Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
20 апреля 2014 12:08

«Игры нашей жизни»

Алексей Зырянов: чем забавляются авторы отечественных литжурналов?

1704

В одно время и до сей поры являясь подписчиком парочки литжурналов, от моего внимания не уходит и сторонняя периодика, а всё вместе позволяет познавать окружающее и мыслимое мироустройство. И между тем я этим ещё и разгоняю скуку, читая достоверные истории существующих людей и вымышленные истории героев, рассказанные опытными в жизни журналистами, писателями и поэтами. Книг современных уже не покупаю, романов и рассказов мне хватает на страницах литжурналов. Здесь по-своему и хорошо, и благодать… ну, если место знать: поменьше можно брать московских литжурналов на заметку, а больше — из провинции, где нет засилья столичного гламура, но есть изысканная проза, заумная поэзия или чуть попроще с рифмами, а также всевозможных рубрик море для каждого читательского сердца.

Но начну с печального. Решиться публиковать обзор после прочтения первых номеров журналов я не мог: майдан, февраль-шайтан и «правый сектор» — многоголосье общества и картинки катастрофы, затмившие для русскоязычной публики литературу, которая отдушиной в любое время остаётся.

Украина нынче — это пространство политической игры со смертью с участием элиты разношёрстной, в числе которой: гламурненький боксёр, новые бандеровцы, длиннокосый политзэк и гуляющие на свободе олигархи. И все они, судорожно глядя по сторонам налитыми кровью глазами, доводят страну до голодных игр для большинства украинского народа: кто съест кого быстрее, тот и будет жить. Или как там говорят: «Героям — сало!».

Я переждал холодные тюменские деньки: не было свободных шин, чтобы поджечь и славненько согреться, как это делали на Украине… и настрочил вам сей обзор, чтобы помочь вам, любители литературы, вспомнить вновь, что есть ведь в жизни игры и вполне беззлобные, и куда уж интереснее, когда в них подлости, злорадства, ненависти — намного меньше на яву.

Изданий много перечёл, рубрик и произведений интересных ещё больше, но моя тема специфическая — игры: во всех форматах жизненных пространств. Вы всё усвоите легко и сразу сами, как только выложу для вас отборное из журнальных угощений 2014 года.

Итак. На первое — немножечко разнообразных литературных блюд с «уральского» стола.

«Урал» № 1. Анна Кирьянова и рубрика «Без вымысла», рассказ «Дядя Ваня Череп и другие».

Героиня молода, юна, но верно понимала смысл игр жизни: «Я уже тогда плохо видела и ощущала невыносимый груз дефекта личности под названием „совесть“. Может быть, это был дефект „сострадание“ — не могу точно сказать. Это мешало бегству. Может быть, многие герои оказались на эшафоте по этим двум причинам: неповоротливость и совесть. Тяжелая рука ложилась на моё плечо, хриплый бас вопрошал: „В резиночку?“ Я обречённо кивала. „Резиночкой“ называлась игра, при которой сшитая бельевая резинка натягивалась на ноги двух стоящих девочек, а третья прыгала, выделывая замысловатые антраша и зацепляя резинку в виде разных геометрических фигур. Если девочка не справлялась с фигурой, считалось, что она „окаралась“, и прыгать могла уже другая, ранее стоявшая девочка. Если Зуева ошибалась, она громко и задорно вопила: „Чур, не считово!“, что означало продолжение пытки. Энергии у больной девочки было много, игра продолжалась часами. Особенно тяжело было играть зимой. Ноги от долгого стояния немели, тело каменело, я, как маленький генерал Карбышев, замученный фашистами, стояла на морозе, в темноте рано наступившей ночи. На небе мерцали тогда ещё видимые мной блеклые звёзды, намекая на тленность и бренность всего земного».

Аппетитно? Понравилось? Ещё не всё.

Вот повзрослей герои Евгения Эдина из повести «Ведьма в соседней квартире».

И жизненная ситуация знакома будет многим из диалога двух героев:

«- Зачем эти взгляды, эти заговоры, органный зал, Красноярск этот? Я же не чурка бесчувственная!

— Зачем? Ну, скажем, я действительно тебе симпатизирую… — сказала Наталья. — Действительно допускаю некий флирт. Но это не жестокая игра какая-нибудь, как ты думаешь. Это просто игра. Игра, от которой я получаю удовольствие, как и любая девушка. И знаю, что ты его тоже получаешь. Вот и всё тебе объяснение".

Ещё одна любимая игра людей обоих полов: флирт ради удовольствия, подмена чувств во имя торжества своего внутреннего «я».

Всё в том же номере Владислав Пасечник и сюжет его рассказа «Иама» происходит во времена, которые можно отнести к каменному веку.

Герой — старик, вынужденный странствовать, попадает в племя молодых аборигенов. Его оставили жить со всеми, а он — делил их быт, делился своим опытом: «Как-то молодые взяли меня с собой поиграть. Эта игра была мне хорошо знакома — нужно было бросать валуны по склону. Правила были простые — побеждает тот, чей валун укатится дальше и произведёт при этом больше шума».

Ничего не напоминает? Шумиха и восходящий грохот по нисходящей траектории морали. Ну, прям как наш гламур и шоу-бизнес, где зачастую самый сильный и влиятельный — слаб и недоразвит на мозги.

Но герой из старшего поколения не унимается в своём стремлении: «…мне всё равно хотелось всех удивить, убедить в собственной силе, и поэтому я искал камень побольше, когда заметил на осыпи мелкого щебня несколько огненных камней. Я выбрал обломок, подходящий для огнива, собрал пучок сухих веток и начал высекать искры. остальные забросили свои забавы и с любопытством наблюдают за мной. Женщины вскрикивали каждый раз, когда получались искры. Наконец ветки занялись, и люди, не веря своим глазам, заголосили наперебой». Так герой научил людей из нового племени добывать огонь. Да не всё так просто. Опыт — штука двусторонняя: смотря как ты используешь.

«…Тогда я думал, что подарил им нечто важное, значительное, на самом же деле я отнял единственное, что у них было. В огне была самая большая их драгоценность. «Огонь загорается по нашей воле, — рассуждали люди. — И раз наша воля сильнее огня, то мы можем получить всё, что пожелаем». А желали они теперь многого — еды, игр, женщин, — всего им вдруг стало не хватать. Ссоры и драки стали у них обычным делом. Я узнал, как звучат на их языке слова «моё», «мой» и «моя».

В отчаянии я пытался поведать им Слова Бога, они не слушали меня. Слова Бога звучали на языке этих людей как неуклюжая и пустая брань. Я говорил им про умеренность, но они только смеялись надо мной. Я пытался научить их смирению, и это привело их в ярость…".

Обжёгся результатом своих благостных желаний главный герой, обжигались и мы, когда, делясь опытом по доброте, получали новый опыт — злопамятства, неблагодарности, невежества.

Между первым и вторым — поэзия. Коль было упомянуто о Боге, то будет в тему предыдущего рассказа и для общей темы находка из не менее известного журнала.

«День и Ночь» № 1:

Эдуард Учаров («Трёхколёсный бог»):

«Навострив свои педали,
в раскуроченные дали
трёхколёсный катит бог.


От червя и человека,
от бессмысленного века
он ушёл, как колобок.


Полем, речкой, огородом
катит бог за поворотом
мне по встречной полосе.


Есть ещё секунда с лишним,
чтоб столкнуться со всевышним
и осесть на колесе…


Одуревшей головою
небо выбив лобовое,
тенью, ласточкой, звездой


мягко выпорхнет из тела
строчка горнего предела,
уплатив за проездной"

Бог порой как будто в самом деле: в детство впал, на неуместный транспорт сел и укатился. Нам остаётся ждать и помнить, что — он есть, но просто скрылся. Главное в своём пути — попасть по встречке, «чтоб столкнуться со всевышним».

На второе — порция почти забытых кислых щей.

«Новая юность» № 1: Валерий Байдин («Дети кислотных дождей». Попытка ненаучного осмысления религии русских хиппи. Эссе).

Не так давно знавали мы таких людей, кто к Богу был слегка теснее, но имел своё лицо: «Они взирали далеко на запад от рубиновых звёзд, говорили на сленге, чтобы избежать газетного „новояза“. Среди молодых они стали первыми, кто осмелился объединиться во имя свободы и решил полностью оторваться — от безликой толпы „строителей коммунизма“ и от земли, насильно превращенной в Советскую родину. Оторваться ввысь». Мы помним эти времена. Приход новых поколений давал нам пищу для умов. Мы принимали или отторгали принцип жизни новой молодёжи: «Дети кислотных дождей, от которых чернеет листва и смертельно белеют лица. Как часто они искали вслепую, шли мимо солнца, мыслью стремились в нижние бездны, верили наугад, торопливо влюблялись и легко отчаивались во всём на свете. Чтобы это понять, нужно было погрузиться в душу хоть одного из них. Сквозь черноту растаявшего зрачка на ледяное дно, где слой за слоем отложилась быстро прожитая молодость — мелкий мусор слов и глупых пирушек, неразличимые следы встреч и мимолетной любви, непохожей на любовь».

А что сменилось в наше время? Это в ранге будничных поступков, но уже для большей половины молодёжи, которой уж без разницы, к кому себя причислить, ведь они же сами для себя — икона стиля и мера праведных поступков.

Хотя, как вспоминает автор: «Хиппизм возник вовсе не для противостояния советской системе. Это движение сложилось как независимое от внешнего мира сообщество свободных людей — без высших и низших». Свобода дарит счастье выбора. И хиппи пользовались этим: «Жили аскетами, голодали по Брэггу, лечились по аюрведе, овладевали пранаямой, поселялись посреди дикой природы, ходили босиком, купались в ледяной воде, восхищались природой, арт-роком, искусством и поэзией. Сама жизнь становилась для них художественным творчеством, каждодневным „творением себя“. Они занимались философией и духовным созерцанием, искали „сатори“…».

Но свобода губит, когда ограничения размыты: «В постсоветское время Движение потеряло начальные ориентиры и постепенно сменилось «панк-движухой» — сборищами фанатов всё более «тяжелых», «металлических» рок-групп, яростно отрицающих романтизм своих предшественников.

У этого по сути тупикового направления есть приверженцы и ныне, в основном среди начинающих музыкантов. Но кроме оглушающих ремейков старого панк-рока — «жесткача» в голосе, потоков грязноречия, тоски по самоубийству, «готических» монстров в видеоклипах, крика вместо голоса и очень плохой музыки — они не способны предложить ничего, что затмило бы «сценическую апокалиптику» безбожника Егора Летова или «православного панка» Романа Неумоева.".

Автор Валерий Байдин вспоминает утверждение бывшего хиппи Никиты Панасюка: «В душе я по-прежнему хиппи. …По сути хиппи проповедовали евангельские истины. Прежде всего — любовь и свободу, которые, по словам святого Николая Кавасилы, являются двумя главными тайнами христианства… Нас невозможно уничтожить — мы возрождаемся в каждом новом поколении».

Игра не окончена ни для кого, когда живёт история перерождений.

А теперь маленький десерт-улыбка для литературного сообщества.

«Юность» № 1: Тамара Жирмунская («От прошлого жизнь просторней». Сентиментальный дневник).

В своё время дочь автора дневников (в совсем юном возрасте) дружила с самим Арсением Тарковским. И однажды он ответил на один из множества вопросов её личного дневника в специальной дружеской анкете. Вопрос-ответ звучал вот так:

«…13. Твоя любимая игра?

— Выборы Бюро секции переводчиков в Союзе писателей…".

Ответьте теперь вы, друзья вы наши литераторы: ну разве поэт отметил что-то мимолётное? Разве литераторы живут теперь иначе? Разве выборы у нас — совсем иные?

Нынче, господа и дамы, год лошади уже: все ржём и пашем. Все наши игры продолжаются. «Вся наша жизнь — игра» ©.

Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня