Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Трансаэро» — игра против правил

Авиакомпания не публикует финансовую отчетность в ожидании очередной господдержки?

531

Один из крупнейших авиаперевозчиков России — «Трансаэро» — задержал публикацию финансовой отчетности за I квартал 2015 года, сообщает «Газета.ру». Так как акции «Трансаэро» торгуются на бирже, публикация отчетности является обязательной процедурой для компании. Эксперты предполагают, что перевозчик нарушил правила биржевой торговли потому, что ждет массивной господдержки, а плохие финансовые результаты могут заставить правительство передумать помогать «утопающему».

Напомним, компания, ценные бумаги которой котируются на бирже, обязана обнародовать квартальную отчетность не позже 45 дней после окончания отчетного периода. Так как компания «Трансаэро» этого не сделала, уровень котировального списка ценных бумаг может быть снижен. Перевозчика могут вообще исключить из листинга. Неприятности ждут «Трансаэро» и со стороны Банка России: штраф, размер которого колеблется от 500 до 700 тысяч рублей.

Почему же авиакомпания в условиях непростой ситуации на рынке пошла на такой серьезный шаг — задержку публикации отчетности, — который может серьезно повлиять на деловую репутацию перевозчика? Вряд ли это можно объяснить банальной халатностью или тем, что сотрудники не уложились в необходимые сроки, ведь речь идет о довольно крупной и серьезной компании.

Как пишет «Газета.ру», другая российская авиакомпания — «ЮТэйр», еще в конце прошлого года получила ряд исков о взыскании долгов, а общий долг компании перед банками, по данным Reuters, составляет около 150 млрд руб. Сейчас спасением компании одновременно занимаются в российском правительстве, региональные власти, основной акционер «Сургутнефтегаз» и банки-кредиторы. Однако «ЮТэйр», в отличие от «Трансаэро», опубликовала свои отчеты, показав 22 млрд руб. убытка за 2014 год и 1,4 млрд руб. убытка за первый квартал 2015 года.

Отраслевые специалисты уверены: это не ошибка и не халатность, а продуманная стратегия. Сейчас перевозчик ожидает решения о выделении ему господдержки в сумме порядка 40−50 млрд рублей. В таких условиях публиковать отчетность, в которой, скорее всего, будут отнюдь не утешительные показатели, думается, равносильно самоубийству. Не надо быть финансовым аналитиком, чтобы приблизительно оценить положение компании на рынке. Согласно открытой статистике, по итогам первого квартала 2015 года объем перевозок у «Трансаэро» упал на 6%.

Как сообщил «Газете.ру» источник в банковской сфере, сейчас в пуле кредиторов «Трансаэро» ведется обсуждение вопроса о реструктуризации задолженности компании. После определения организаций, готовых выдать перевозчику кредиты, авиакомпания намерена запросить новые госгарантии.

О ситуации в компании можно также судить и по высказываниям её партнеров. Напомним, одним из крупных кредиторов «Трансаэро» является «Сбербанк», в прошлом открывший авиакомпании кредитную линию объемом 800 млн рублей. Однако совсем недавно «Сбербанку» пришлось предоставить «Трансаэро» отсрочку по кредитным платежам — так называемые ковенантные каникулы.

«Мы сегодня приняли решение о ковенантных каникулах, там пробиты ковенанты и есть определенные просроченные платежи. Мы не будем в течение месяца от них требовать это. Но это не реструктуризация и не пролонгация», — сказал первый зампред банка Максим Полетаев, при этом добавив, что «Сбербанк» все же намерен просить компанию оплачивать набранные долги в срок. По его словам, топ-менеджмент «Трансаэро» смотрит на перспективы компании «довольно оптимистично». «Например, заложена рентабельность по EBITDA 26%. Напомню, лучшая авиакомпания мира — Ryanair, у нее рентабельность EBITDA 22%, — отметил Полетаев. — Хотелось бы пореалистичней». Полетаев напомнил также, что другая российская авиакомпания, недавно столкнувшаяся со сложностями, «Ютэйр», представляла банкам гораздо более пессимистичные прогнозы.

В условиях, когда кредиторы отказываются сотрудничать, а объем перевозок все падает, авиакомпании действительно остается единственный вариант — надеяться на господдержку. Аналитики уверены, что многое станет ясно после публикации отчетности. «Ключевой вопрос — как будет выглядеть отчетность: для инвесторов важнее финансовые результаты компании, а не возможные задержки сроков отчетности. Опираясь на финотчетность, инвесторы примут решение об изменении портфелей», — резюмирует аналитик «Финам» Антон Сороко.

Первый зампред Сбербанка Максим Полетаев, также несколько критично отозвался о перспективах дальнейшего сотрудничества с перевозчиком: «Мы обсуждали на кредитном комитете бизнес-модель, которую подготовили по „Трансаэро“. Честно сказать, она не кажется нам реалистичной. Мы сегодня сделали техническую пролонгацию наших кредитов по „Трансаэро“ и по лизингу на один месяц. Честно говоря, если бизнес-модель не претерпит существенных изменений, мы, наверное, будем не согласны оставаться в этом клиенте».

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Дмитрий Ежов

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня