Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
30 октября 2014 17:24

Почему «Победа» так разозлила либералов?

С 1 ноября 2014 года открывается продажа на рейсы нового российского низкобюджетного перевозчика «Победа»

1598

Полеты лоукостера, созданного группой «Аэрофлот», начнутся 17 ноября. Эксперты высоко оценили инициативу ведущей российской авиакомпании по созданию «Победы», пришедшей на смену пострадавшему от западных санкций «Добролету», а либеральная общественность неожиданно пережила приступ раздражения.

Как сообщили в «Аэрофлоте», решение о запуске «Победы» было принято после проведения тщательного анализа перспектив снятия санкций с предыдущего лоукостера компании. «Наложение Евросоюзом жестких санкций против „Добролета“ сделало невозможным дальнейшее использование этого исторического российского брэнда, — констатировал гендиректор „Аэрофлота“ и председатель совета директоров ООО „Бюджетный перевозчик“ Виталий Савельев. — Это стало главной причиной запуска Группой „Аэрофлот“ нового бюджетного перевозчика с принципиально иным названием. Имя новой компании „Победа“ непосредственно связано с предстоящим юбилеем Великой Победы и символизирует нашу неизбежную общую победу над теми трудностями и внешними вызовами, с которыми столкнулась наша страна и наш народ в этом году».

Символизм названия нового перевозчика можно оценить положительно, считает известный политолог Алексей Зудин. «Победа — вообще очень позитивное слово, слово, которое в любом контексте, и особенно в нашей стране, может получить гарантировано хороший отклик. Этому проекту можно пожелать только всяческих успехов», — заявил эксперт.

По его словам, несмотря на то, что запуск «Победы» является событием скорее экономического характера, в нем присутствует и политический аспект. «Понятно, что на организацию бюджетных маршрутов и бюджетных перевозок существует большой общественный запрос. И есть необходимость удовлетворить этот большой общественный запрос. Предлагая второй проект, несмотря на неудачу первого, „Аэрофлот“ ведет себя как, во-первых, компания, которую отличает государственное мышление, а не только коммерческое. И, во-вторых, я думаю, что при грамотном выстраивании возможен и коммерческий успех», — отметил Алексей Зудин.

«Бренд „Победа“ очень удачный, — соглашается руководитель проекта о деловой авиации Bizav News Дмитрий Петроченко в интервью „Коммерсантъ FM“ (). — Он символизирует с одной стороны общий политический фон. Вы нам санкции — вот вам „Победа“, чистый бренд. С другой стороны, победа символизирует желание „Аэрофлота“ начать работать в сегменте лоукост-перевозок. Если будет взята за основу бизнес-модель „Добролета“, то шансы на то, что „Аэрофлот“ приживется в этом сегменте, очень велики».

«Слово „Победа“, оно в принципе выигрышно, - резюмирует бизнес-тренер, психолог Инна Иголкина. — Если помимо названия у бренда всё будет хорошо: самолеты будут летать точно по расписанию, цены будут доступными, то это название и этот бренд обрастет позитивными смыслами для пользователей».

Но не все россияне, как оказалось, рады появлению в стране собственного лоукостера. На сайте газеты «Ведомости» запуск бюджетной авиакомпании поспешили назвать «рутинной работой», совершенно не заслуживающей положительных эмоций. «Пытаться рутинную работу превратить в подвиг — это очень по-советски, — пишет некая Александра Терентьева. — Пафос — это настолько высокая степень воодушевления, что от нее один шаг до пародии… Люди, торжественно-вдохновенными голосами объявляющие с экранов об индустриальных достижениях, уместны в 1950-х гг. Сейчас к этому в лучшем случае будут относиться с иронией».

Увидев название «Победа», признается Терентьева, она сразу вспомнила название яхты капитана Врунгеля «Беда». «Эта на первый взгляд остроумная аналогия, к сожалению, показывает не слишком высокий уровень владения материалом, пусть даже и таким простым, как детский мультфильм, — констатирует Алексей Мухин, Генеральный директор Центра политической информации. — Ведь если бы либерально настроенные граждане досмотрели приключения капитана Врунгеля до конца, то знали бы, что именно его яхта выиграла международную регату. Но критики, похоже, еще с первой серии переключилась на заокеанских „Тома и Джерри“…»

Но не все с этой точкой зрения согласны «Я думаю, что название „Победа“ будет положительно влиять на бизнес компании, - говорит бизнес-тренер, психолог Инна Иголкина, — Помимо традиционного символического ряда (автомобиль „Победа“, часы „Победа“), есть еще и мультфильм „Приключения капитана Врунгеля“, где у яхты главного героя название как раз „Победа“, и хотя потом первые буквы отваливаются и название превращается в „Беду“. Правда, на этой яхте Врунгель побеждает в соревновании. Так что ассоциации скорее позитивные».

Спор о названии национального лоукостера вызывает недоумение профессионалов — как пишет заместитель генерального директора Инвестиционной компании «РЕГИОН» Анатолий Ходоровский: «Добролет — старое название Аэрофлота, Победа — название старого и надежного автомобиля, который связан с добрыми воспоминаниями… Это транспортная аналогия. Узнаваемость достигается ценой. Кстати, был ТАТ (Тюменьавиатранс), стал ЮТэйр. И что? Чем лучше или хуже? Рост компании обеспечил узнаваемость»

Но, к сожалению, Терентьева такая не одна. Когда прежний лоукостер «Аэрофлота» — «Добролет» — столкнулся с западными санкциями и был вынужден остановить свою работу, нашлось немало наших соотечественников, откровенно радовавшихся этой, по сути, победе Запада. «Идея российского низкобюджетного перевозчика как таковая, видимо, умрет вместе с „Добролетом“, — пророчил Егор Попов из „Коммерсанта“. „Добролет“ все равно бы „встал“, а тут такая выдающаяся уважительная причина — пострадал за любовь к Родине», — ехидничала в Forbes Анастасия Дагаева. «В России оказалось, что лоукостер невозможен в принципе. Причем, заметьте, он возможен в Мексике и даже стыдно сказать в Зимбабве», — отметилась в теме «фурия доморощенного либерализма» Юлия Латынина.

«Победа — это великое слово, первая и лучшая машина России после Великой Отечественной войны была названа именно так. А коннотации с мультиком про Врунгеля появляются в голове только у безграмотных популистов. Люди, которые над этим иронизируют, демонстрируют свою безграмотность. „Ведомостям“ стоило быть посерьёзней, а не вспоминать мультики, которые они даже не досмотрели. Название „Победа“ очень сильное, а у кого в голове вертятся мультики — может им в детский сад сходить, а не в „Ведомостях“ работать», — заявил директор Центра политического анализа Павел Данилин.

«Что касается названия нового лоукостера «Аэрофлота» и нападок на него. Критики говорят, что у них возникает ассоциация с мультфильмом про капитана Врангеля, где лодка главного героя превращается из «Победы» в «Беду». Ну что ж. Классику нужно дочитывать и досматривать до конца. Если критики аэрофлотовского лоукостера позволили себе покуситься на классический мультик про капитана Врунгеля, они должны помнить, что именно эта яхта и победила на соревнованиях. — соглашается Алексей Мухин, генеральный директор «Центра политической информации. — Во вторых, возить людей недорого и удобно нужно все равно, несмотря на мнения критиков и злопыхания недоброжелателей. Я думаю, что люди, которые сейчас пытаются издеваться над созданием лоукостера «Аэрофлота» в непростых условиях международных санкций, не делают чести себе, наоборот, они выглядят недалекими…».

Свой первый рейс «Победа» совершит по маршруту Москва — Волгоград. Направление, связывающее два города-героя, стяжавших себе славу в годы Великой Отечественной войны, выбрано в качестве премьерного, глубоко символично и неслучайно. Другие маршруты «Победы» пролягут в Самару, Екатеринбург, Пермь, Казань, Тюмень, Сургут и Белгород.

По планам лоукостера, к 2018 году воздушный флот компании будет состоять из 40 современных лайнеров популярной на мировом рынке марки Boeing 737−800 NG. При этом маршрутная сеть «Победы» охватит более 45 внутрироссийских и международных направлений, а объем перевозок составит 10 млн пассажиров ежегодно, благодаря чему перевозчик сможет претендовать на достойное место в первой десятке ведущих отечественных авиакомпаний.

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня