Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
7 сентября 2014 16:50

Сокровище для литературоведов

Вышла книга Владимира Дроздкова о Вадиме Шершеневиче

2496

В западном кинематографе сегодня принято устраивать перезапуск особо удачных фильмов середины и конца ХХ века. Современные технологии позволяют иначе взглянуть на разворачивающиеся истории и на любимых героев.

Нечто подобное наблюдается и с советской литературой. За последнее время подтянулся сильный филологический аппарат, который достаёт с пыльных архивных полок рукописи или известные в своё время тексты и даёт им вторую жизнь, сопровождая находки подчас детективными историческими комментариями.

Такая история происходит и с Вадимом Шершеневичем.

Издательство «Водолей» выпустило книгу Владимира Дроздкова — «DUM SPIRO SPERO: о Вадиме Шершеневиче, и не только: статьи, разыскания, публикации».

Но сначала — несколько слов о филологе.

Владимир Александрович Дроздков — коллекционер и литературовед в одном лице. В его домашней библиотеке скопились такие сокровища, о которых не подозревают и маститые учёные. Готов биться об заклад, что спустя какое-то время любой уважающий себя литературный музей будет стоять в очереди у дверей Дроздкова и делать ставки на редкие книги и рукописи, как на аукционах.

Может быть, музеи и сейчас стоят. Да только напрасно. Владимир Александрович из тех людей, для которых деньги — это всего лишь бумага, а собранные им книги — это редкое сокровище.

Среди его находок есть и более занятные вещицы. Например, трубка и перстень с выгравированным девизом «DUM SPIRO SPERO» — личные вещи Вадима Шершеневича. (О, как бы автор этой статьи, тоже, кстати, литературовед, хотел бы иметь «галстух» или, допустим, солнцезащитные очки советского денди Мариенгофа — несказанная роскошь! Но нет, остаются только белая зависть и благоговение перед артефактами).

Помимо вещественных сокровищ Дроздков обладает и не менее ценным багажом личного общения со вдовой поэта Марией Михайловной Волковой.

Но довольно о литературоведах. Понятно, что это люди неординарные. Обратимся к книге. Первое, что поражает в ней, — это объём (800 страниц!). Исследование, которое длилось долгие годы. Дроздков не спешил обнародовать документы из своего собрания шершеневических рукописей и, наверное, правильно делал.

Если бы из года в год появлялись книжки или публикации в толстых и научных журналах, это выглядело бы обыденно. А в нашем случае появилась целая книга с исследованиями и несколькими «новыми» текстами. Волшебство да и только.

Прояснены многие темы.

Несостоявшаяся дуэль Шершеневича и Мандельштама — о ней писал и Павел Нерлер в недавней книге «CON AMORE: этюды о Мандельштаме», но взгляд историка литературы, который преимущественно занимается имажинизмом, вдвойне ценен.

Дроздков приводит и родословную Шершеневича (её выстраивание само по себе работа грандиозных масштабов!), где показывает возможную родственную связь опять же с Осипом Эмильевичем.

Впервые более чем подробно разбирается история с Зощенко и основанная на этом курьёзе травля поэта. Владимир Александрович приводит бесконечные документы, переписку авторов, переписку Шершеневича с литературными чиновниками — всё это из «сокровищницы» литературоведа, а потому весьма ценно.

Дроздков тщательно анализирует и барнаульский этап в творчестве Шершеневича. Рассказывает о стихах, посвящённых Великой Отечественной войне, о чтении этих стихов по алтайским госпиталям (ещё один ценнейший материал для будущий биографов Вадима Габриэловича!).

В книге приводятся статьи не только о её главном герое, но и о его товарищах по имажинизму. В частности, любопытна статья про знаменитый образ Сергея Есенина из поэмы «Чёрный человек» — «на шее ноги». Дроздков проводит анализ рукописей Сергея Александровича и приходит к выводу, что на самом деле мы читаем эту строку в корне неверно. Этим мы обязаны ошибке текстологов, которые перепутали буквы «г» и «ч». В оригинале должно бы быть так:

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ночи

Маячить больше невмочь.

Красиво? Безумно! И появляется аллитерация, и появляется невольный смех из-за такой нелепой ошибки. Но даже если во всём виноваты текстологи, вдумайтесь ещё раз, какой чудесный образ был рождён.

Помимо статей, в книгу помещены «утопический блеф» «Мещантика» и драма в 4-х актах «Нельзя прощать (Ошибка товарища Николая)», написанные Шершеневичем, а также дневник Тараса Мачтета, в котором оживает целая эпоха рубежа 1910-х и 1920-х годов.

Такие книги редки. Они выходят более-менее регулярно (по одной или по две в год), но сплошь о вселенской чепухе. Зачем-то прекрасные литературоведы разбираются в пьесах 1920-х годов, копаясь в их «советскости», и печатают их, в то время как и наполовину не опубликованы Николай Эрдман и тот же Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и Пётр Орешин, Алексей Ганин и Александр Ширяевец, Владимир Луговской и Павел Антокольский. Список, как водится, можно продолжать.

Их произведения погребены в архивах. Их биографии полны белых пятен.

Но отчего-то пишется пятисотая диссертация о сказках Пушкина, публикуется в новом издании «Мастер и Маргарита», и какой-нибудь известный писатель читает лекции о классиках из школьной программы.

Во всякое время была ценна индивидуальность, штучность товара. Сегодняшний день — не исключение. Это доказывает и книга Владимира Дроздкова.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня