Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Контора спишет

Чего ради Москва простила почти миллиардный долг Узбекистану

10061

Глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление об одобрении межправительственного соглашения о списании Узбекистану 97% от общего объема накопленных перед Российской Федерацией долгов. Само соглашение «Об урегулировании российско-узбекских финансовых требований и обязательств» было подписано в декабре 2014 года в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Ташкент.

Согласно документу, Узбекистан обязуется выплатить нам лишь 25 миллионов долларов из 890 миллионов. Остальная сумма списывается, что должно послужить «расширению экономических связей» между странами. «Мы долго на этот счет вели переговоры и даже спорили: у Узбекистана была своя позиция, у России — своя. Но мы, как и подобает добрым друзьям и хорошим партнерам, нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевернута», — объяснил тогда это решение Владимир Путин.

Вице-премьер Дмитрий Козак, в свою очередь, отметил, что урегулирование финансовых требований откроет дорогу для расширения сотрудничества, в том числе получения кредитов по линии ВТС. В настоящий момент Россия является главным торговым партнером Узбекистана. На ее долю приходится 27% всего внешнеторгового оборота республики, причем, в основном это импорт из РФ. Для сравнения: на долю Китая приходится 12%, а Казахстан занимает третье место с 9,5%.

Впрочем, эксперты убеждены, что списание долгов объясняется не только экономическими, но и политическими причинами. Во время визита Владимира Путина обсуждались такие вопросы, как начало консультаций по созданию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Узбекистаном.

Кроме того, тогда главы государств обсудили и вывод войск международной коалиции из соседнего Афганистана, который способен привести к дестабилизации обстановки в регионе. На фоне снижения интереса США к Центральной Азии, Ташкент хотел бы заручиться поддержкой со стороны Россия. Москва же, в свою очередь, надеется на более продуктивное сотрудничество с Узбекистаном в рамках ШОС и ЕАЭС.

Но скептики сомневаются, что политика списания долгов обязательно принесет свои плоды. В пример обычно приводят Кубу, которой летом 2014 Россия списала более 30 миллиардов долларов долга, но сейчас остров активно укрепляет отношения с США. Можно также вспомнить о списаниях в 2000-х годах долгов Ираку (более 20 млрд. долл.) и Афганистану (11 млрд. долл.).

Читайте по теме

Политолог, эксперт общественного фонда «Центрально-Азиатский институт развития» Дмитрий Верхотуров считает, что списание долга Узбекистану уже принесло дивиденды.

 — Обычно долги списываются для оживления торговли, чтобы снова появилась возможность взаиморасчетов. Таким образом, например, мы списали долг в размере 11 миллиардов долларов Афганистану. Понятно, что эта страна все равно бы не расплатилась, и было решено, что развивать торговлю более выгодно.

Но в этом случае списание долга — это вопрос уступок Узбекистану. Сейчас произошло существенное расширение ШОС. Ташкент раньше выступал против принятия в эту организацию Пакистана и Индии. Собственно, на саммите в Уфе Ислам Каримов тоже об этом говорил. Тем не менее, формальный протест он не заявил, и был достигнут консенсус. Возможно, чтобы «подсластить» узбекам отступление от их позиций, и списали долг. Такие уступки — часть политического процесса.

«СП»: — Может ли это списание подтолкнуть Узбекистан к сближению с ЕАЭС?

— Это было бы желательно. Евразийское экономическое сообщество создавалось изначально с расчетом на участие и Узбекистана. Но затем все пошло немного не так, как планировалось. Возможно, что уступка побудит Ташкент рассмотреть возможность участия в этом интеграционном объединении. Хотя вряд ли это главная причина списания долга.

«СП»: — А как все это скажется на военно-техническом сотрудничестве с Узбекистаном?

— Узбекистан и Россия, несмотря на все разногласия, ведут сотрудничество в военно-технической области. Ташкенту и военная техника поставляется, и специалисты готовятся в России для их армии. Этот процесс не останавливался даже в пору охлаждения отношений между нашими странами.

Кроме того, сегодня меняется ситуация в Афганистане. Угроза неожиданно переместилась на север страны. Узбекистан, скорее всего, сделает шаги в сторону сотрудничества с РФ в сфере безопасности. Пока они считают, что сами смогут оборонять границу, но ситуация грозит резко ухудшиться. Тогда у узбеков не останется выбора.

Читайте по теме

«СП»: — Насколько целесообразно списывать долги в обмен на политические уступки?

— Начнем с того, что эти кредиты, как правило, и давались из политических соображений. По сути, это помощь союзникам, которая формально оформлялась, как кредиты. Так мы укрепляем и свою безопасность.

Во-вторых, понятно, что большинство стран, которые имеют большие долги перед Россией, никогда их не вернут. У них просто нет таких возможностей. Поэтому держать долги большого смысла не имеет.

В-третьих, это карта, которую всегда можно разыграть для улучшения отношений.

Чрезвычайный и Полномочный Посол, бывший заместитель генерального секретаря ШОС Михаил Конаровский убежден, что польза от списания долгов перевешивает возможные риски.

— Политика в таких решениях превалирует над экономикой. Да, это достаточно рисковые вещи, и государство, которое идет на такой шаг, всегда рассчитывает на понимание другой стороны. Это серьезный жест доброй политической и экономической воли. Но во что именно он выльется, зависит уже от политической конъюнктуры и ситуации в разных странах.

Скептики в чем-то правы, но нельзя опираться только на скептиков. Списание долгов другим государствам не всегда нравится нашим соотечественникам. Тем более сейчас, когда наша страна и сама не в лучшем экономическом положении. Но это большая политика, и в ней нельзя разделять вещи на черное и белое. Принимая решения, политики исходят из реального положения дел, международных и двусторонних отношений. Риски, безусловно, есть, но без них нет жизни.

«СП»: — Но что именно мы можем получить в результате списания долгов?

— Этот шаг направлен, прежде всего, на укрепление двусторонних отношений. Узбекистан проводит многовекторную политику. В частности, в той же ШОС иногда занимает особую позицию. Я уже не говорю о том, что некоторое время назад Узбекистан вышел из структуры ОДКБ. Ташкент предпочитает строить отношения с государствами на двусторонней основе.

Вместе с тем, учитывая членство Узбекистана в ШОС, это имеет и региональное значение с точки зрения нашего стремления оказывать посильную помощь соседям и укреплять как наши, так и их позиции.

Еще один важный момент — афганский вопрос. Ситуация в Афганистане очень сложная, и вряд ли кто-то сможет спрогнозировать, чем она закончится. Страны Центральной Азии, в том числе Узбекистан, очень озабочены. Поэтому Ташкент заинтересован в том, чтобы укреплять отношения с дружественными государствами, которые в случае необходимости могут оказать помощь. Краеугольным камнем в данной ситуации для них является Россия.

Читайте по теме

Заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина полагает, что Ташкенту придется, так или иначе, расширять сотрудничество с Россией и ЕАЭС.

— В этом решении есть как политические, так и экономические плюсы. Во-первых, Россия и Узбекистан — стратегические партнеры. Во-вторых, для Узбекистана долг перед Россией был достаточно внушительным, и это тормозило сотрудничество двух стран в экономической сфере.

«СП»: — Каким образом?

— Юридически такой большой уровень долгов предполагал, что невозможно расширять сотрудничество, пока они не будут погашены. Стороны же хотели расширять сотрудничество, и не только в добыче, но и в производстве, сельском хозяйстве и ВПК. Среди части экспертов есть мнение, что не нужно было списывать такой большой объем долгов. Но необходимо дать толчок развитию двусторонних отношений.

Наши отношения с Узбекистаном достаточно стабильные. Среди всех стран СНГ это четвертый торговый партнер для России, что вполне соответствует объему экономики. Возможно, сотрудничество расширяется не так быстро, как хотелось бы. Но важный момент в том, что оно и не сокращается.

А на сегодняшний день в азиатских странах постсоветского пространства идет переориентация на азиатский регион. Не только на Китай, но и на Японию, Южную Корею, Турцию. Естественно, это ведет к определенному сокращению сотрудничества со странами Европейского союза и постсоветского пространства. Но с Россией и Казахстаном такого резкого сокращения не происходит.

Кроме того, Узбекистан рассматривает вопрос о подписании договора о зоне свободной торговли с ЕАЭС, что тоже немаловажно для наших взаимоотношений. Узбекистан -крупная по населению и одна из крупнейших по экономике стран Центральной Азии. Если учитывать еще, что ЕАЭС пытается найти сопряжение с китайским экономическим проектом «Шелкового пути», взаимодействие с этим регионом у России будет только возрастать.

«СП»: — Возможно ли вступление Узбекистана в ЕАЭС?

— Узбекистан предпочитают проводить двустороннюю политику. Не только с нами, но и с остальными странами. Последние годы они пытаются не входить в союзы. Но если посмотреть на экономическую статистику, тремя крупнейшими торговыми партнерами Узбекистана являются Россия, Казахстан и Китай. Как видим, две страны из трех входят в ЕАЭС. А с Китаем эти страны связаны транспортной и трубопроводной структурой. Поэтому Узбекистану в любом случае придется торговать на тех условиях, которые есть в ЕАЭС. Думаю, исходя из собственных интересов Ташкент, будет рассматривать подписание договора о зоне свободной торговли.

Читайте по теме

Шеф-редактор портала «Однако. Евразия» Семен Уралов считает, что списание долгов должно осуществляться под определенные гарантии.

— Списание долгов — нормальная практика. Мы можем компенсировать это поставками товаров и деловыми контрактами. Но в случае с Узбекистаном, как и в случае с Украиной, когда кредитовали Януковича, не совсем понятно, зачем это нужно. Россия и Узбекистан не связаны союзническими соглашениями. Узбекистан не входит ни в ОДКБ, ни в Таможенный союз, ни в другие формы интеграции.

Кроме того, Ислам Каримов — человек немолодой. В ближайшее время в этой стране может произойти небольшой кризис в связи со сменой власти.

Как мне кажется, политика списания долгов должна быть прямо привязана к промышленной политике. Если долги списывают — должно быть четко понятно какие контракты и контроль над какими секторами экономики получает Россия.

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня