Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
28 ноября 2014 11:46

Необходимый минимум социализма

Виктор Милитарев о том, чего не может рынок и об обязательствах государства в социальной и экономической политике

5879

В прошлой колонке я обещал вам сформулировать некоторый альтернативный мировому либерализму минимум идей, которые должны лежать в основе любой вменяемой экономической политики. И буквально на следующий день после того, как вы прочли эти слова, я получил дополнительные доказательства правоты моего замысла.

У нас на «Свободной прессе» вышло несколько материалов, в которых речь шла о «потребительской истерике» по поводу гречки. И буквально все эксперты, которые обсуждали эту ситуацию, включая депутатов Госдумы от КПРФ, говорили буквально одно и то же: «Ну, не заниматься же нам прямым регулированием цен на продукты питания!».

Один депутат-коммунист, правда, добавил оговорку: «Для того чтобы начать регулировать цены на продукты питания, нам необходимо целиком сменить всю политическую и экономическую систему и стоящую за ней идеологию».

Прочтя это, я окончательно убедился в своевременности своего замысла. Я понял, что у нас в России отравление политического класса и экспертного сообщества либеральной идеологией зашло еще дальше, чем на Западе. Наши пропагандисты экономического либерализма ухитрились даже своих оппонентов-коммунистов убедить в том, что «в рыночной экономике регулирование цен недопустимо».

А ведь в том же ЕС, все страны которого проводят сегодня абсолютно либеральную экономическую политику, цены на основные продукты питания утверждаются Еврокомиссией. Да что там ЕС! Даже в ультралиберальных Соединенных Штатах, где прямое регулирование цен на продукты питания считается недопустимым, активно применяются методы косвенного регулирования. Голодные бунты, знаете, никому не нужны.

И только у нас в России твердо поверившие Гайдару с Чубайсом в том, что «рынок все расставит по своим местам», торговцы хлебом считают себя в полном праве вздувать на него цену в случае повышения цены на хлеб на мировом рынке. «Ведь иначе мы упустим нашу законную выгоду!».

Так что пора, я думаю, преподать нашей, наивно развесившей уши перед уже четверть века проповедующими «свободный рынок» либералами, публике урок нормальной экономической идеологии. В особенности на столь любимую либералами тему об объемах государственного вмешательства.

Нам десятилетиями вдалбливают в головы, что государство в экономику вмешиваться не должно. Что государство должно заботиться исключительно об обороноспособности страны и порядке на улицах. Слава Богу, что наше государство эти требования слушает невнимательно и в экономику вмешиваться не перестает. Но именно за это его регулярно критикуют либералы.

Основная проблема нашего государства в вопросе о социально-экономической политике состоит в конфликте между умом и сердцем. Или, лучше сказать, между идеологией и чуйкой. Чуйка у наших государственных деятелей вполне адекватная. Они нормально чуют, что отмена бесплатного здравоохранения, образования и солидарной пенсионной системы приведет к катастрофе. А вот мозги, засоренные либеральной пропагандой, постоянно противоречат чуйке и говорят, что «социальные расходы надо сокращать».

Именно этой двойственностью я и объясняю постоянные неуклюжие вмешательства наших властей в социальную сферу с попытками очередной «либерализации» или «оптимизации». Так что нормальный урок идеологии нужен не только нашей публике, но и нашим властям.

Но что-то я, кажется, немного затянул со вступлением. Пора переходить собственно к уроку идеологии. Основной спор между либералами и их противниками в экономике идет по вопросу — чего не может рынок? Либералы утверждают, что рынок может почти все. А некоторые либералы, крайние, говорят, что он вообще все может. И призывают к приватизации и либерализации армии, полиции и тюремной системы.

Их противники во всемогущество рынка не верят. Как я писал в прошлой колонке, до наступления всеобщей либеральной гегемонии экономическая политика национальных государств в Западной Европе определялась тем, что я назвал «лево-консервативным консенсусом». Шведские социал-демократы еще в тридцатые годы назвали эту политику «историческим компромиссом». В смысле, компромиссом между буржуазией и трудящимися. Так вот. Этот консенсус, этот компромисс, сводился к тому, что социальные права граждан являются такими же неотъемлемыми правами, как и традиционные «права личности». И рынок неспособен защитить социальные права граждан. А потому эти права должно защищать государство.

Я вообще считаю, что идея социальных прав является важнейшим достижением европейской мысли ХХ века. Причем, примечательно, что эта идея возникла из разных источников — революционного марксизма, социальной доктрины католической церкви, этического учения Канта и различных практик социальных реформ. Другое дело, что действенность этой идеи эффективно подкреплялась страхом западных элит перед военной и пропагандистской мощью Советского Союза.

На мой взгляд, основными социальными правами гражданина являются право на жизнь и неразрывно связанное с правом на жизнь право на труд. То есть, речь идет о том, что любой работающий, равно как и любой не работающий по уважительным причинам человек имеет право на получение дохода, которого хватает на, скажем так, «нормальную жизнь». Под «неработающими по уважительным причинам» естественно, имеются в виду дети, старики, больные и инвалиды.

То есть речь идет не только о праве не умереть с голода, но и о праве на минимальный достаток, включающий в себя, как минимум, нормальную одежду и жилье. Впрочем, социальное законодательство сегодняшней Германии включает в соцминимум гораздо больше благ. В немецкое пособие по безработице должны входить также рассчитанные с чисто немецкой педантичностью возможности пользоваться транспортом и связью (включая мобильную связь и интернет) и возможности удовлетворять культурные потребности. Это в смысле ходить время от времени в кино, театр и музеи. И книжки покупать.

Либералы активно возражают против идеи социальных прав личности. Они обожают кричать про «патернализм», «социальный паразитизм» и про «кормить бездельников и дармоедов». Еще они любят петь про «рыбу и удочку». Впрочем, у нас в России давно придумали ответ на этот софизм. «Какая, к чертовой матери, удочка, когда вы давно всю рыбу динамитом поглушили?». Я бы сказал еще резче. Зачем вообще нужно государство, если оно обеспечивает только нашу безопасность от иностранных войск и уличной преступности, не обращая внимания на то, что большинство его граждан живут в бедности или даже в нищете, а некоторые буквально умирают с голода.

И аргумент «сами виноваты» здесь совершенно не пашет. По крайней мере, у нас в стране, где до рыночных реформ подавляющее большинство населения жило совершенно нормально в экономическом плане. Так что не вижу никаких оснований, кроме грубой силы, подчиняться или платить налоги государству, которое не проводит социальной политики.

Я специально не акцентирую никаких нюансов, а обсуждаю принципиальные основы. Зарплаты и социальные пособия должны гарантировать гражданам нормальные уровень и качество жизни. То есть доходы семьи должны быть такими, чтобы их хватало не только на еду, одежду и оплату коммунальных и транспортных тарифов, но и на удовлетворение других базовых потребностей.

И это делается не «ради чего-то», а просто так. «Потому что». Солидарная пенсионная система нужна не из-за того, что она в чем-то «эффективнее» накопительной. А просто как реализация права на жизнь. То же самое с бесплатной медициной. И образование должно быть бесплатным не из-за того, что «производству нужны специалисты». А просто потому, что каждый человек имеет право на образование.

И перераспределение доходов через социальную политику, реализующее все эти права, ограничивается сверху только размерами валового национального продукта, объемом бюджета и производительностью труда. И для увеличения социальных выплат и иных общих благ необходим экономический рост.

И здесь мы переходим ко второй группе минимальных обязательств государства. Помимо обеспечения безопасности граждан, нормального уровня и качества жизни, государство должно обеспечивать экономический рост. Потому что рынок этого обеспечить не может. Рынок слеп. И ради краткосрочной прибыли всегда пренебрежет долгосрочной.

И здесь государство должно обеспечивать то, чего не может обеспечить рынок. То есть, в первую очередь, внедрять достижения научно-технического прогресса и выправлять структурные перекосы экономики.

Таким образом, речь идет о поддержке фундаментальной и прикладной науки, поддержке сельского хозяйства и поддержке высоких технологий.

Для нормального функционирования экономики достаточно поддерживать, в первую очередь, внутренний рынок, так, чтобы работники на свою зарплату могли покупать продукцию национальных производителей. В среднесрочной же перспективе нужно добиваться оптимизации внешней торговли, так, чтобы импортировалось, в основном, сырье, а экспортировалось продукция с высокой долей добавленной стоимости.

И понятно, что для реализации этих задач государство должно контролировать оборонную промышленность, землю и недра, основную инфраструктуру транспорта и связи и, разумеется, науку, образование и здравоохранение.

И все вышесказанное является минимальными основаниями любой нормальной социальной и экономической политики. И отвергать эти основания могут только люди, разделяющие известный жизненный принцип Михаила Борисовича Ходорковского — «выживание каждого есть личное дело каждого».

И если уж говорить, как модно сейчас среди либералов, о «европейском выборе», то он и сводится к отвержению этого социал-дарвинистского принципа. А европейским он является потому, что в Европе социал-дарвинизм поддерживает вряд ли более 20 процентов населения. В отличие от Соединенных Штатов, где, к примеру, больше половины населения выступает против бесплатного здравоохранения.

Впрочем, этот выбор, разумеется, не только европейский. Он, скорее, «несеверо-американский». Потому что только в США больше половины населения придерживаются идеологии индивидуального успеха. А во всем остальном мире число ее приверженцев колеблется между 10 и 20 процентами. Так зачем нам плевать против ветра?

Фото: Николай Галкин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня