Полеты лоукостера, созданного группой «Аэрофлот», начнутся 17 ноября. Эксперты высоко оценили инициативу ведущей российской авиакомпании по созданию «Победы», пришедшей на смену пострадавшему от западных санкций «Добролету», а либеральная общественность неожиданно пережила приступ раздражения.
Как сообщили в «Аэрофлоте», решение о запуске «Победы» было принято после проведения тщательного анализа перспектив снятия санкций с предыдущего лоукостера компании. «Наложение Евросоюзом жестких санкций против „Добролета“ сделало невозможным дальнейшее использование этого исторического российского брэнда, — констатировал гендиректор „Аэрофлота“ и председатель совета директоров ООО „Бюджетный перевозчик“ Виталий Савельев. — Это стало главной причиной запуска Группой „Аэрофлот“ нового бюджетного перевозчика с принципиально иным названием. Имя новой компании „Победа“ непосредственно связано с предстоящим юбилеем Великой Победы и символизирует нашу неизбежную общую победу над теми трудностями и внешними вызовами, с которыми столкнулась наша страна и наш народ в этом году».
Символизм названия нового перевозчика можно оценить положительно, считает известный политолог Алексей Зудин. «Победа — вообще очень позитивное слово, слово, которое в любом контексте, и особенно в нашей стране, может получить гарантировано хороший отклик. Этому проекту можно пожелать только всяческих успехов», — заявил эксперт.
По его словам, несмотря на то, что запуск «Победы» является событием скорее экономического характера, в нем присутствует и политический аспект. «Понятно, что на организацию бюджетных маршрутов и бюджетных перевозок существует большой общественный запрос. И есть необходимость удовлетворить этот большой общественный запрос. Предлагая второй проект, несмотря на неудачу первого, „Аэрофлот“ ведет себя как, во-первых, компания, которую отличает государственное мышление, а не только коммерческое. И, во-вторых, я думаю, что при грамотном выстраивании возможен и коммерческий успех», — отметил Алексей Зудин.
«Бренд „Победа“ очень удачный, — соглашается руководитель проекта о деловой авиации Bizav News Дмитрий Петроченко в интервью „Коммерсантъ FM“ (). — Он символизирует с одной стороны общий политический фон. Вы нам санкции — вот вам „Победа“, чистый бренд. С другой стороны, победа символизирует желание „Аэрофлота“ начать работать в сегменте лоукост-перевозок. Если будет взята за основу бизнес-модель „Добролета“, то шансы на то, что „Аэрофлот“ приживется в этом сегменте, очень велики».
«Слово „Победа“, оно в принципе выигрышно, - резюмирует бизнес-тренер, психолог Инна Иголкина. — Если помимо названия у бренда всё будет хорошо: самолеты будут летать точно по расписанию, цены будут доступными, то это название и этот бренд обрастет позитивными смыслами для пользователей».
Но не все россияне, как оказалось, рады появлению в стране собственного лоукостера. На сайте газеты «Ведомости» запуск бюджетной авиакомпании поспешили назвать «рутинной работой», совершенно не заслуживающей положительных эмоций. «Пытаться рутинную работу превратить в подвиг — это очень по-советски, — пишет некая Александра Терентьева. — Пафос — это настолько высокая степень воодушевления, что от нее один шаг до пародии… Люди, торжественно-вдохновенными голосами объявляющие с экранов об индустриальных достижениях, уместны в 1950-х гг. Сейчас к этому в лучшем случае будут относиться с иронией».
Увидев название «Победа», признается Терентьева, она сразу вспомнила название яхты капитана Врунгеля «Беда». «Эта на первый взгляд остроумная аналогия, к сожалению, показывает не слишком высокий уровень владения материалом, пусть даже и таким простым, как детский мультфильм, — констатирует Алексей Мухин, Генеральный директор Центра политической информации. — Ведь если бы либерально настроенные граждане досмотрели приключения капитана Врунгеля до конца, то знали бы, что именно его яхта выиграла международную регату. Но критики, похоже, еще с первой серии переключилась на заокеанских „Тома и Джерри“…»
Но не все с этой точкой зрения согласны «Я думаю, что название „Победа“ будет положительно влиять на бизнес компании, - говорит бизнес-тренер, психолог Инна Иголкина, — Помимо традиционного символического ряда (автомобиль „Победа“, часы „Победа“), есть еще и мультфильм „Приключения капитана Врунгеля“, где у яхты главного героя название как раз „Победа“, и хотя потом первые буквы отваливаются и название превращается в „Беду“. Правда, на этой яхте Врунгель побеждает в соревновании. Так что ассоциации скорее позитивные».
Спор о названии национального лоукостера вызывает недоумение профессионалов — как пишет заместитель генерального директора Инвестиционной компании «РЕГИОН» Анатолий Ходоровский: «Добролет — старое название Аэрофлота, Победа — название старого и надежного автомобиля, который связан с добрыми воспоминаниями… Это транспортная аналогия. Узнаваемость достигается ценой. Кстати, был ТАТ (Тюменьавиатранс), стал ЮТэйр. И что? Чем лучше или хуже? Рост компании обеспечил узнаваемость»
Но, к сожалению, Терентьева такая не одна. Когда прежний лоукостер «Аэрофлота» — «Добролет» — столкнулся с западными санкциями и был вынужден остановить свою работу, нашлось немало наших соотечественников, откровенно радовавшихся этой, по сути, победе Запада. «Идея российского низкобюджетного перевозчика как таковая, видимо, умрет вместе с „Добролетом“, — пророчил Егор Попов из „Коммерсанта“. „Добролет“ все равно бы „встал“, а тут такая выдающаяся уважительная причина — пострадал за любовь к Родине», — ехидничала в Forbes Анастасия Дагаева. «В России оказалось, что лоукостер невозможен в принципе. Причем, заметьте, он возможен в Мексике и даже стыдно сказать в Зимбабве», — отметилась в теме «фурия доморощенного либерализма» Юлия Латынина.
«Победа — это великое слово, первая и лучшая машина России после Великой Отечественной войны была названа именно так. А коннотации с мультиком про Врунгеля появляются в голове только у безграмотных популистов. Люди, которые над этим иронизируют, демонстрируют свою безграмотность. „Ведомостям“ стоило быть посерьёзней, а не вспоминать мультики, которые они даже не досмотрели. Название „Победа“ очень сильное, а у кого в голове вертятся мультики — может им в детский сад сходить, а не в „Ведомостях“ работать», — заявил директор Центра политического анализа Павел Данилин.
«Что касается названия нового лоукостера «Аэрофлота» и нападок на него. Критики говорят, что у них возникает ассоциация с мультфильмом про капитана Врангеля, где лодка главного героя превращается из «Победы» в «Беду». Ну что ж. Классику нужно дочитывать и досматривать до конца. Если критики аэрофлотовского лоукостера позволили себе покуситься на классический мультик про капитана Врунгеля, они должны помнить, что именно эта яхта и победила на соревнованиях. — соглашается Алексей Мухин, генеральный директор «Центра политической информации. — Во вторых, возить людей недорого и удобно нужно все равно, несмотря на мнения критиков и злопыхания недоброжелателей. Я думаю, что люди, которые сейчас пытаются издеваться над созданием лоукостера «Аэрофлота» в непростых условиях международных санкций, не делают чести себе, наоборот, они выглядят недалекими…».
Свой первый рейс «Победа» совершит по маршруту Москва — Волгоград. Направление, связывающее два города-героя, стяжавших себе славу в годы Великой Отечественной войны, выбрано в качестве премьерного, глубоко символично и неслучайно. Другие маршруты «Победы» пролягут в Самару, Екатеринбург, Пермь, Казань, Тюмень, Сургут и Белгород.
По планам лоукостера, к 2018 году воздушный флот компании будет состоять из 40 современных лайнеров популярной на мировом рынке марки Boeing 737−800 NG. При этом маршрутная сеть «Победы» охватит более 45 внутрироссийских и международных направлений, а объем перевозок составит 10 млн пассажиров ежегодно, благодаря чему перевозчик сможет претендовать на достойное место в первой десятке ведущих отечественных авиакомпаний.
Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС