Монологи М. Делягина

Монологи М. Делягина: Роль водки в дискредитации президента Медведева

Новая антиалкогольная компания пересаживает граждан с пива на крепкий градус

  
17

По данным из аппарата правительства России, в нем дорабатывается и готовится к внесению в Госдуму проект нового повышения акцизных ставок на алкоголь.

Само по себе такое повышения является рутинной частью нормального бюджетного процесса. По мере повышения цен на подакцизные товары приходится увеличивать и акцизы. Обычно — примерно в меру инфляции. С теми или иными отраслевыми корректировками.

Тем более, что плачевное положение экономики резко повысило роль таможни в деле наполнения федерального бюджета. В 2009 году, например, впервые с незапамятных времен таможенные доходы должны превысить налоговые, причем не просто «превысить», а сразу на треть.

Однако сопоставление роста акцизов на водку и пиво производит шоковое впечатление: если акцизы на водку предполагается увеличить на вполне понятные и примерно соответствующие официальной инфляции 20%, то акцизы на пиво — сразу на 200%.

Да-да, уважаемый читатель, это не опечатка: в три раза.

И это после того, как в 2008 году они уже были повышены на 32% (для крепкого пива — на 20%) с обещанием в последующие два года увеличивать их только в меру инфляции (хотя в 2009 году они вновь выросли на 20% - до 3,3 рублей за литр)…

Понятно, что производители разных групп алкогольных товаров сражаются друг с другом хуже, чем представители враждующих религиозных сект. В конце концов, «внутривидовая конкуренция всегда острее межвидовой» — это неустранимый закон природы, в том числе и хозяйственной деятельности. И, поскольку пивной бизнес в принципе не занимался лоббированием в сфере акцизов, он рано или поздно должен был за это жестоко поплатиться.

Да, конечно, разнузданная реклама пива давно уже «достала» всех. Как и издевательские разъяснения пивоваров, что без спаивания народа их продукцией этот народ не сможет смотреть по телевизору привычные футбольные матчи.

Однако не менее очевидно и иное: какой бы незначительной ни была доля акцизов в конечной цене пива, подобный скачок приведет к его заметному удорожанию — по оценкам, на 3,5 рубля за бутылку, что исключительно болезненно для дешевого и даже для среднего по цене пива. Результатом станет сокращение его производства (в 2008 году оно впервые с начала 90-х уменьшилось на 0,6%) и потребления. Причем за счет роста не трезвости, а потребления водки, сравнительно небольшой рост акцизов на которую сделает ее относительно более доступной.

Таким образом, под громовые раскаты официальной пропаганды о едва ли не новой антиалкогольной кампании на лицо ровно противоположное: качественное усиления спаивания населения нашей Родины, перевод его со слабых напитков на крепкие.

Еще раз повторюсь: этот процесс имеет много нюансов. Понятно, что таким образом осуществляется дискредитация антиалкогольной инициативы Медведева, а с ней — и его самого. Понятно, что водочное лобби одерживает убедительную победу над пивным. Понятно, что правящая клептократия демонстрирует органическую неспособность делать вообще что бы то ни было, даже в рамках столь традиционных мероприятий, как антиалкогольная кампания (которые проводились еще до войны, а предпоследняя прошла в начале 70-х годов).

Однако это все для аналитиков.

Россиян это решение, когда «Единая Россия» проштампует его (как обычно, с пением осанны несказанной мудрости руководства), коснется самым тривиальным образом: естественная тяга к бутылке, возникающая в кризисной безысходности, будет многократно усилена акцизной политикой правительства и изменением соотношения цен пива и водки.

Под убаюкивающие разговоры об антиалкогольной пропаганде нас будут спаивать еще энергичней и жестче, чем раньше. А если учесть, что, по некоторым оценкам, объемы поставок героина в Россию с начала года резко выросли, — картина оказывается совсем неприглядной.

Можно, конечно, надеяться, что президент Медведев, которому все это в рамках бюджета в конечном счете подписывать, обратит внимание на то, что творит с россиянами (да и с его собственным имиджем тоже) вроде бы контролируемое им правительство.

Однако отнюдь не факт, что, обратив внимание, он сможет что-либо исправить. Как кажется со стороны, он производит не слишком сильное впечатление человека, являющегося в России реальной властью.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации, д.э.н.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Юрий Эхин

Член Союза архитекторов России, эксперт по жилищной политике

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня