Известие о том, что программа «Истории в деталях» последний раз выйдет в эфир 2 июля на канале СТС, вызвало у телезрителей и журналистов, мягко говоря, недоумение. Поползли слухи о страшной цензуре на СТС, о притеснениях там работающих. Казалось бы, программа благополучно существует 7 лет, никогда не затрагивала политические проблемы, власть не ругала, была любима и востребована. Вопрос — за что? «Свободная пресса» позвонила руководителю и ведущему «Историй в деталях» Сергею Майорову, с просьбой разъяснить ситуацию.
«СП»: — Слухи о том, что программу «Истории в деталях» закрывают, пошли еще с прошлого лета, это как-то связано с уходом с канала Александра Роднянского?
— Это прямая связь, потому что произошла полная смена руководства. При Роднянском мы четко понимали, на каком канале работаем, для какой аудитории. При новом руководстве четких ориентиров никто не ставил, задач не определял. Это такой телевизионный закон, когда приходят новые люди, они больше внимания уделяют своим проектам. Я получаю смс-сообщения от менеджеров канала со словами: «Ты молодец, кто-то должен был это сказать». «Истории в деталях» стали отчего-то нелюбимы на канале. Началась чехарда с сеткой, движение программы в не прайм-таймовое время.
«СП»: — А при старом руководстве все было иначе?
— Чего греха таить, при Роднянском программа была желанной и любимой. Мы были уважаемым проектом и отвечали взаимностью. Рейтинги были очень высокими. Средняя доля по каналу держалась на 15−20%. А теперь нам объясняют, что канал становится более молодежным, и интеллектуальные сюжеты не находят своего места.
«СП»: — Может быть у «Историй в деталях» падают рейтинги? Ведь, как известно, рейтинг на телевидении — главное. Ведь именно исходя из показателей рейтинга и выстраивается отношение к проекту.
— Чтобы загубить проект его нужно просто вывести за рамки адекватного смотрения — вот и все. Понимаете, когда программа выходит в 19.30, а потом тебя сдвигают на 00.30, рейтинги здесь никак не могут быть высокими. Мы получали письма и сообщения от поклонников программы, где они говорили, что их становится все меньше и меньше, потому что в это время они просто хотят спать.
«СП»: — Но ваша команда все равно работала, программы выходила в эфир, несмотря ни на что.
— Да, мы работали, как и прежде, держали свою планку. Ни проблем с героями, ни проблем с информационными поводами у нас как не было, так и нет. Многие в очередь стоят, чтобы стать героями программы.
«СП»: — А когда начались проблемы? И в чем они заключались?
— Когда за программу взялся первый заместитель генерального директора и главный редактор канала Василий Богатырев. Первое изменение — сдавать программу за 36 часов до эфира. Второе — после предварительного просмотра нам частенько приходилось блюрить (размывать изображение — авт.) произведения искусства, вырезать целые фрагменты из фильмов, если вдруг они не соответствовали чьим-то представлениям.
«СП»: — Что, например?
— Была у нас эксклюзивная история с Изабель Юппер. Интервью в программе откровенные, они затрагивают человеческие аспекты. И вот Юппер очень откровенно рассказывает о том, что у нее была драма с отцом. После съемок в фильме «Вальсирующие» с Жераром Депардье, ее отец сильно обиделся на свою дочь и перестал с ней общаться. И эта рана не прошла даже после смерти отца. Получив такой синхрон, мы поддерживаем его видео. Показываем фрагмент этого фильма, в котором герой Жерара Депардье насилует героиню Изабель Юппер. Понимая, что нас смотрят дети, мы показали только крупные планы, очень аккуратно. Но нас все равно заставляют этот фрагмент вырезать с формулировкой: «Она слишком громко кричит». Когда мы показываем фотографии великих мастеров, картины — шедевры, у нас куски эфира вырезают только потому, что слишком откровенно. Слишком, к примеру, много женской груди. Мы последнее время стали прикрывать это просто черными квадратами. Доводить ситуацию до абсурда.
«СП»: — Вы очень расстраиваетесь в связи с уходом с канала?
— Как ножом по сердцу. У меня не очень большой опыт работы на других каналах, я всегда отличался лояльностью, никогда не смотрел по сторонам. Причем за весь год произошел ряд печальных событий. Вначале у программы урезали бюджет. У нас сокращены все командировки. При Роднянском мы выстроили целую корреспондентскую сеть в регионах. Наши корпункты выходили со своими историями. К этому году должно было быть порядка 15 городов, где работали в формате «Историй в деталях». А сейчас на улице оказались 250 профессионалов.
«СП»: — А на канале предлагали какие-то альтернативные пути развития программы?
— Я лично не видел никаких путей развития и заинтересованности. Пришедший руководить региональным вещанием Борис Корчевников, раньше он работал на НТВ, начал ездить по городам и общаться с моими коллегами и делать программы «а-ля» «Главный герой». Я начал понимать, что это конкретное копание под меня. Я обратился к руководителям канала, а они мне заявили, что в том виде, каком выходят «Истории в деталях», программа каналу не нужна. Но мы договорились, что до 2 июля выходить будем ежедневно, потом с сентября в еженедельном формате попробует встать в прайм-тайм.
«СП»: — Но ведь это не точка: 2 июля, как вы говорите, будет именно последний эфир. Ни о каком сентябре теперь речь уже не идет?
— Последней каплей был ряд событий буквально недавно. После того как из эфира вырезали Верку Сердючку, которая в рамках «Евровидения» дала большой концерт, и там была Патрисия Каас, Филипп Киркоров, Андрей Малахов, Наталья Водянова, пришли все участники «Евровидения». И мы дали в рубрике «No comment» 3 минуты этого видео без комментариев. Очень смешная, забавная картинка. Она не вышла в эфир, потому что, по мнению того же Василия Богатырева, Верка Сердючка плюнула в Россию, и таким, как она, не место в России. То есть когда Василий Богатырев будет говорить от имени всей страны, становится страшно. При том, что она же была на концерте у Пугачевой на Российском канале, она была недавно у Оксаны Барковской на РЕН ТВ. В чем дело? Почему мы не можем показывать? «Нет, — сказал Василий, — я так решил». История с победителем «Евровидения» Сашей Рыбаком. Причем он еще не был тогда в статусе победителя. У нас был эксклюзивный материал, мы выдавали его за два дня до финала, где Люба Камырина с Сашей сидели и говорили о том, что он собой представляет, как ему Россия. И один из кусков, который мы не могли, как журналисты, обойти вниманием в их разговоре, был вставлен в эфир. В нем Люба спрашивает у Рыбака: «А ты знаешь о том, что ты очень популярен среди гей-аудитории?». Он говорит: «Да, я это понимаю. Но я гражданин Норвегии. И эта тема у нас неактуальна». «А как ты относишься к гей-параду, который должен был пройти в Москве накануне „Евровидения“?». «А зачем он нужен, — говорит Рыбак, — если „Евровидение“ — это самый главный гей-парад мира?». Вот эту фразу у нас вырезали. На мой вопрос: «Почему? В чем, собственно, логика?», — объяснили: «Логика во всем, и в этом, и в том». Не думал, что услышу такие нецивилизованные определения.
«СП»: — А ваш коллектив после всего сохранится?
— Мне удалось сохранить основную часть коллектива. Меня все поддерживают, мы все в прекрасных отношениях. Поверьте, сердце болит. Планов у нас много. Хочется работать и мне и команде. Подчеркну, наша программа не политическая, она никогда не вмешивалась в какие-то разборки. Мы рассказываем нашим зрителям о героях, которые нам и зрителям интересны. Но на сегодняшний день с других каналов каких-то деловых предложений мне не поступало.