Теперь понятно: задавай ты хоть самые прямые и лобовые вопросы — Шклярский останется Шклярским. Все существо его играет полутонами и еле уловимыми оттенками, говорит он вкрадчивым сонным шепотом, как бы убаюкивает. Лидер «Пикника» явился в наш суетный мир из какой-то старой, мистической сказки. Осталось узнать — зачем.
— Эдмунд Мечиславович, первый вопрос о Липецке. Весной 2003-го года в «Пикнике» появились двое липецких музыкантов: это бас-гитарист Марат Корчемный и скрипачка Ирина Сорокина. Расскажите, как так вышло? Кроме того, я слышал, что в Липецке живет ваш отец. И здесь же: каковы причины ухода Ирины из группы и стоит ли ожидать ее возвращения? Ее я спрашивал — она молчит…
— Так вышло, что мой отец появился на свет в Липецке. Мои бабушка и дедушка были там в командировке, поэтому так случилось. Насчет Ирины Сорокиной, которую мы считаем прекрасным музыкантом и человеком: в штате «Пикника» (если можно так сказать) всегда работали только джентльмены. Дамы приглашались на временной основе.
— «Пикник» сегодня — одна из самых успешных рок-групп страны, постоянно гастролирующий коллектив. С чем вы связываете положительно стабильный успех группы?
— Любой рецепт состоит из очень многих факторов. Отставив в сторону музыкальную и художественную составляющую, назову наличие постоянного желания заниматься любимым делом и терпение, терпение, терпение…
— Всегда хотел спросить вас о шоу «Пикника». Изобретенные вами инструменты, знаки и символы, жуткие и фееричные персонажи на ходулях — все это шоу радио шоу или в этих мини-спектаклях заложен какой-то особый смысл?
— По крайней мере, нам хотелось, чтобы наши театральные вкрапления в концерты были осмысленными. Знаки и символы у нас доморощенные. А с неведомым стараемся не заигрывать…
— Почему у вас так много песен о вампирах? Чем они вас привлекают?
— Вампиры как литературные и кинемотографические единицы многогранны. Мы используем их образы в песнях, чтобы усилить, показать, в том числе, состояние зависимости одного живого существа от другого, показать невозможность существования друг без друга.
— Вампиры вампирами, но в январе 2009 года вы были награждены «Свидетельством и Почётным знаком святой Татьяны» за подписью Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. За какие заслуги?
— Я такой вопрос не задавал, и потому не могу на него ответить вам. Могу только сказать, что в «Пикнике» нет атеистов. Веруем и другим советуем.
— Вы постоянно выступаете в черных очках. Что-то скрываете?
— Мне так комфортно на сцене: полумрак, дым, световые эффекты… Кроме того, если я буду чрезмерно фиксироваться на зрителях, то забуду, что дальше играть и петь…
— Первый альбом «Пикника» «Дым» был записан на студии Андрея Тропило в 1982 году. В этом же году и «Кино» записали там свой первый альбом — «45». Группы как-то пересекались между собой, контактировали?
— В студии мы не пересекалиь с другими группами. Музыканты «Кино» записывалась немного позже, «Зоопарка» — раньше. Первые концерты «Кино» я смотрел уже в рок-клубе, гитаристом у них еще числился Рыбин. Было интересно наблюдать, как меняется состав участников «Кино», и вместе с тем, жизнь музыкантов на сцене. Я наблюдал, как группа постепенно приобретает свой неповторимый образ.
— Насколько мне известно, вы не принимали участия ни в одной из «Поп-механик». Как такое могло произойти, учитывая вашу любовь к театральности плюс то, что все вы варились какое-то время в одном котле — студия «Антроп», ленинградский рок-клуб, совместные концерты, фестивали.
— «Пикник» как раз был совсем из другого котла, наверное, это и объяснет тот факт, что мы никогда не пересекались с «Поп-механикой».
— В 1972 году вы недолго играли в «Аквариуме». Почему покинули группу?
— Когда-то меня познакомил с двумя музыкантами (Борис Гребенщиков и Анатолий Гуницкий — прим. ред.), желающими создать группу, мой двоюродный брат. И я какое-то время репетировал в «Аквариуме» (когда я пришел, названия еще не было). Но это был их материал, не мой. Вскоре я поступил в институт, а там встретил ребят, с которыми мы попытались организовать свой собственный коллектив. Я отдавал себе отчет в том, что для того, чтобы играть свои песни, надо самому создать группу или находиться в числе ее создателей. О результате мы сейчас и говорим.
— Люди творчества обычно подразделяются на два лагеря: одни считают, что озарение приходит откуда-то свыше, другие полагают, что творчество — это лишь работа мозга. Что думаете вы об этом? Как рождаются ваши тексты?
— С написанием песен такая история: текст появляется из словосочетаний, которые я записываю, чтобы не забыть (словосочетания, кстати, и содержат в себе внутреннее электричество песни). А музыка появляется тогда, когда я сажусь за рояль или беру гитару. А потом эти две составляющие соединяются с помощью воображаемых напильников и других инструментов. Очень смешно слышать, когда кто-то говорит, что его осенило свыше и приводит в пример что-то из разряда частушек…
— Эдмунд Шклярский как слушатель классики — кто он? Шнитке, Стравинский, может быть — Барток?
— Вы сами назвали: Шнитке, Стравинский, может быть — Барток… Но я предпочитаю Шопена, Рахманинова, может быть — Баха.
— Вы воспитывались на музыке шестидесятых. Считаете ли вы, что именно в период 1965 по 1970 годы мировая рок-музыка пережила наивысший свой подъем, предъявив миру такие фигуры как Моррисон, Джоплин, Фрипп, Плант, Лорд, Баррет, а все остальное является копированием и паразитированием на тех открытиях?
— Я бы только называл не фамилии лидеров, а названия групп: Doors, King Crimson, Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd. Мне кажется, именно такое музыкальное образование как группа, перевернуло сознание и заставило людей во всех уголках мира взять в руки гитару. А со второй частью вашего вопроса я полностью согласен.
— Часть поклонников вашей музыки называет группу «Пикник» психоделической. Вы с этим согласны? Что такое вообще психоделия по-вашему?
— У Херлуфа Бидструпа есть такая карикатура: трое читают одну и ту же книгу, при этом один смеется, другой плачет, третий уснул… Я думаю, не стоит что-то определять и пробовать объяснять. Для меня психоделия — это музыка и черно-белые фотографии группы Cream, Джими Хендрикса …
— Придется вопрошать впрямую: вы когда-либо испытывали галлюцинации? Если да — то что вам в них открылось и что явилось причиной их возникновения?
— Напоминаю, что «Пикник» — антинаркотическая групппа…
— Вера и религиозные воззрения — дело личное. Но если вы можете поделиться своими концепциями в этом плане, будет очень интересно.
— Совершенно правильно. Вера — дело личное. И пока оно таковым и оставалось, в нашей стране и в мире вообще было спокойней. В «Пикнике» музыканты исповедуют разные религии — православную, католическую, иудаизм. Можно сказать, что мы живой пример мирного сосуществования людей с разным религиозно-мировоззренческим концептом.
— Так уж вышло, что вы соединяете в себе два исторически непримиримых народа — поляков и русских. Философ Владимир Соловьев писал, что вражда русских с поляками есть частный случай глобальной вражды Востока и Запада. Интересен ваш взгляд на это.
— Я думаю корни любой вражды в низком. Эту болезнь — низкое — надо признать. И лечить, лечить, лечить…
— Между Россией и Польшей есть еще и Украина. Поставлю вопрос сослагательно, чтобы не ходить вокруг да около: если бы вам предложили «разрулить» нынешний военно-политический кризис в Украине, чтобы вы предложили, какую программу по урегулированию ситуации?
— Судя по вашим вопросам, меня ждет нешуточное политическое будущее. Но я пока не баллотируюсь в депутаты. Моя предвыборная речь еще не готова…
— Кого вы можете выделить из современных русских прозаиков и что на ваш взгляд происходит сейчас в современной литературе?
— Я читаю и перечитываю проверенное веками.
— Что для вас семья?
— Это самый важный, самый ближний круг. Вокруг семьи все и вертится.
— Приходится ли вам общаться с поклонниками на улице, в супермаркете?
— Иногда бывает. Однажды мы пересеклись в московском метро с любителем нашей музыки, пригласили его на концерт. Он оказался художником и потом оформил коллекционную серию дисков «Пикника».
— Кто ваши любимые режиссеры?
— Нравятся некоторые фильмы Гайдая, Данелии, Феллини, Антониони.
— Спасибо за беседу. Немного о планах на будущее.
— В планах новый альбом и новая концертная программа «Чужестранец».
Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков.