Как сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ — независимая некоммерческая организация, учреждённая в 1995 году по инициативе европейских посольств и компаний, работающих в РФ), продажи новых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России продолжают падать.
В июле снижение продаж составило 58 процентов, а за семь месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года они сократились ровно вдвое. В абсолютных цифрах с января по июль включительно это двойное сокращение составило 881 754 машины.
Объёмы продаж легковых автомобилей для страны с населением в 142 млн. человек в России и до кризиса оставались более, чем скромными. Однако динамика роста этих продаж всё же внушала оптимизм:
2004 год — 1,297 млн.
2005 год — 1,42 млн.
2006 — 2 млн.
2007 — 2.5 млн.
2008 — 2.81 млн.
Таким образом, за последние пять лет в стране было продано 10 миллионов новых машин.
По международным стандартам, наличие в семье относительно нового автомобиля — один из важных признаков принадлежности её к среднему классу. Если считать «относительно новым» автомобиль не старше пяти лет и вспомнить, что средняя российская семья состоит из трёх человек (на языке статистики это называется «средний размер домохозяйства»), то к концу 2008 года у нас из 142 млн. населения к среднему классу принадлежало 30 млн. россиян или 21%:
142 млн. человек: 3 = 47 млн. семей.
10 млн. семей, обновивших за последние 5 лет машину, это 30 млн. человек или 21 процент от 142 млн. населения.
Правда, надо бы сделать существенную поправку на то обстоятельство, что в России покупка машины в последние годы часто носила своеобразный, «лихорадочный» характер. Более важным приоритетом для значительной части наших соотечественников является приобретение квартиры или дома. По данным Росстата, в улучшении жилищных условий нуждается более 50 процентов россиян. Однако цены на недвижимость как раз в последнюю докризисную «пятилетку» росли поистине чудовищными темпами. Поэтому довольно часто семья, так и не скопив себе на квартиру и отчаявшись когда-нибудь скопить, покупала крутую иномарку. А то инфляция разгуляется и вообще все деньги «съест».
Добавили ажиотажа и автомобильные кредиты, брать которые в последние годы стало легко и просто. А через два-три дня уже «рассекать» на джипе. Правда потом, разобравшись как следует с процентами и комиссиями, многие россияне крепко чесали в затылке.
Но, как бы то ни было, цифры автомобильных продаж летели вверх, и методом экстраполяции многие аналитики просчитывали в ближайшей перспективе уже и три миллиона машин в год, а потом — три с половиной. Однако семь месяцев 2009 года показали, что нынешний итог вряд ли превысит 1,6 млн. продаж.
Министерство промышленности и торговли подтверждает этот невесёлый прогноз: по его оценкам, рынок до конца года «упадёт» на 60 процентов.
То есть мы возвращаемся по количеству продаж новых машин на уровень чуть выше 2005 и чуть ниже 2006 года. Причём, в числе этих авто опять резко возрастает доля бюджетных автомобилей, особенно «Жигулей». Из иностранцев меньше других упал самый экономичный «Рено Логан».
Для сравнения: в Европе (если относить к ней 27 государств-членов ЕС плюс страны EFTA — Европейской ассоциации свободной торговли) — за шесть месяцев 2009 года продажи легковых автомобилей тоже снизились. Правда, не на 50, а только на 11 процентов. За первое полугодие там было продано 7, 426 млн. новых машин против 8, 347 млн. годом ранее.
Однако уже в июне у европейцев начался подъём: объём продаж новых машин вырос на 2,4% по сравнению с июнем 2008 года. Эксперты предсказывают, что объём продаж до конца года составит не менее 16 млн. автомобилей. В прошлые, докризисные годы, продавалось примерно столько же, плюс-минус несколько процентов.
Во всех этих государствах проживает 495 млн. человек. Средний размер домохозяйства там примерно такой же, как в России: 3 человека. Значит, получается 165 млн. семей.
Автомобилей в этих странах за последние 5 лет было куплено около 80 млн.(16 млн. х 5).
Таким образом, 48 процентов европейских семей (это считая с новыми членами ЕС: Польшей, Латвией, Словенией) обновили за последние годы свой автопарк. Против 21 процента российских семей. Как говорится — почувствуйте разницу.
Любопытно будет, пользуясь случаем, отследить другой важный параметр, по которому определяют «средний класс»: отдых за границей. В некоторых европейских странах, таких, как Германия, в заграничные вояжи ежегодно отправляется более 50 процентов населения. В других поменьше: 25−40. Разброс внутри Евросоюза довольно большой.
А как с этим в России?
До 2005 года включительно статистка загранпоездок у нас велась довольно своеобразно: в число иностранных вояжей включали и визиты в Крым или, например, в Казахстан. Поэтому имеет смысл рассматривать данные с 2006 года, когда считать стали только дальнее зарубежье. Итак:
2006 год — 7,73 млн. человек
2007 — 9,34 млн.
2008 — 12,16 млн.
Как видим, динамика тоже внушала большой оптимизм. Правда, из числа отдыхающих по-хорошему надо бы исключить около 2-х млн. «шоп-туристов», выезжавших в Китай за товаром. Однако не станем мелочиться.
Итак, на пике экономического подъёма за границей отдохнуло 12,16 млн. россиян или 9 процентов населения. Совсем не густо.
Правда, по прогнозам, подготовленным накануне кризиса Центром стратегических исследований «Росгосстраха», в 2009—2010 годах количество российских туристов, выезжающих за рубеж, ежегодно должно было увеличиваться на 13−15 процентов. «Таким образом, в 2010 году за рубежом будут проводить отпуск более 15,6 млн. россиян», — заявили страховые аналитики.
Однако наступил кризис. Уже в мае 2009 года глава Ростуризма Анатолий Ярочкин сообщил, что в нынешнем году количество российских туристов, выезжающих на отдых за границу, сократится по сравнению с прошлым годом примерно на 25 процентов. То есть на 3 миллиона человек. Позже эксперты предсказали более значительный спад: на 35−40 процентов. Это уже минус 4,5−4,8 млн. от «среднего класса».
В общем, как и с машинами, мы вернулись в этой сфере на позиции 2006 года. Не самые плохие, кстати, позиции. В 2002 всё было намного хуже.
Вопрос в том, удержимся ли мы на уровне середины «нулевых», или будем дальше сползать в «лихие 90-е».
Фото [*]