Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

России объявили финансовую войну

Ведущие рейтинговые агентства поставили нашу страну на «предмусорный» инвестиционный уровень

21737

Международное рейтинговое агентство Moody’s понизило рейтинг российских гособлигаций. Им присвоен уровень Ваа3 — нижняя степень инвестиционной категории, за которой следуют «мусорные» рейтинги. Агентство, кроме того, допускает возможность пересмотра рейтинга российских ценных бумаг с его дальнейшим понижением.

По мнению аналитиков Moody’s, падение цен на нефть и шок от снижения курса рубля «в среднесрочной перспективе еще больше подорвут уже снизившийся экономический рост». Кроме того, в краткосрочной перспективе могут наблюдаться негативные последствия от снижения международных валютных резервов и доходов российского бюджета, — предупреждает Moody’s.

Ранее два других рейтинговых агентства «большой тройки» — Fitch Ratings и Standard & Poor’s — также понизили кредитные рейтинги России до последней инвестиционной ступени.

Напомним: в декабре 2014 года Мoody’s первым из ведущих рейтинговых агентств объявило, что вероятность введения российским правительством моратория на погашение внешних долгов растет, а в начале января опубликовало прогноз, по которому падение ВВП России в 2015 году составит 5,5%.

16 января Fitch, в свою очередь, понизило кредитные рейтинги 30 крупных российских банков и компаний на одну ступень. В «черном списке» оказались, в часмтности, Внешэкономбанк (снижение до «BBB-» с «BBB»), Газпромбанк («ВВ+» с «BBB-») и Сбербанк России («BBB-» с «BBB»). Такое решение стало следствием понижения Fitch кредитного рейтинга РФ с «BBB» до «BBB-» с негативным прогнозом 9 января.

Вечером 16 января аналитики ожидали и снижения суверенного рейтинга России агентством Standard & Poor’s (в настоящее время он также находится на «предмусорном» уровне). Однако позже агентство сообщило, что примет решение до конца января.

Надо отметить, что дальнейшее снижение рейтингов — вполне возможный сценарий. Так, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев считает «довольно высокой» вероятность снижения суверенного рейтинга России агентством Standard & Poors до «мусорного» уровня.

Что на деле стоит за «войной рейтингов», и как она отразится на экономике России?

— Вероятность снижения до «мусорного» уровня суверенного рейтинга РФ, — а следом и корпоративных рейтингов, — оценивается участниками рынка как достаточно высокая, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — И здесь следует иметь в виду последствия для экономики России — как краткосрочного характера, так и средне- и долгосрочного.

Что касается ближайшей перспективы (одного-четырех месяцев), какой-то катастрофы — это очевидно — не произойдет. Будет, конечно, дополнительное давление на валютный и финансовый рынки, однако их тотального обрушения ожидать не приходится.

Дело в том, что установка на пересмотр рейтингов России в сторону понижения действует с марта 2014 года. И с тех пор — особенно после того, как осенью прошлого года российский рейтинг поставил на полугодовой пересмотр Standard & Poors — началась массированная распродажа российских активов, выход из российских ценных бумаг, усиление оттока капитала. Можно сказать, рынки загодя — и даже с избытком — отыграли возможное понижение рейтинга РФ до «мусорного» уровня.

«СП»: — А как выглядят дальнейшие последствия?

— Они имеют, повторюсь, средне- и долгосрочный характер.

Во-первых, как минимум не уменьшится интенсивность оттока капитала. Напомню, по последней оценке Центробанка России, отток капитала в 2014 году составил более 151 млрд долларов. Это практически вдвое больше, чем в 2013-м.

Во-вторых, возрастут расходы на обслуживание нашего внешнего долга. Сегодня мы говорим, что западные финансовые рынки закрыты для реструктуризации корпоративного долга из-за санкций, а восточные рынки еще не открылись. Завтра «мусорный» уровень рейтинга будет означать невозможность осуществлять не только корпоративные, но и новые государственные займы — они станут слишком дорогими. Премия, которую РФ будет предложено платить за возросший риск участникам рынка кредитования, явно не будет рациональной.

В-третьих, многие нынешние займы российским корпорациям выдавались с условием, что кредитор вправе потребовать досрочного обратного выкупа облигаций, если бумаги теряют инвестиционный рейтинг. Это означает ускоренное погашение внешнего корпоративного долга.

Оценить в полном объеме сумму долгов, которые могут быть предъявлены к досрочному погашению в случае понижения рейтинга до «мусорного» уровня, довольно трудно — корпорации считают эти сведения коммерческой тайной. Однако имеется предварительная оценка Минэкономразвития — 30 млрд долларов в 2015 году. Для понимания ситуации: при сохранении рейтинга на инвестиционном уровне корпорациям пришлось бы планово выплачивать в 2015 году около 120 млрд долларов. «Мусорный» рейтинг эти выплаты, получается, существенно утяжелит (на те самые 30 млрд.)

И тут возникает вопрос: хватит ли валютной ликвидности, чтобы решить эту проблему? На первый квартал 2015 года у банков и корпораций валютной ликвидности достаточно, чтобы пройти локальный пик возможных досрочных выплат. Но дальше проблемы могут возникнуть. Неслучайно сейчас в правительстве РФ прорабатываются схемы спасения госкорпораций: если им будут предъявлены решения о досрочном погашении внешних долгов, государству придется либо предоставить этим заемщикам валютную ликвидность, либо самостоятельно погашать корпоративные долги.

Наконец, рейтинговый уровень влияет на ситуацию с внутренним долгом. Сегодня примерно четверть объемов облигаций внутреннего займа приходится на иностранных инвесторов. Если рейтинг упадет до «мусорного», многие из этих инвесторов постараются поскорее уйти с внутреннего рынка долгового капитала, и облигации новых займов выкупать, естественно, не станут.

И возникнет еще одна крупная проблема: из каких источников финансировать дефицит бюджета, который, по оценкам Минфина РФ, может составить в 2015 году около 3% ВВП? Если финансирование будет осуществляться только из средств Резервного фонда, это приведет к полному его исчерпанию уже в ближайшие два года.

«СП»: — Агентства могут быстро повысить рейтинг России с «мусорного» уровня?

— Нет. В этом заключается главное долгосрочное последствие такого снижения. Рейтинг агентства могут понизить достаточно быстро, а вот на инвестиционный уровень его придется возвращать в течение нескольких лет.

Эти несколько лет рейтинговые риски в отношении России будут заведомо завышенными. Да, санкции рано или поздно заканчиваются, а кризис прекращается. Но «мусорный» рейтинг — остается. И это еще долго будет вызывать торможение притока капитала в Россию.

«СП»: — Можно ли сейчас предотвратить дальнейшее снижение рейтинга РФ?

— Думаю, да — ситуация пока не является необратимой. Но для этого правительству и ЦБ нужно как можно быстрее — уже до конца января — представить убедительную антикризисную программу. Возможно, это позволило бы Standard & Poors пересматривать рейтинг России не досрочно, в конце января, а в плановом режиме — опубликовать свою оценку 16 апреля. И в первую очередь, российскому правительству нужно привести в соответствие с требованиями момента проектировки по госрасходам 2015 года.

Минфин уже начал доводить установки по сокращениям расходов примерно на 10% до министерств и ведомств. В год это дает экономию примерно в 1 трлн рублей. Между тем, при среднегодовой цене на нефть в 50 долларов за баррель, федеральный бюджет в 2015 году недополучит около 3 трлн. рублей дохода. Это значит, нужно самым нещадным образом резать и другие государственные расходы — госпрограммы, гособоронзаказ, трансферты во внебюджетные фонды, в том числе, в Пенсионный фонд. Вопрос в приоритетах — что именно резать, и в какие сроки? Именно на этот вопрос предстоит в ближайшее время ответить российскому кабмину…

— Уже в кризис 2008—2009 годов были сделаны интересные выводы о деятельности рейтинговых агентств, — считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — По мнению ряда неофициальных источников, наиболее крупные международные рейтинговые агентства находятся под контролем династии Ротшильдов. Фактически, давно доказано, что рейтинговые агентства предпринимают шаги для управления не только мировыми финансами, но и политикой.

Напомню: в 2010 году в Европе развернулась дискуссия, что если и полагаться на оценки рейтинговых агентств, это должны быть государственные структуры, а не какие-то частные лавочки. А китайское руководство пошло еще дальше — создало собственное рейтинговое агентство, и пользуются его оценками при принятии решений по внутренним финансовым вопросам.

В 2008—2009 в России тоже озвучивалась мысль, что нам необходимо создать собственное агентство. С тех пор прошло пять лет, но ничего не изменилось. Мы опять, как завороженные, смотрим на рейтинги. Хотя, по большому счету, неизвестно, кто и по каким методикам их составляет.

Думаю, сегодня России пора встряхнуться и понять: мы не можем более быть объектом управления со стороны рейтинговых агентств, за которыми стоит мировая финансовая олигархия. И держаться за рейтинги России нет смысла — из-за санкций доступ к новым займам у нас и без рейтингов ограничен…

Фото: Алексей Филиппов/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня