Экономика

«Cредний класс» уже вернулся в 2006 год

Продажи легковых автомобилей упали наполовину, а отдыхающих за границей стало меньше на четверть

  
9

Как сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ — независимая некоммерческая организация, учреждённая в 1995 году по инициативе европейских посольств и компаний, работающих в РФ), продажи новых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России продолжают падать.

В июле снижение продаж составило 58 процентов, а за семь месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года они сократились ровно вдвое. В абсолютных цифрах с января по июль включительно это двойное сокращение составило 881 754 машины.

Объёмы продаж легковых автомобилей для страны с населением в 142 млн. человек в России и до кризиса оставались более, чем скромными. Однако динамика роста этих продаж всё же внушала оптимизм:

2004 год — 1,297 млн.

2005 год — 1,42 млн.

2006 — 2 млн.

2007 — 2.5 млн.

2008 — 2.81 млн.

Таким образом, за последние пять лет в стране было продано 10 миллионов новых машин.

По международным стандартам, наличие в семье относительно нового автомобиля — один из важных признаков принадлежности её к среднему классу. Если считать «относительно новым» автомобиль не старше пяти лет и вспомнить, что средняя российская семья состоит из трёх человек (на языке статистики это называется «средний размер домохозяйства»), то к концу 2008 года у нас из 142 млн. населения к среднему классу принадлежало 30 млн. россиян или 21%:

142 млн. человек: 3 = 47 млн. семей.

10 млн. семей, обновивших за последние 5 лет машину, это 30 млн. человек или 21 процент от 142 млн. населения.

Правда, надо бы сделать существенную поправку на то обстоятельство, что в России покупка машины в последние годы часто носила своеобразный, «лихорадочный» характер. Более важным приоритетом для значительной части наших соотечественников является приобретение квартиры или дома. По данным Росстата, в улучшении жилищных условий нуждается более 50 процентов россиян. Однако цены на недвижимость как раз в последнюю докризисную «пятилетку» росли поистине чудовищными темпами. Поэтому довольно часто семья, так и не скопив себе на квартиру и отчаявшись когда-нибудь скопить, покупала крутую иномарку. А то инфляция разгуляется и вообще все деньги «съест».

Добавили ажиотажа и автомобильные кредиты, брать которые в последние годы стало легко и просто. А через два-три дня уже «рассекать» на джипе. Правда потом, разобравшись как следует с процентами и комиссиями, многие россияне крепко чесали в затылке.

Но, как бы то ни было, цифры автомобильных продаж летели вверх, и методом экстраполяции многие аналитики просчитывали в ближайшей перспективе уже и три миллиона машин в год, а потом — три с половиной. Однако семь месяцев 2009 года показали, что нынешний итог вряд ли превысит 1,6 млн. продаж.

Министерство промышленности и торговли подтверждает этот невесёлый прогноз: по его оценкам, рынок до конца года «упадёт» на 60 процентов.

То есть мы возвращаемся по количеству продаж новых машин на уровень чуть выше 2005 и чуть ниже 2006 года. Причём, в числе этих авто опять резко возрастает доля бюджетных автомобилей, особенно «Жигулей». Из иностранцев меньше других упал самый экономичный «Рено Логан».

Для сравнения: в Европе (если относить к ней 27 государств-членов ЕС плюс страны EFTA — Европейской ассоциации свободной торговли) — за шесть месяцев 2009 года продажи легковых автомобилей тоже снизились. Правда, не на 50, а только на 11 процентов. За первое полугодие там было продано 7, 426 млн. новых машин против 8, 347 млн. годом ранее.

Однако уже в июне у европейцев начался подъём: объём продаж новых машин вырос на 2,4% по сравнению с июнем 2008 года. Эксперты предсказывают, что объём продаж до конца года составит не менее 16 млн. автомобилей. В прошлые, докризисные годы, продавалось примерно столько же, плюс-минус несколько процентов.

Во всех этих государствах проживает 495 млн. человек. Средний размер домохозяйства там примерно такой же, как в России: 3 человека. Значит, получается 165 млн. семей.

Автомобилей в этих странах за последние 5 лет было куплено около 80 млн.(16 млн. х 5).

Таким образом, 48 процентов европейских семей (это считая с новыми членами ЕС: Польшей, Латвией, Словенией) обновили за последние годы свой автопарк. Против 21 процента российских семей. Как говорится — почувствуйте разницу.

Любопытно будет, пользуясь случаем, отследить другой важный параметр, по которому определяют «средний класс»: отдых за границей. В некоторых европейских странах, таких, как Германия, в заграничные вояжи ежегодно отправляется более 50 процентов населения. В других поменьше: 25−40. Разброс внутри Евросоюза довольно большой.

А как с этим в России?

До 2005 года включительно статистка загранпоездок у нас велась довольно своеобразно: в число иностранных вояжей включали и визиты в Крым или, например, в Казахстан. Поэтому имеет смысл рассматривать данные с 2006 года, когда считать стали только дальнее зарубежье. Итак:

2006 год — 7,73 млн. человек

2007 — 9,34 млн.

2008 — 12,16 млн.

Как видим, динамика тоже внушала большой оптимизм. Правда, из числа отдыхающих по-хорошему надо бы исключить около 2-х млн. «шоп-туристов», выезжавших в Китай за товаром. Однако не станем мелочиться.

Итак, на пике экономического подъёма за границей отдохнуло 12,16 млн. россиян или 9 процентов населения. Совсем не густо.

Правда, по прогнозам, подготовленным накануне кризиса Центром стратегических исследований «Росгосстраха», в 2009—2010 годах количество российских туристов, выезжающих за рубеж, ежегодно должно было увеличиваться на 13−15 процентов. «Таким образом, в 2010 году за рубежом будут проводить отпуск более 15,6 млн. россиян», — заявили страховые аналитики.

Однако наступил кризис. Уже в мае 2009 года глава Ростуризма Анатолий Ярочкин сообщил, что в нынешнем году количество российских туристов, выезжающих на отдых за границу, сократится по сравнению с прошлым годом примерно на 25 процентов. То есть на 3 миллиона человек. Позже эксперты предсказали более значительный спад: на 35−40 процентов. Это уже минус 4,5−4,8 млн. от «среднего класса».

В общем, как и с машинами, мы вернулись в этой сфере на позиции 2006 года. Не самые плохие, кстати, позиции. В 2002 всё было намного хуже.

Вопрос в том, удержимся ли мы на уровне середины «нулевых», или будем дальше сползать в «лихие 90-е».

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня