В поисках резервов для пополнения казны чиновники, похоже, нашли самый простой способ — сэкономить на пенсионерах. Хотя на протяжении последних десяти лет правительству удавалось держать рост пенсий выше темпов инфляции. Даже в кризисные 2008 — 2009 годы Россия, единственная в мире, подняла пенсии. И вот теперь, пытаясь залатать бюджетные «дыры», правительство добралось уже и до стариков.
2 июля премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание правительства, посвященное расходам бюджета в социальной сфере. В заседании принимали участие все высшие чиновники, ответственные за «социалку». Перед заседанием Минфин выступил с радикальной инициативой — в 2016 году отказаться от положенной по закону индексации пенсий на уровне реальной инфляции. Проиндексировать их только на 5,5%. По мнению министра финансов Антона Силуанова, индексация пенсионных выплат в 2016 году должна соответствовать возможностям бюджета и Пенсионного фонда.
Здесь стоит пояснить, что, например, в нынешнем году официальный прогноз Минэкономразвития предполагал, что инфляция в России составит около 12%, причем ее пик планировался на первый квартал. Однако уже в июне этот показатель в годовом исчислении вырос почти до 16%. А что будет дальше — никому не известно. Но запланированная так называемая целевая инфляция в 2015 году всего 5,5%! Этот далекий от реальной жизни показатель и решено принять за основу при индексации. Вот и считайте, сколько потеряют тощие кошельки пенсионеров.
Однако Минэкономразвития также считает целесообразным проиндексировать пенсии в следующем году на уровень целевой инфляции, как это предлагает Минфин. Таким образом, согласно решению правительства, пенсии в следующем году впервые будут проиндексированы ниже реальной инфляции.
Дискуссия в правительстве, развернувшаяся вокруг индексации пенсий в следующем году была довольно острой. Глава Минфина предложил проиндексировать пенсии и соцвыплаты на 5,5% в 2016-ом, на 4,5% в 2017-ом, и на 4% в 2018 году. Таким образом, бюджет может сэкономить более 2,5 трлн рублей в ближайшие три года. Однако законом предусмотрено индексирование пенсий не ниже уровня фактической инфляции, но данные показатели этому положению явно не соответствуют.
Кстати, правительство держит курс на «целевой» уровень индексации пенсий уже давно. Например, пенсии военным в этом году чиновники решили проиндексировать только в октябре, причем — на те же 5,5%. Так что теперь эта цифра, просто перейдет на индексации пенсий всем российским пенсионерам. Военные молчат и чиновники, видимо, посчитали, что «эксперимент» прошел удачно.
Действительно, проблема дефицита бюджета встает перед российским правительством все острее. «Надо понимать, что в целом, мы имеем довольно сложную ситуацию в экономике», — признался премьер Медведев. И эта ситуация только обостряется: закрыты мировые финансовые и товарные рынки, действуют двухсторонние санкции. Одновременно с этим экономика страны сталкивается и с внутренними социальными вызовами — старение населения в связи с увеличением продолжительности жизни и, как следствие, значительное расширение доли пенсионеров, пояснил премьер.
— Премьер безвозвратно запутался сам, и отчаянно попытался запутать всех граждан России тезисами об увеличении продолжительности жизни россиян, — возражает экономист Владислав Жуковский. — Да, показатель продолжительности жизни увеличился. Однако он не упомянул, что речь идет о средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении. То есть о величине не фактической, а расчетно-теоретической. В значительной степени «успехи» правительства связаны с тем, что за последние 15 лет удалось снизить младенческую смертность, которая оказывает сильное влияние на ожидаемую продолжительность жизни. Стоит сказать, что младенческая смертность существенно (в 7−12 раз) снизилась практически во всех странах мира за последние 25−30 лет — в связи с развитием технологий и повышением доступности медицины.
На самом деле, к огромному сожалению, Россия по-прежнему продолжает вымирать. И прежде всего, это прямое следствие проводимой правительством социально-экономической политики. Более того, последние решения кабинета министров в области социальной политики — очередной раунд разрушительной пенсионной реформы, заморозка зарплат в бюджетной сфере, отказ от исполнения «майских указов» президента, секвестр государственных социальных расходов и окончательный перевод на коммерческие рельсы здравоохранения и образования — лишь усугубят ситуацию с вымиранием России. К примеру, сейчас средняя продолжительность жизни в России составляет 71 год. Это значительно отличается от развитых стан мира, поэтому пенять на старение населения здесь неуместно.
Карманный резервный фонд
На фоне всей этой «борьбы» чиновников за снижение индексации пенсий, в России, похоже, скоро появится еще один резервный фонд. В дополнение к уже существующим — Резервному фонду и Фонду национального благосостояния. Этот «карманный резервный фонд» будет создан при Пенсионном фонде России. В общем, кругом сплошные фонды, а толку нет. Тем временем пенсионная система страны дышит на ладан. Поможет ли ей еще один фонд?
Об идее создания резерва пенсионной системы заявил глава Пенсионного фонда Антон Дроздов. По его словам, разработка соответствующего закона сейчас ведется правительством. Представитель социального вице-премьера подтвердил, что такое предложение «прорабатывается». А раз прорабатывается, значит, подобный фонд почти наверняка будет создан — так уж у нас в России ведется.
Для чего же нужен этот «третий резерв» России? Как пояснили в ПРФ, в хорошие годы фонд будет копить деньги, чтобы потом, в плохие, тратить их на выплаты пенсионерам. Например, по словам Дроздова, в 2016 — 2017 годах Пенсионный фонд столкнется с сокращением поступлений платежей и бюджетных денег из-за сокращения индексации, поэтому он будет остро нуждаться в поддержке, «чтобы не уронить пенсии». То есть, получается, что сейчас у Пенсионного фонда «хороший» год. Так почему же он тогда постоянно просит деньги из бюджета? И что он собирается копить?
Создать резерв своего бюджета Пенсионному фонду «для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования» позволяет 167-й федеральный закон об обязательном пенсионном страховании. Порядок его формирования и расходования должен быть определен отдельным федеральным законом, и регулироваться правительством. Но ПРФ ведь настаивает, чтобы деньги этого фонда находились не у правительства, а в полном его распоряжении!
«Неважно, где эти деньги будут находиться, у нас или в федеральном бюджете, главное, чтобы в хорошие годы деньги наполняли фонд, а в сложные из него брались», — пояснила РБК начальник департамента общественных связей ПФР Марита Нагога. Правда, по ее словам, какими деньгами будет пополняться этот резерв, пока еще не ясно — «детально этот механизм пока не выработан».
Между тем, в России уже есть один Фонд национального благосостояния, который изначально был задуман как «подушка безопасности» для пенсионной системы, и это прописано в законе. Так нужен ли нам второй?
Тем временем «Российская газета» опубликовала закон, затрагивающий секретную службу рядовых россиян. Теперь тайное сотрудничество с правоохранительными органами будет включаться в трудовой стаж. Речь идет о тех, кого в советские времена называли «сексотами» (от слов — «секретный сотрудник»), тех, кто официально, но секретно заключил контракт со спецслужбами и помогает им получать нужную информацию. Сейчас их называют по-разному: информаторы, осведомители. Они не являются штатными сотрудниками спецслужб, и до сих пор право на пенсию для них существовало лишь чисто теоретически. Но теперь тайное сотрудничество с правоохранителями отнесено законодателями к числу периодов, засчитываемых в страховой стаж. И все необходимые сведения будут передаваться органами в Пенсионный фонд. Как говорится, приехали…