Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

ОВК идет на биржу за деньгами

Эксперты о перспективах публичного предложения акций компании

377

Объединенная вагонная компания 29 апреля 2015 года проведет первичное размещение своих акций на Московской бирже. Эксперты предрекают неоднозначную реакцию рынка: последними в отрасли публичное предложение акций делали «Глобалтранс» и «Трансконтейнер», и было это уже очень давно — в 2008 и 2011 годах соответственно. Почему ОВК решилась на публичное предложение акций в кризис, при неблагоприятном инвестклимате, и кто станет покупать акции этой компании?

По мнению опрошенных нами аналитиков, существует сразу несколько причин, которые могут заставить инвесторов воздержаться от вложений в акции ОВК. Одна из них — нестабильность самого рынка железнодорожных перевозок, из-за которой выходить сегодня на IPO очень рискованно. По словам аналитиков, сложность кроется в запретительном инвестиционном климате, определяемом высокими процентными ставками, которые не может выдержать ни один легальный бизнес. Особенно тяжело приходится компаниям в сфере реального производства, а это как раз машиностроение, перевозки и т. д.

Дело в том, что сегодня весь рынок железнодорожных перевозок находится на переломе. На нем идут процессы консолидации операторов и тарифного регулирования, что в принципе может резко поменять ландшафт, например, на рынке лизинговых операций, оперирования и производственных мощностей. А когда меняется сама система, мало что зависит от желания и возможностей даже самых крупных участников этого сектора, не говоря уже об IPO отдельной компании.

Еще одна причина, по которой к IPO Объединенной вагонной компании инвесторы могут отнестись осторожно — используемая ей принципиально новая бизнес-модель. Напомним, что корпорация ОВК управляет группой разнородных активов, в состав которых входят Тихвинский вагоностроительный завод, транспортная компания «Восток1520», группа лизинговых компаний RAIL1520, НПЦ «Пружина» и Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий. Такая концентрация бизнеса — один из трендов сегодняшнего дня, побочным эффектом которого считается потеря прозрачности. Не зря ОВК уже довольно долго упрекают в том, что вагоны компании фактически нельзя купить — можно лишь взять в аренду через аффилированные «дочки».

Эксперты указывают и на другую проблему — финансовое состояние ОВК. Вероятно, именно финансовые причины толкнули руководство компании на попытку привлечь средства инвесторов с помощью публичного размещения акций. По словам Андрея Третельникова из инвесткомпании RMG, уровень долга ОВК на сегодняшний день является очень высоким даже с учетом того, что половина кредита обеспечена вагонами, которыми владеет группа. «Менеджменту в ходе встреч с потенциальными инвесторами придется подробно рассказать про стратегию управления долгом компании», — отмечает он.

Нельзя забывать и о широком привлечении средств господдержки. В случае с ОВК, по всей видимости, можно уже говорить об определенной зависимости компании от государственных вливаний: финансирование постройки завода, погашение процентов по кредитам, покупка инновационных вагонов лизинговой компанией, скидка по тарифам от Минтранса и РЖД. Господдержка успешно оздоравливает и поддерживает компанию, но когда она закончится, для инвесторов, безусловно, возникнут серьезные риски. Все же нерыночные инструменты, к которым относится и господдержка, не слишком типичны для выходящей на биржу и по-настоящему рыночной компании.

Впрочем, пока эксперты воздерживаются от однозначных оценок IPO ОВК, заявляя, что инвестиционная привлекательность предложения будет зависеть от цены размещения. Однако некоторые аналитики предполагают, что вряд ли это будет по-настоящему рыночное размещение. Скорее всего, ОВК проведет «техническое» размещение с заранее известными покупателями.

Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня