В четверг, 16 апреля, президент Владимир Путин фактически распорядился, чтобы топ-менеджеры госкорпораций публично отчитались о доходах. В ходе «прямой линии» главу государства спросили, считает ли он справедливым, что правительство освободило руководство госкомпаний от публикации деклараций. «Если вы спросите мое мнение, то я бы настойчиво рекомендовал руководителям наших компаний предъявить свои доходы. Ни вижу здесь ничего страшного», — ответил Владимир Путин.
Напомним: в декабре 2014 года премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, обязывающее руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров 65 госкомпаний публиковать декларации о доходах на официальных сайтах организаций. В перечень вошли, в частности, ОАО НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО РЖД, Внешэкономбанк, ГК «Росатом», ОАО «Роснано», ОАО «Россети». Обнародовать надлежало сведения обо всех своих источниках доходов, а также доходов супруга и несовершеннолетних детей, включая зарплату, пенсии, пособия, и об имуществе. Кроме того, указанные лица обязаны были сообщать общественности о расходах по каждой сделке по покупке недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, если сумма сделки превышала доход за три предшествовавшие ей года.
Новация была встречена в штыки. Особенно резко высказался президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Он назвал требование раскрывать информацию об имуществе и доходах «неправомерным вмешательством в личную жизнь», поскольку и так зарабатывает «столько, сколько позволяет государство».
Сгоряча Якунин объявил, что теперь у него два варианта — либо «подчиниться и продолжить выполнять свою функцию», либо написать заявление и уйти в частный бизнес. Впрочем, немного погодя глава РЖД смягчил позицию. «Мне абсолютно все равно, если государство настаивает на этом — мне скрывать нечего. Моя зарплата устанавливается не мной, она установлена советом директоров, бюджет РЖД утверждается правительством. Но я терпеть не могу, когда копаются в чужом белье», — заявил Владимир Якунин телеканалу «Россия 24».
Но и в правительстве пошли на попятную: сочли, что требование нарушает коммерческую тайну.
«Было дополнительное пояснение к ранее принятому постановлению правительства, смысл которого сводится к тому, что руководители коммерческих организаций, в том числе и с государственным участием, в строгом смысле не являются госслужащими, а являются представителями коммерческого бизнеса», — объяснила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. В результате, кабмин направил разъяснение ряду госкомпаний, в котором говорилось, что топ-менеджеры смогут не публиковать в открытом доступе сведения о доходах.
Теперь, похоже, руководителям корпораций все же придется, образно говоря, прилюдно вывернуть карманы.
Что стоит за «настойчивой рекомендацией» Путина, и будет ли она выполнена?
— Решение Путина политическое и чрезвычайно важное в текущей ситуации, — отмечает доктор экономических наук, зам. председателя Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Ирина Рукина. — Раз корпорация использует государственные финансы, средства из бюджета, ее деятельность должна быть совершенно прозрачной, а ее руководители просто обязаны декларировать свои доходы и расходы. Если бы Владимир Путин на «прямой линии» пошел бы на попятную, это было бы крайне негативно воспринято в обществе.
«СП»: — В декабре и президент «Роснефти» Игорь Сечин, и Владимир Якунин негативно отнеслись к инициативе правительства. Будет ли топ-менеджмент сопротивляться «рекомендации» президента?
— Если бы меня спросили об этом полгода назад, я бы сказала, — да, будут сопротивляться. Но сейчас — вряд ли. Однако перед руководителями госкорпораций стоит трудная задача: они должны будут обосновать свои огромные зарплаты. И здесь правительство и президент, на мой взгляд, должны были сделать следующий шаг: ограничить заработную плату топ-менеджеров госкомпаний какими-то рамками, ввести ясные правила игры. Без этих правил невозможно сказать, какой должна быть зарплата у руководителя, например, «Газпрома» или «Роснефти».
Беда в том, что наши «топы» устанавливают себе зарплату сами — в зависимости от прибыли компании. И юридически эта схема нигде не прописана.
«СП»: — В ходе ежегодной пресс-конференции Владимир Путин, отвечая на вопрос о заработке Игоря Сечина, пояснил, что оплата труда работников крупных российских компаний должна соответствовать уровню зарубежных компаний. Она соответствует или превышает этот уровень?
— На мой взгляд, существенно превышает. Повторюсь: зарплата руководителей наших госкорпораций начисляется по неизвестным законам. А законы должны быть абсолютно понятными, и топ-менеджменту придется внести ясность в этот вопрос.
«СП»: — Представим, что руководители крупных компаний урезали себе зарплаты. Бюджет от этого много выиграет?
— Бюджет — это налоги, которые платят граждане, организации и предприятия. Другими словами, он формируется независимо от уровня заработной платы топ-менеджеров. Думаю, средства, которые будут сэкономлены на зарплатах высшего руководства, в бюджет не попадут. Эти деньги будут либо истрачены на нужды компании, либо, увы, уйдут на зарплату тем же топ-менеджерам по другим каналам.
На мой взгляд, исполняя указания президента, руководители госкорпораций просто грамотно «уйдут в тень». Как вариант — будут «выводить» средства, используя как ширму футбольные команды, либо другие подходящие структуры. А перед президентом будут «чистыми»…
— «Рекомендация» Путина — это мягкая подача, но дисциплинирующая, — считает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Причем, важно даже не то, что руководители госкомпаний будут демонстрировать свои высокие зарплаты. На мой взгляд, сам факт, что на «прямой линии» зашел разговор о зарплатах топ-менеджеров, предполагает, что эти зарплаты, как минимум, не будут повышаться в дальнейшем. Напротив, вполне возможно, начнут снижаться. Точно так же, как ранее понизились зарплаты депутатов Госдумы и чиновников.
Конечно, президент не хочет конфликтовать с элитой. Но он понимает и другое: в обществе есть запрос на справедливость, и нужно на него реагировать.
Совершенно очевидно, что зарплата руководителей крупных российских компаний чрезмерно завышена. Если сравнить зарплаты Якунина или Сечина с доходами руководителей любых крупнейших частных компаний мира, получится, что россияне получают слишком много.
Путин дает сигнал, что нужно быть скромнее.
«СП»: — Сигнал будет воспринят?
— Да, и не только потому, что Путин — это не Медведев. Проблема в том, как тема зарплат воспринимается путинским большинством.
Постоянные разговоры по поводу зарплат могут плохо кончиться. Да, в России сейчас нет выраженного социального протеста. Кризис проходит в варианте «лайт», но в любой момент ситуация может обостриться, а руководители госкомпаний — оказаться в роли громоотводов, в которых полетят народные «молнии».
Лично я на месте этих господ сделал бы две вещи: пошел бы на урезание зарплат, и добровольно бы их обнародовал…
Фото: Mikhail Olykainen/ ТАСС