В Минсельхозе назначен новый министр сельского хозяйства. Им стал губернатор (теперь уже бывший) Краснодарского края Александр Ткачев. Это следует из указа президента РФ Владимира Путина. Другим указом глава государства назначил экс-министра сельского хозяйства Николая Федорова своим советником.
По предложению Ткачева, президент назначил и.о. губернатора Краснодарского края до выборов в сентябре экс-заместителя главы региона Вениамина Кондратьева.
«Нам нужно консолидировать усилия и правительства, и администрации президента, и регионов для того, чтобы средства, которые государство наметило выделять на развитие отрасли, были истрачены максимально эффективно», — сказал Путин на встрече с Федоровым.
Президент, конечно, имел в виду реализацию плана развития сельского хозяйства до 2020 года и плана ускоренного импортозамещения до 2018 года.
Надо сказать, тема сельского хозяйства Александру Ткачеву хорошо знакома. Кроме того, как и Николай Федоров, он входит в высший совет «Единой России». Это важный момент: тема поддержки отечественного сельхозпроизводителя наверняка станет для партии власти одной из предвыборных.
Слухи о том, что Александр Ткачев может покинуть пост губернатора, появились еще месяц назад. Необходимость обновления кадров в Краснодарском крае эксперты объясняли «иными отношениями с Крымом» и «чрезвычайной ответственностью по строительству моста через Керченский пролив». В то же время команда Ткачева не выглядела идеальной: в отношении ряда ее членов, равно как и заместителей экс-губернатора, были заведены уголовные дела. Впрочем, персонально к Ткачеву претензий не было.
Чисто внешне с Александром Ткачевым, который считался губернатором-«тяжеловесом», поступили предельно корректно: перевели на крупную федеральную должность. Почти так же действовали, например, при увольнении с поста главы Дагестана Магомедсалама Магомедова — его, напомним, назначили заместителем главы администрации президента.
Что на деле стоит за кубанской «рокировкой»?
— Ткачев является политическим «тяжеловесом», и его перевод на федеральный уровень решал целый ряд вопросов, — считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Прежде всего, это позволило снять проблему с наличием «долгожителей» на региональных позициях. Кроме того, грядущее строительство моста через Керченский пролив требует консолидированных усилий Краснодарского края и Крыма, а это, в свою очередь, требует серьезного обновления команды управленцев.
Теперь в Краснодарском крае, надо думать, будет активизировано инфраструктурное строительство и развитие направлений, которые прежде не были в приоритете. Например, модернизация портов и развитие Олимпийского кластера.
Ткачев же силен не в реализации инфраструктурных проектов, а именно в сельском хозяйстве. Он возглавлял крупнейший в России сельскохозяйственный регион, знает производственную структуру и схемы субсидирования, модель финансирования отрасли.
«СП»: — Николай Федоров в этих вопросах был менее компетентен?
— Заметим: Федоров ушел на позицию советника президента, а не помощника главы государства. Это говорит о том, что его несколько отстранили от контура управления. Ключевую роль в сфере сельского хозяйства будет играть именно Ткачев. У него, кроме того, выстроены отношения с крупнейшими сельскохозяйственными холдингами, работающими в РФ, и ему будет проще находить с ними общий язык.
«СП»: — У нас, как известно, деньги на поддержку сельского хозяйства выделяют серьезные (в 2014-м году, например, аграрии получили более 92 миллиардов рублей), но до конкретных сельхозпроизводителей они практически не доходят. Ткачев сможет изменить эту ситуацию?
— Из всех регионов РФ наиболее оперативный доступ сельскохозяйственных субъектов к финансированию был налажен именно в Краснодарском крае. Поясню: сельское хозяйство у нас субсидируется и из федерального бюджета, и из казны региона. Региональная составляющая символическая — 2−3% от общей суммы субсидий. Но пока регион не выделил эти деньги, федеральная субсидия не придет.
Регионы, как правило, субсидировать аграриев не спешат. А когда приходит федеральная субсидия, региональные власти предпочитают «прокручивать» эти средства на депозитах. В результате, до аграриев деньги доходят осенью, когда и посевная закончилась, и уборка. Из-за этого сельхозпроизводители в России до осени живут в кредит, и платят по нему полную процентную ставку. Сегодня она составляет около 35% годовых, что для любого производства просто убийственно.
Так вот, в Краснодарском крае — в отличие от других субъектов — субсидии аграрии получали весьма оперативно. Сейчас этот опыт будет тиражироваться на федеральном уровне.
Есть еще момент. На «прямой линии» с Путиным аграрии из деревни Степаново Костромской области жаловались, что вынуждены сдавать молоко по 16 рублей за литр, а в магазине оно стоит уже от 72 рублей. Думаю, что и эту ситуацию новый глава Минсельхоза сможет исправить.
Напомню: именно из Краснодарского края пошла сеть магазинов «Магнит». По сути, Ткачев развил свою, региональную розничную сеть — и в результате аграрии края преодолели проблему с выходом на потребительский рынок. Выстраивание системы прямого доступа к прилавку производителей — тоже сфера, в которой Ткачев силен изначально.
«СП»: — Получается, в Минсельхозе новый руководитель оказался на своем месте?
— Да. Налаживание субсидирования, выстраивание розницы — очень востребованные сейчас направления. Кроме того, Ткачев действительно хорошо знаком с крупнейшими сельскохозяйственными холдингами — в Краснодарском крае у многих из них находятся базовые активы.
На мой взгляд, перемещение Ткачева на федеральный уровень — действительно оптимальный вариант. В правительстве сейчас нет специалиста, который бы хорошо разбирался в сельском хозяйстве. Между тем, сегодня это направление стало стратегическим, и для Ткачева на новой должности открывается новое окно возможностей…
— Главным мотивом в кадровом перемещении Александра Ткачева является не назначение, а его отставка, — уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Как одного из политических «тяжеловесов» Ткачева с поста губернатора отправили формально на повышение. Хотя, конечно, позиция многолетнего главы одного из наиболее крупных, значимых и богатых регионов страны являлась более ресурсной, и обеспечивала Ткачеву большее влияние.
«СП»: — С чем связаны основные претензии к Александру Ткачеву?
— Это доподлинно неизвестно. В целом, можно говорить о создании своего рода региональной автократии под эгидой Ткачева, имевшей как положительные, так и отрицательные стороны. Между тем, еще со времен президентства Дмитрия Медведева Кремль идет по пути мягкого демонтажа региональных автократий, и поощряет ротацию региональных руководителей. Думаю, эта тенденция дошла и до Краснодарского края…
Снимок в открытие статьи: Александр Ткачев/ Фото: Михаил Метцель/ ТАСС