
Никита Михалков приготовил зрителям свою новую картину «Солнечный удар», снятую по мотивам произведений Ивана Бунина. На российские экраны фильм выйдет 9 октября, пишет «Комсомольская правда», а мировая премьера состоится 3 октября в Белграде. Оттуда «Солнечный удар» отправится в Крым, в Севастополь и Симферополь.
Впервые «Солнечный удар» Михалков планировал снять еще в 70-е годы прошлого века. Однако тогда картина не состоялась из-за неодобрительного отношения советской власти к творчеству Бунина. С тех пор режиссер собирал материалы о Белом движении, о жизни белоэмигрантов. Неслучайно картина впервые будет представлена именно в столице Сербии: после Октябрьской революции эта страна приютила на своей земле около 40 тысяч наших соотечественников, бежавших от большевиков. Многие сербы считали, что так они помогают русским, в страшные минуты испытаний не отвернувшимся от их родины.
После Белграда кино будет продемонстрировано в Крыму, и только потом поедет в Москву. По словам Никиты Михалкова, география показов глубоко символична и знаменует собой возвращение белоэмигрантов на родину. Ведь покидали Россию изгнанники именно через Крым.
Помимо прямых ассоциаций с белоэмигрантским движением, Михалков связывает с полуостровом и свои личные и профессиональные воспоминания. Его детство проходило в Коктебеле, история Крыма тесно связана с именами русской интеллигенции, здесь всегда была отличная кинематографическая площадка. Множество любимых всеми россиянами кинолент снимались в Крыму. «Я считаю, что Крым по праву должен вернуть себе славу одного из главных центров российского кинематографа», — уверен Никита Михалков.
Основной вопрос, который ставят авторы фильма «Солнечный удар», волновавший и Бунина, — как могла произойти в России революция? Не столько в политическом смысле, сколько в бытовом. Михалков приводит цитату из сочинения гимназистки о революционных впечатлениях: «Мне хочется есть и пахнет мертвыми». По мнению режиссера, такая трагедия в нашей стране могла случиться по разным причинам: из-за глухоты к чужим несчастьям, отчего и свое счастье кажется недостаточным, и из-за того, что на человека нужно смотреть как на цель, а не как на средство.
Национальная трагедия Гражданской войны навсегда изменила ход истории. Хорошо это или плохо? Сам Михалков утверждает, что старался в своей работе не делить героев на хороших и плохих, оставляя место для рефлексии. «Я хочу верить, что „Солнечный удар“ станет для зрителя той картиной, с которой хочется разговаривать», — считает режиссер. По его словам, «Солнечный удар» является многослойной картиной, с множеством аллюзий и цитат классиков кино и литературы. Автор надеется, что те люди, которые посмотрят и смогут погрузиться в картину, захотят посмотреть ее еще раз, чтобы разгадать все смыслы и символы.
Съемки фильма проходили на юге России, а также в Одессе. Хотя события в кино никак не привязаны к конкретным местам и городам, зрители смогут узнать знаменитую Потемкинскую лестницу в Одессе. Правда, статую Дюка стерли из кадра, чтобы убрать слишком очевидные визуально-географические параллели. Это позволило более свободно оперировать историческими фактами, показать историю как некую лавину, а не череду протокольных событий. Лавину, которая оставляет от человека, с его талантами, помыслами, мечтами, — прах. Эта же мысль прослеживается в дневниках Бунина, которые Никита Михалков внимательно изучал перед написанием сценария. Кстати, сам режиссер признается, что писать сценарий было непросто. Глубокое изучение материалов, как исторических, так и личных, дало эффект слишком глубокого погружения в тему. Михалков считает, что у каждого героя его картины есть право на свою правду, и вопрос состоит в том, как точно узнать и постигать эту самую правду? В итоге, пришлось переписывать сценарий — но уже с Александром Адабашьяном.
Александр Адабашьян уже сотрудничал с Никитой Михалковым при написании сценариев к картинам «Неоконченной пьесе для механического пианино» и «Несколько дней из жизни Обломова». Адабашьян умеет помогать Михалкову в той задаче, которую последний ставит перед собой: экранизировать не роман, а автора.
Бунин как автор видится Михалкову очень по-разному. В рассказе «Солнечный удар» писатель легкий, просветленный человек, проживший и понявший о себе очень многое. В «Окаянных днях» Бунин жесткий, мрачный, яростный. «Солнечный удар» написан позже «Окаянных дней», что делает творчество писателя настоящим полигоном для благодарного исследователя. Но не только Бунин стал основой для нового кино именитого режиссера. Иван Шмелев, знаменитый эмигрантский писатель, тоже присутствует в картине, на основании его образов исполнены некоторые сцены в киноленте. Присутствуют там и другие, — поэты, художники, авторы писем и мемуаров.
Не обошлось при съемках и без неожиданных импровизационных находок. Например, финальная сцена с Незнакомкой на корме отплывающего корабля снималась по наитию Михалкова. В день съемок на море был плотный туман, ничего не видно. Михалков принимает решение снять актрису, уезжающей на пароходе куда-то в белую мглу: «Образ Незнакомки с развевающимся шарфом стал флеш-беком воспоминаний героя, который он пронес через всю жизнь, который не оставляет его ни на минуту. Не случись в тот день тумана, этой сцены могло бы не быть…», — заключает режиссер.
Снимок в открытие статьи: режиссер Никита Михалков (справа) на съемочной площадке нового фильма по мотивам прозы Ивана Бунина: соединение «Солнечного удара» и «Окаянных дней"/ Фото: РИА Новости