В понедельник, 19 января, на совещании по экономическим вопросам у премьера Дмитрия Медведева был представлен антикризисный план Минэкономики. По сути, «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» — ответ на снижение федеральных доходов от обвала нефтяных цен. Вот как выглядят ключевые пункты рабочего варианта документа:
— Импортозамещение - экстренная (к февралю 2015 года) разработка поправок к закону N223 о госзакупках, требующих от госАО и компаний, которым оказывается господдержка, осуществлять фиксированную долю закупок в России и планировать закупки за пределами РФ в особом режиме, консультируясь с правительством. По существу, речь идет об ограниченном восстановлении контроля над движением капитала в госсекторе.
— Поддержка частных компаний — активизация постановления правительства N825 от 14 августа 2012 года, описывающего порядок антикризисных госгарантий, продление этой программы (замороженной в 2012 году) на 2015 год и выделение компаниям госгарантий на сумму до 300 млрд. рублей, с упрощением порядка предоставления гарантий в инвестпроектах.
— Частичная либерализация рынка труда и замораживание зарплат в госмонополиях в 2015 году. Основная идея — максимальное упрощение работы патентной системы, а также освобождение микропредприятий от необходимости в полном объеме регулировать трудовые отношения, вплоть до права (по соглашению сторон) вообще не оформлять работу в таких компаниях в трудовой книжке.
— Увеличение дифференциации пособий безработным. Поддержка регионов, на которые ложится большая часть расходов на рынке труда, расширением лимита бюджетных кредитов на 250 млрд. рублей в 2015 году и выделением еще 40 млрд. рублей на борьбу с новой волной безработицы.
— Продление заморозки накопительного компонента пенсионной системы на 2016−2018 годы. При принятии этого предложения накопительная система будет окончательно разрушена. Кроме того, предлагается еще раз обсудить возможность увеличения пенсионного возраста и невыплаты части пенсии работающим пенсионерам.
Можно ли такими мерами стимулировать экономику России в условиях кризиса?
— Импортозамещение, которое обсуждает правительство РФ, по многим позициям невозможно, — считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Беда в том, что некоторые виды производств в России полностью уничтожены. Кабмину, прежде всего, следовало бы заняться восстановлением и развитием реального сектора — для этого необходима полноценная программа, построенная на принципах среднесрочного планирования. Но как раз это направление даже не обсуждается.
Напротив, министр финансов Антон Силуанов заявил, что бюджетные квоты на 2016−2017 годы — а для развития импортозамещающих производств требуется бюджетная поддержка — вообще аннулируются. Такое решение принято, поскольку российский бюджет «плывет» из-за падающих цен на нефть и нестабильного курса рубля. Из-за этого, в частности, кабмин вернулся к «разбитому корыту» — планированию бюджета всего на один год, а не на три года, как раньше.
Планирование с горизонтом в один год означает, что государство не может брать на себя средне- и долгосрочных обязательств. В частности, развивать импортозамещающие производства, инфраструктуру, и даже закупать военную технику — военные контракты предполагают производственный цикл, который выходит за рамки года.
«СП»: — Почему правительство совершает эти ошибки?
— Потому что господа чиновники начинают не с того конца. Прежде всего, им необходимо решить вопрос стабилизации рубля и ответить на вопрос: как будет выпускаться рубль, когда валюта у нас закончится, чем будет обеспечена в этом случае национальная валюта? Кабмин обходит и другую ключевую проблему: функции Центробанка пора пересмотреть. Регулятор должен переориентироваться и начать кредитовать правительство — сегодня такое кредитование запрещено.
Повторюсь: первым делом кабмину нужно решить эти ключевые проблемы. А вопросы, изложенные в антикризисном плане, находятся по важности даже не на втором — на десятом месте.
«СП»: — На что надеется кабмин, избегая решительных действий?
— Он плывет по течению. Показателен Гайдаровский форум — на нем правительственные чиновники подробно обсуждали сценарии развития экономики: оптимистичный, базовый, стрессовый… Я считаю, что это поведение наблюдателей — людей, которые не имеют реальных рычагов управления. На мой взгляд, правительственные чиновники просто создают вид, что чем-то управляют.
Чтобы у правительства действительно появились рычаги управления, нужно ввести реальный контроль движения капитала, а также изменить статус ЦБ — он должен перестать быть учреждением, которое обслуживает, по сути, интересы Федеральной резервной системы США.
Пока эти главные проблемы не будут хотя бы обсуждаться, все «антикризисные планы» — только попытка заморочить нам головы…
— Вне зависимости, что вокруг — кризис или благоденствие — власть стремится погрузить нас в дикость, — уверен экономист, экс-заместитель руководителя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. — Попытка вывести страну из нынешнего даже не кризиса, а экономического тупика, путем отказа от гарантий работникам со стороны работодателей (и, соответственно, отказом от защиты работников со стороны государства) — просто стремление отбросить нас в XIX, а то и в XVIII век. Это не имеет никакого отношения к выработке курса на созидательное развитие страны.
Гарантии работникам во всем мире давали не потому, что страны стали богатыми. А потому, что власти поняли: поднимать экономику можно только в так называемом социальном партнерстве между государством, работодателями и работниками. Отказ от публичных институциональных механизмов такого партнерства — что и предлагается в антикризисном плане — это, на мой взгляд, шаг в сторону уничтожения страны.
Я бы хотел напомнить: 20 лет назад — в конце 1994 года — вступил в силу закон о Счетной палате РФ, который был принят вопреки воле тогдашнего президента Бориса Ельцина. Именно тогда была создана независимая от «вертикали» система контроля за всей совокупностью деятельности власти, включая оценку ее эффективности. Эта система просуществовала — как независимый институт — до конца 1990-х — начала 2000-х.
Сегодня, при отсутствии такого контроля, все разговоры о контроле над движением капитала в госсекторе, или о выделении каким-то компаниям госгарантий, будут обесцениваться тем, что контролирующий находится в одной «вертикали» с контролируемыми.
Без фундаментальных изменений, без возврата к независимым институтам контроля над властью, выработать эффективный антикризисный план, к сожалению, не получится. На мой взгляд, правительство лишь симулирует деятельность, в надежде на то, что мы рано или поздно помиримся с Западом, и все будет по-прежнему…
— Если срезать расходы на социалку, нужно отдавать себе отчет: такие действия относятся к структурным реформам и требуют продолжения, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Если, допустим, вы сокращаете трансферты Пенсионному фонду, значит, вы должны пересматривать пенсионную реформу и возраст выхода на пенсию. Если собираетесь организовывать адресную социальную поддержку — не на словах, а на деле — это потребует серьезной перестройки всех ведомств и структур, которые входят в социальный блок.
По сути, реализация антикризисного плана Минэкономики предполагает перезагрузку социальных секторов, корректировку формата их деятельности, а также более широкий допуск рыночных отношений в социальную сферу.
Готово ли правительство идти в этом направлении — вопрос открытый. Но принимать решение необходимо. Сейчас понятно, что российская экономика входит в серьезный кризис. По оценкам Минэкономразвития, в первом квартале 2015 года спад превысит 1% ВВП. Если учесть, что в конце 2014-го мы получили слабую рецессию, в конце марта мы попадем уже в рецессию полномасштабную. Это говорит о том, что времени на принятие антикризисных решений крайне мало.
Снимок в открытие статьи: председатель правительства России Дмитрий Медведев (в центре) проводит совещание по проекту плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, 19 января 2015 года/ Фото: Александр Астафьев/ РИА Новости