Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
13 мая 2009 14:52

Канны против Михалкова: почему ММКФ не удается догнать и перегнать Францию

В том числе, потому, что на Лазурном берегу будет полсотни премьер, а российское кино окинут только «особым взглядом»

28

Сегодня открывается 62-й Каннский Международный кинофестиваль. В официальной программе участвуют 56 полнометражных фильмов из 32 стран, среди них 49 мировых премьер. Отборочный комитет фестиваля заведомо сделал ставку на культовые имена режиссеров, многие из которых уже удостаивались главной награды кино-форума — золотой пальмовой ветви. В конкурс не попал ни один российский фильм, зато во внеконкурсной программе «Особый взгляд» сразу две отечественных картины: «Иван Грозный и митрополит Филипп» Павла

Лунгина с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях (французы назвали картину попросту «Царь») и «Сказка про темноту» Николая Хомерики.

Все познается в сравнении. Сейчас, когда пресловутый кризис замораживает многие съемки картин, выясняется, что нам нечего везти на конкурсы, а фестивалей такого уровня в России до сих пор нет. Изо всех сил старается приблизиться к мировым стандартам Московский Международный Кинофестиваль, который вот уже в 31 раз пройдет нынешним летом в столице. Но здесь пока не сравнимы ни бюджеты, ни престиж. Своим мнением о Каннском кинофоруме и амбициях Московского Кинофестиваля со «Свободной прессой» поделились российские кинокритики, режиссеры и актеры.

Леонид Ярмольник, актер, режиссер, продюсер:

— Нет у нас ничего такого, что можно представить на этом самом престижном фестивале. Разве что «Царь» Павла Лунгина, который в «Особом взгляде» и будет показан. По моему мнению, Каннский фестиваль все же стал немного политизированным. Художественность не всегда играет там главную роль. Да и соваться туда не надо тогда, когда мы не можем победить, вот как в хоккее на днях. Что касается Московского международного кинофестиваля, то он еще молодой, по сравнению с Каннами, надеюсь, что внуки наши будут его смотреть с интересом. А еще причина его непопулярности в том, что внутри страны дикое количество мелких фестивалей. Это неоправданно. Если бы ММКФ был один, ну два бы их было. А так — не менее 15 штук. Мое мнение, что на это тратятся лишние деньги, они небольшие, но в сумме получается кругленькая цифра. Деньги просто зря выбрасываются. Лучше меньше, да лучше. ММКФ действует по остаточному принципу — кто в мире свободен, того и привозим. Михалков как-то изворачивается и приглашает одну — две звезды, по личным контактам. На этом делается вся помпа. Это глупость страшная. Софи Лорен, Николсон приезжали — замечательно, но они просто гости фестиваля, и приехали как-будто лично в гости к Михалкову. Здесь надо в корне что-то менять.

Кирилл Разлогов, кинокритик, один из главных организаторов Московского Международного Кинофестиваля:

— К Каннскому фестивалю интерес стабильный. В этом году он также популярен, как и всегда. У него репутация первого фестиваля в мире, и на этом месте он держится не первый год. Не могу сказать, что интерес к нему растет. Изменения в связи с кризисом все же есть — стало меньше яхт, меньше левых вечеринок, стали меньше транжирить деньги на всякую ерунду, что было раньше. Деньги стали больше тратить и зарабатывать на кинобизнесе. В одном ряду с Каннами — это Венеция, Берлин, Торонто и Роттердам. Российские фильмы, которые покажут в неосновной программе, на мой взгляд — это все же успех нашего кино. Ведь Вуди Аллен и, например, Джим Джармуш — вообще были отвергнуты. Шансов получить приз в этой номинации не так много. Но кто знает, будем надеяться, что нам повезет. Московский Международный Кинофестиваль относится к тому же типу конкурсов, но ко второму ряду вместе с Карловыми Варами, Сан-Себастьяно. То есть ко второй группе. Но для России он главный, официальный и самый престижный. Сейчас фестиваль, который пройдет в Москве в июле 2009 года, пытается восстановить свою популярность, но пока, честно признаюсь, не очень успешно.

Виктор Мережко, режиссер, актер, сценарист:

— Не надо радоваться тому, что мы хоть куда-то попали в Каннах. «Особый взгляд» там особо никто не отмечает. Павел Лунгин в свое время отметился на этом престижном фестивале. Возможно, он может там показаться и в этом конкурсе. Но на самом деле, такая мощная кинематография, которая никак не может пробиться на Каннский фестиваль — это очень тревожный звонок. У нас делаются только блокбастеры. И в итоге мы пролетаем как фанера над Парижем. Мы опять приедем во Францию как болельщики. Примерно как на матчи английских футбольных клубов. Моя точка зрения по этому вопросу определенная: до тех пор пока у нас не будет национального кино, как это было раньше, где мы шли своей дорогой, со своими проблемами, со своими традициями, все кино наше будет носить характер подражательный, несамостоятельный коммерческий и в итоге тупиковый.


Канны против Москвы

Бюджет ММКФ - $3 млн. государственные деньги + $1,5 млн. спонсорские. Итого — $4,5 млн.

Каннский кинофестиваль — бюджет около $ 25 млн.

В Каннах каждая делегация привозит $100тыс., которые тратит на приемы, представления, презентации. В Москве — все шикуют за счет приглашающей стороны.


Канны в мае

Кинофорум, ежегодно проводимый во французском курортном городе Канны на Лазурном берегу, существует с 1946 года, хотя должен был пройти впервые еще в 1939-м (тогда этому помешала Вторая мировая война). С 1968 года он регулярно проводится в мае. Лауреатов объявят 24 мая. Жюри полнометражных фильмов возглавляет Изабель Юпер, короткометражных — британский режиссер Джон Бурмэн. Члены жюри отсмотрели 1670 полнометражных картины из 120 стран, в итоге в конкурсную программу отобраны 56 лент из 32 стран. Двадцать из них будут участвовать в основном конкурсе: это новые опусы Алена Рене, Анн Ли, Квентина Тарантино, Ларса фон Триера и других, в основном, известных режиссеров.


Особый взгляд

Программа «Особый взгляд» проходит параллельно основному конкурсу. Награда в ней вручается за день до закрытия фестиваля за «Самый оригинальный по идейному содержанию и эстетике фильм, отражающий свежесть кинематографического взгляда». Напомним, что в прошлом году в «Особом взгляде» Россию представлял «Тюльпан» Сергея Дворцевого. В основном конкурсе российские картины не участвуют с 2007 года.


Победители

1955 — фильм Иосифа Хейфица «Большая семья» завоевал 16 призов. Был награжден весь актерский состав картины, получивший 10 призов за лучшую мужскую роль и шесть — за лучшую женскую роль. Фильм стал самым титулованным за всю историю Международного Каннского кинофестиваля.

1958 — фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» выиграл главный приз фестиваля «Золотую пальмовую ветвь». Он до сих пор остается единственным полнометражным советским и российским фильмом, награжденным этим призом. Также исполнявшая главную роль актриса Татьяна Самойлова была удостоена специального упоминания жюри.

Гран-при фестиваля

1946 — «Великий перелом», режиссер Фридрих Эрмлер (СССР)

1972 — «Солярис», режиссер Андрей Тарковский (СССР)

1979 — «Сибириада», режиссер Андрей Кончаловский (СССР)

1986 — «Жертвоприношение», режиссер Андрей Тарковский (Швеция)

1987 — «Покаяние», режиссер Тенгиз Абуладзе (СССР)

1994 — «Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков (Россия)

Приз лучшему актеру

1955 — актерский состав к/ф «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица (СССР): Сергей Лукьянов, Борис Андреев, Алексей Баталов, Сергей Курилов, Вадим Медведев, Борис Битюков, Николай Гриценко, Павел Кадочников, Борис Коковкин, Николай Сергеев

1987 — Марчелло Мастроянни, «Очи черные», режиссер Никита Михалков (Италия)

2007 — Константин Лавроненко, «Изгнание», режиссер Андрей Звягинцев (Россия)

Приз лучшей актрисе

1955 — актерский состав к/ф «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица (СССР): Елена Добронравова, Вера Кузнецова, Клара Лучко, Екатерина Савинова, Ия Арепина, Лариса Кронберг


Премия «Особый взгляд»

2008 — «Тюльпан», режиссер Сергей Дворцевой (Россия)


Кто в Каннах хочет получить «Пальмовую ветвь»

Датчанин Ларс фон Триер предложит на суд жюри и всей мировой кинематографической

Дефо и Шарлотта Генсбур. Единственный представитель американского кинематографа в конкурсной программе фестиваля Квентин Тарантино, который 15 лет назад праздновал здесь наивысший успех благодаря своей ленте «Криминальной чтиво», на этот раз представит фильм «Бесславные ублюдки», в которой снялись Брэд Питт, Диана Крюгер, Сэмюэль Л. Джексон,

Мелани Лоран. В конкурсе участвует и испанец Педро Альмодовар, который хотя и завоевывал прежде высшие призы Каннского фестиваля за лучшую режиссуру и лучший сценарий, но при этом так и не удостаивался собственно «Золотой пальмовой ветви». Возможно, этот пробел поможет заполнить фильм «Нарушенные объятия», где в главной роли он снял свою любимую

фильм «Дикие травы». Европу на кинофестивале будет представлять также фильм британца Кен

Лоуча «В поисках Эрика».Событием обещает стать показ в «Двухнедельнике режиссеров» фильма Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнассуса» (в нем сыграл свою последнюю

роль австралийский актер Хит Леджер). И впервые в истории Канн фильмом открытия сегодня станет полнометражная анимация Питера Доктера «Вверх», которую также впервые покажут в

новой для современного кино 3D-технологии.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня