Состоялась пресс-конференция, предваряющая Первый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», на которой мероприятие проанонсировали президент Ассоциации музыкальных театров страны Георгий Исаакян и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров.
Георгий Исаакян, прежде всего, поблагодарил московские театры, которые предоставили площадки гостям и «дали свои горячие премьеры под афишу фестиваля, подарив ощущение свежего столичного контекста», сообщает корреспондент «СП».
«Всегда немного страшно начинать новое дело. Фестиваль получился неожиданно для нас масштабным и показывающим широчайшую панораму музыкальных театров нашей страны. Идея — увидеть жизнь театров изнутри, глазами самих театров, поэтому каждый коллектив сам решал, что привозит», — рассказал президент АМТ.
Также организатор «Видеть музыку» отметил особую атмосферу фестиваля, на котором «не будет соревнования, первых и последних». «Мы все друзья и коллеги, а на церемонии закрытия будем чествовать тех, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю российского музыкального театра, премия „Легенда“ будет единственной, которую мы будем вручать на этом фестивале», — заявил он.
Для открывающего фестиваль гастролями в Большом театре питерского «Зазеркалья» «Видеть музыку» совпал с собственным юбилеем.
«Большая честь — участвовать в первом фестивале музыкальных театров России, еще большая честь — открывать его. Он совпадает с большим праздником нашего театра, который вступает в юбилейный 30-й сезон. Именно поэтому наш приезд — своеобразный отчет за 30-летие», — рассказал Александр Петров.
В палитру спектаклей, с которыми «зазеркальцы» захотели познакомить москвичей, вошла одна из последних премьер театра «Мадам Баттерфляй» — опера, в которой, по словам Петрова, определяется художественная состоятельность труппы, а также достаточно редко идущая «Джанни Скикки», средневековый «миракль» «Ноев ковчег» при участии детской студии в составе 50 человек. Эта работа завершит московские гастроли театра.
«В загашнике у нас еще целый ряд названий, которые хотим показать в Москве», — пообещал в завершение Петров.
Отвечая на вопрос о стартовой идее фестиваля, Георгий Исаакян заметил, что она какое-то время созревала. «Почему не было? Тоже задавали себе этот вопрос. Огромная страна занята очень интенсивно. Много езжу, 20 лет проработал в российской провинции, знаю, как много интересного и даже экстраординарного происходит на просторах России. Одной из идей было дать возможность это увидеть. Подбирались к этому, но для такого огромного фестиваля нужны были ресурсы. Возникло понимание и у власти, что нам это нужно, как площадка для создания идейного культурного пространства. Культура объединяет нашу страну. Культурная ткань истончается, если не встречаться, не обмениваться опытом, не восхищаться друг другом и не помогать», — заметил президент АМТ, добавив, что организаторы старались добиться как можно более широкой географии.
Прозвучало «спасибо» в адрес региональных правительств, без поддержки которых масштабные труппы не смогли бы приехать в Москву. «Уфимский театр, который полтора десятка лет не был в Москве, приедет с очень редким спектаклем „Геракл“. Улан-Удэ, который лет 30 не был в Москве, помню его фантастическую „Аиду“ в Москве в 80-е с певцами, которые сводили с ума. Кузбасский театр станет открытием для публики. Якутск привозит больше 200 человек на гастроли, „Зазеркалье“ тоже 200 человек», — отметил Исаакян. В то же время, финансовая ситуация не всегда хорошая, и Дагестанский театр оперы и балета приедет в Москву на автобусах.
Говоря о доступности спектаклей и привлечении аудитории, Георгий Исаакян отметил, что «бюджет фестиваля в 15 раз меньше бюджета „Золотой маски“, а вопрос рекламы — это вопрос бюджета». «Сделали, что могли, что позволяли ресурсы, партнеры-театры многие вещи делали за свой счет. Если станем на ноги и обрастем партнерами и спонсорами, может быть, позволим себе больше. Цены на билеты — абсолютно социальные, наверное, самые низкие в музыкальных театрах Москвы, и все, кто захочет посетить, думаю, сможет себе это позволить», — заявил президент АМТ.
Организаторы выразили надежду, что «благожелательное отношение к фестивалю со стороны Минкульта продолжится и сможем работать в ежегодном режиме».
У фестиваля «Видеть музыку» будет фактически два финала. 15 ноября вторым закрытием фестиваля станет «Князь Игорь», а на гала-концерте 4 ноября все театры-члены АМТ будут выступать вместе. «Придумали очень необычную историю, где в дуэтах будут встречаться солисты разных театров и это тоже будет символ нашего театрального братства», — подытожил Георгий Исаакян.
Справка «СП»
«Видеть музыку» пройдет с 27 сентября по 4 ноября. Свои спектакли московским любителям музыки покажут: Санкт-петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье», Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», Свердловский театр музыкальной комедии, Екатеринбургский передвижной камерный музыкальный «Живой театр», театры оперы и балета республик Саха (Якутия), Бурятии, Дагестана, Башкирии, музыкальные театры Иркутска, Ростова, Краснодара, Кузбасса, а также Республик Крыма и Карелии. Кроме того, в рамках «Видеть музыку» будут показаны спектакли московских театров: «Осуждение Фауста» Большого театра, «Евгений Онегин» «Геликон-Оперы», «Любовь к трем апельсинам» Театра Станиславского, «Синяя птица» Театра имени Наталии Сац, «Анна Каренина» Театра оперетты, «Черное» Новой оперы.