«…Просто Украина — это латиноамериканская страна посреди Европы!» — объяснил я однажды сам себе, и на душе стало легче.
Человек так устроен, что всё новое или непонятное тревожит его, а иногда, даже пугает. Но стоит найти убедительное сравнение, уложить на полку с более-менее подходящим названием, и, глядишь, внутренний дискомфорт исчез.
Вот так и я, сравнил «нэньку» с Латинской Америкой и немного успокоился.
Ну, а что, разве они не похожи? И там, и там, прекрасный климат, богатая природа, открытые радушные люди, экспрессивный южный темперамент, богатейшие музыкальные и танцевальные традиции. Кто в России не знает «Ты ж мэне пидманула», «Бэсамэмучо», «Нэсэ Галя воду», сальсу, румбу, гопак, танго, казачок?..
С тех пор, как Украина вышла из состава Союза, ей впервые за несколько сотен лет представилась возможность проявить себя, как самостоятельное государство. И она не замедлила явить себя миру во всём «латиноамериканском» блеске. Воровство, коррупция, мафия, драки в парламенте, второй переворот за десять лет, огромный разрыв между богатейшими и беднейшими слоями населения, серьёзная доля экономики принадлежит иностранному капиталу, политические элиты зачастую представляют опять же иностранные интересы. Население эмоциональное, экспрессивное, с анархическим ветром в голове. Ввиду собственной бедности и полной дискредитированности власти, охотно идёт на конфликт с последней.
Сильные государства рассматривают подобные страны как шахматные доски, где можно разыгрывать комбинации разной степени сложности и меряться с конкурентом силами, не прибегая к открытому конфликту.
Теперь о различиях. Даже, скорее об одном, но кардинальном отличии Украины от латиноамериканских государств — не самый высокий, так скажем, уровень культурной жизни страны.
Если спросить человека читающего (детективы, фантастику и дамские романы в расчёт не берём), с кем у него ассоциируется Латинская Америка, он сходу назовёт хотя бы три фамилии, без которых мировая литература уже не мыслится: Габриель Гарсиа Маркес, Хулио Картасар, Хорхе Луис Борхес. Читатель более продвинутый может вспомнить Марио Варгаса Льосу, Карлоса Фуэнтеса, Пабло Неруду, Хосе Марти, Адольфо Биой Касареса, Мигеля Анхеля Астуриаса, Габриэлу Мистраль, Октавио Паса…
Я не задаюсь вопросом, почему на Украине не появляются титаны, вроде первых трёх авторов, таких и в самой России после Шолохова, увы, не было. Но почему там не возникают знаменитости хотя бы российско-украинского масштаба? Начнёшь копаться в памяти, из прозаиков один Владимир Адольфыч (Нестеренко) на ум придёт. Ну, может, Юрий Андрухович, Сергей Жадан.. Из поэтов иногда ловишь в интернете упоминания о Борисе Херсонском, том же Андруховиче… Меж тем как, и в России, и на Украине, про Пелевина, Сорокина, Прилепина, Шаргунова, Дмитрия Быкова, Алексея Иванова (я беру только постсоветскую генерацию писателей) знает практически каждый, кто читает что-то помимо Донцовой и Акунина.
Ролики Быковско-Ефремовского «Гражданина Поэта» по популярности в обеих странах соперничают с вирусными «Язём» и «Дверь мне запили». Это, может, поэзия и не самого высокого штиля, но это поэзия. И это современная российская литература. А из Украины за последнее время по-настоящему громко прозвучало только «Никогда мы не будем братьями» Анастасии Дмитрук с чеканными формулировками вроде «нас каты на колени ставили, а мы встали и всё исправили». Когда воспринимаешь на слух, впадаешь в недоумение, зачем котам потребовалось ставить украинцев на колени? (Девушке можно ещё посоветовать использовать в стихах оборот «нога в ногу», при декламации тоже интересно звучит). Потом задаёшься вопросом, когда и что Украине удалось исправить? Но это всё вопросы без ответов. Также невозможно не подпасть под обаяние фразы «вы — огромные, мы — великие». «Великие» — это украинцы. На нашу долю выпала рифма «безликие». Всё это напоминает многословный вариант назаборной надписи «Россия — дура. Украина — молодец».
После розысков в интернете, я обнаружил, что книги украинских авторов регулярно получают европейские премии, оставаясь при этом совершенно незамеченными в России. Не думаю, что российский читатель и критик испытывает какое-то предубеждение к украинцам. (Например, книги фантастов М. и С. Дяченко или Генри Лайона Олди у нас неплохо продаются и активно расходятся через интернет). Я скорее поверю, что выданные на Западе премии являются чем-то вроде гуманитарной помощи украинской литературе.
Кстати, «великие» вы наши (уж извините за сарказм, не смог удержаться), а с кинематографом что у вас происходит? Как «Одесская киностудия» поживает? Что-то равнозначное «Месту встречи» или «Трём мушкетёрам» когда ждать? Боюсь, не скоро. Но эта студия хотя бы жива, и то хлеб. А вот «Киевнаучфильм» больше не порадует нас шедеврами вроде «Острова сокровищ» или «Айболита». Уморили флагмана украинской мультипликации. Ялтинская киностудия тоже, судя по всему, долго жить приказала…
Меж тем, латиноамериканское кино, раз уж мы проводим параллели, это мировой бренд и любой фестиваль сочтёт за честь включить в программу фильмы Алехандро Гонсалеса Иньяриту, Альфонсо Куарона или Гильермо дель Торо…
Вот и получаем, что современная Украина это действительно Латинская Америка, но только с не самой развитой культурной составляющей. А это, знаете, добавляет её образу весьма неприятного колорита и внушает серьёзную тревогу за будущее страны. Не подумайте, что я стараюсь наступить кому-то на больную мозоль, просто обидно, что такая большая и интеллектуально развитая страна как-то выпадает понемногу из культурного пространства. По крайней мере, в России присутствие Украины в этом пространстве ощущается весьма слабо. Одно дело читать на майдане Тараса Шевченко под камеру, и совсем другое, писать или снимать, что-то действительно заслуживающее внимания. Хотя бы в соседней России.
Фото РИА Нововсти/Григорий Василенко