Максимовой работал К.Я.Голейзовский, поставивший в 1960 для нее один из лучших своих номеров — Мазурку на музыку А.Н.Скрябина.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта — комедийное дарование (Галатея по Пигмалиону Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И.Когана, хореограф Д.А.Брянцев; Старое танго, музыка Когана, хореограф тот же).

Искусство Максимовой и особенно ее участие в знаменитом дуэте Максимова — Васильев, запечатленное в телефильме Дуэт (1973) и французском видеофильме Катя и Володя (1989), пользуется мировым признанием.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня