По утверждениям аналитиков компании «Деньги Online», рынок электронной коммерции в 2014 году вырос на 40%. И это очень неплохо. На дворе экономический кризис и санкции. Для сравнения: по итогам года ожидается снижение продаж легковых автомобилей на 20−25%. А продажи элитного жилья (более $1 млн.) в Москве за последние три месяца и вовсе составили круглую цифру: ноль объектов. Всё падает, а виртуальная коммерция растёт. Росту не мешает даже угроза введения 30%-й ввозной пошлины. В чём причина?
Не убили!
Выгода виртуальной коммерции очевидна. Если вы торгуете через Интернет, вам не надо арендовать помещение для магазина, не нужно платить продавцам и охранникам и, что в российских условиях немаловажно, вы избавлены от многочисленных проверок. Всё это позволяет держать низкие, по сравнению с конкурентами, розничные цены, и при этом получать неплохую рентабельность.
Это теория. Практика всегда несколько сложней. Поэтому, несмотря на многолетний рост, цифровая коммерция вряд ли вытеснит обычную торговлю. Мало того, лишь в прошлом году, и только в ряде сегментов она смогла составить серьёзную конкуренцию обычным продавцам. В 2013-м в правительство и другие госорганы хлынул поток жалоб от продавцов бытовой техники и электроники. Плач стоял по всей Руси великой: ужасные цифровые торговцы провозят товар через таможню по «серым» схемам; пошлин не платят и потому демпингуют, обижая белых и пушистых обычных продавцов.
Правительство в лице Минфина вняло. Отчего же не внять, когда жалобщики предложили обложить виртуальных торговцев 30%-й ввозной пошлиной, что давало дополнительные доходы бюджету. Минфин предложил обложить все интернет-покупки за рубежом свыше $150, что уменьшало возможность ввоза на порядок (ранее пошлиной облагались покупки стоимостью свыше $1500). Против выступило Минэкономики, справедливо полагающее, что такая мера виртуальную коммерцию убьёт, а бюджет не получит ни новых пошлин, ни ранее собиравшихся с этой деятельности налогов.
Дебаты в правительстве шли весь нынешний год. В итоге здравая позиция возобладала: облагать будут покупки стоимостью более $500. По мнению министра экономики Алексея Улюкаева, это составляет 85% всех покупок. Действительно, при таком беспошлинном пороге можно «забить» виртуальный магазин почти так же, как это делалось ранее.
Через Интернет продают четыре группы товаров: бытовую технику; мобильные телефоны, гаджеты да программы и игры; парфюмерию и косметику; билеты. Остальные товары «оцифровке» поддаются с трудом: одежду, например, надо всё-таки примерить. Впрочем, в последнее время на рынке электронной коммерции развивается новый сегмент: товары для мелкого ремонта (обои, плитка, краска, инструмент,
Перспективы
Коли так, самое время обсудить перспективы электронной коммерции в России. Так, 13 ноября в Риге пройдет крупнейшее международное событие на рынке цифровой торговли: III International E-Commerce Forum. Его участники подробно обсудят все преимущества электронной коммерции. Ожидается интрига: нам обещают рассказать то, что ранее не раскрывали широкой общественности либо не акцентировали внимание. Отдельная дискуссия с участием маститых экспертов посвящена реакции традиционного бизнеса на нынешний впечатляющий рывок виртуальной торговли. Как видим, тактика доносов себя не оправдала. Будут ли традиционные торговцы ждать окончательного формирования рынка электронной коммерции, или уже сейчас станут его активными участниками? Ведь им никто не мешает. Немало времени потратят и на вопрос о том, какими должны быть правила игры и законы в этом сегменте бизнеса. Ведь без саморегулирования государство может проявить инициативу, как уже сделало. Одним из спонсоров конференции является компания «Деньги Online» — крупный агрегатор платежных систем, предоставляющий услуги по всему миру, один из лидеров на рынке интернет-платежей России и стран СНГ.
Потребитель выбирает электронную коммерцию. По расчетам экспертов, в 2013 году из оффлайна ушли в онлайн 12% покупателей, а в 2014-м их число может составить 22%, в 2015-м — 15%. Обороты интернет-магазинов растут за год на 200−300%, тогда как среди крупнейших off-line операторов рост на 10−15% в год считается достижением. Основной причиной, позволяющей сегменту электронной торговли игнорировать экономический кризис и санкции, является взрывной рост числа держателей банковских карт. С ними покупки по Сети становятся гораздо удобнее. Плюс обоснованные сомнения в надёжности традиционных способов платежа тоже толкают потребителя в объятия виртуальной реальности.
Не наступит ли насыщение рынка? По мнению председателя совета директоров компании «Деньги Online» Игоря Ивченко, ниш там еще предостаточно. А в 2015 году нас ждет вычленение лидеров интернет-коммерции и сокращение игроков на этом рынке.
«Практически полностью сформирован рынок продажи авиабилетов, — говорит Игорь. — Там есть пятерка крупных игроков, которые работают за маленькую маржу. Что касается других секторов продаж, там вполне еще есть, где развернуться. Чтобы начать онлайн-бизнес, не требуется больших затрат. Фактически нужно иметь лишь хорошую бизнес-идею и сумму на создание сайта. А создать сайт можно и за 1000 и за 10 000 рублей».
По мнению аналитиков, каждый следующий рывок роста для обычного магазина требует вложения сумм от 3 млн. руб. В интернет-магазин покупателя можно привлечь, вложив в рекламу сумму от 100 руб. Что позволяет не только успешно конкурировать, но и говорить о почти полном оцифровании торговли отдельными видами товаров.
Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС