Зачем аналитики «теневого ЦРУ» предсказывают России новые проблемы
Накануне визита в Китай президента РФ Владимира Путина, «Газпром» предложил Поднебесной новый — восточный — маршрут поставок газа.
В среду, 26 августа, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что компания готова «в ближайшее время» подписать меморандум с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) о трубопроводных поставках «голубого топлива» с российского Дальнего Востока.
Что характерно, Миллер озвучил это предложение в Пекине, сразу после очередного раунда переговоров о поставках в Китай газа по западному маршруту — через Алтай, по газопроводу «Сила Сибири-2». Переговоры, по неофициальным комментариям их участников, прочно зашли в тупик. Китайцы пытаются «прогнуть» российскую сторону по всем направлениям — цене на газ, объемам и срокам поставок. Такое давление оказалось возможным, поскольку контракт чрезвычайно важен для самого «Газпрома». Он позволяет задействовать добычные мощности в Западной Сибири, которые сейчас простаивают.
И вот — «Газпром» озвучил новое предложение. Надо сказать, в теории для реализации маршрута через Сахалин имеются хорошие предпосылки. Прежде всего, это собственно огромные запасы газа, разведанные в рамках проекта «Сахалин-3». Плюс к тому, есть уже построенный газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Его мощность можно легко увеличить, поставив дополнительные компрессорные станции. Дело за малым — «бросить трубу» в Китай, что тоже нетрудно, поскольку после Хабаровска участок газопровода идет почти вдоль границы с КНР.
Проблема у восточного маршрута только одна, но существенная: американские санкции. Дело в том, что газ для сахалинской «трубы» должен добываться на Южно-Киринском месторождении. В начале августа Вашингтон неожиданно включил месторождение в санкционный «черный список», поломав России планы на его освоение.
Зачем аналитики «теневого ЦРУ» предсказывают России новые проблемы
Изначально предполагалось, что Южно-Киринское — одно из крупнейших на российском шельфе, уступающее только Штокмановскому месторождению в Баренцевом море — «Газпром» будет разрабатывать совместно с Shell, а газ будет направлен для расширения мощностей уже существующего на Сахалине СПГ-завода.
Санкции заставили Shell отказаться от сотрудничества, и поставили крест на нынешней схеме подводного освоения Южно-Киринского, поскольку технологии и оборудование для подводной добычи газа есть только у американских и норвежских компаний.
Но «надводные» технологии добычи на шельфе тоже никто не отменял, а они есть и у России, и у Китая. Россия, кроме того, чрезвычайно заинтересована в наращивании поставок «голубого топлива» в Поднебесную. Не исключено, что с учетом затруднений в реализации газа с Южно-Киринского, «Газпром» готов уступить в цене китайской стороне, что делает предложение привлекательным.
Однако главный вопрос остается: захочет ли Пекин всерьез испортить отношения с Вашингтоном ради сотрудничества с Москвой?
— Идея продлить уже построенную «трубу» из Сахалина в Китай — не какой-то принципиально новый проект, — отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Эта идея возникла несколько месяцев назад, когда обнаружились трудности в переговорах с Японией о строительстве СПГ-завода во Владивостоке, и поставок его продукции японской стороне.
Токио ясно дал понять, что нацелен на расширение существующего СПГ-завода на Сахалине. «Газпром» же активно предлагал японским партнерам принять участие в акционерном капитале Владивосток-СПГ, чтобы переложить на их плечи часть инвестиций. Однако японцы не спешили «заходить» в проект — в том числе, из-за антироссийских санкций со стороны США, которые Япония поддержала.
Тогда «Газпром» логично заявил: раз вы не хотите строить СПГ-завод во Владивостоке, мы можем продать этот газ в Китай. Тем более, сахалинский газопровод проходит рядом с китайской территорией, где сейчас ощущается явный дефицит «голубого топлива».
«СП»: — Но китайская экономика переживает явное торможение. Нужен ли ей сейчас дополнительный российский газ?
— Китай, безусловно, готов покупать дополнительные объемы газа. Более того, на мой взгляд, именно по сахалинскому маршруту договориться с китайцами будет достаточно легко. Вопрос заключается в другом: нужно ли это нам самим?
Я лично считаю, что не нужно. Потенциал японского газового рынка далеко не исчерпан, и переговоры с Токио по поставкам СПГ мы могли бы продолжить. Выход на японский рынок позволяет «Газпрому» диверсифицировать поставки в восточном направлении, что важно для минимизации рисков.
«СП»: — Связано ли предложение «Газпрома» с тем, что возникли серьезные трудности на переговорах по «Силе Сибири-2»?
— Я бы не связывал эти проекты. По газопроводу через Алтай российская монополия собирается поставлять газ с Уренгойского газотранспортного узла, и направлять его в Западный Китай. Получается, что одним проектом другой не заменишь.
«СП»: — По сахалинской «трубе» предлагается пустить газ с Южно-Киринского месторождения, которое оказалось под санкциями США. Пекин может пойти на ссору с Вашингтоном, чтобы принять участие в его освоении?
— Китай имеет серьезные экономические и политические амбиции, что по определению предполагает необходимость ссориться с Вашингтоном. С этой точки зрения, участие Пекина в разработке Южно-Киринского погоды не делает.
О каких «смертельных» видах вооружений Пекина забывают в Вашингтоне
Пекин, напомню, не присоединился к антироссийским санкциям, хотя Вашингтон настойчиво просил это сделать. Та же Япония испугалась поссориться с США — и присоединилась к санкциям, хотя и заверила Россию, что присоединение было только формальным. Китай же предложение американцев отверг с порога — а это уже прямая ссора с Вашингтоном.
Думаю, сегодня все понимают: геополитическая повестка ближайших 20 лет — это противостояние Пекина и Вашингтона, которого не избежать.
«СП»: — Китай поможет нам наладить подводную добычу газа?
— У Пекина совершенно нет опыта создания подводных комплексов по добыче газа. Напомню, что подводная разработка Киринского месторождения была для нас уникальным опытом, и в рамках проекта предполагалось использовать норвежское оборудование.
Но я не исключаю, что теперь будут внесены поправки в схему разработки Южно-Киринского. Подводный комплекс — далеко не единственный способ освоения шельфовых месторождений. Мы можем вернуться к традиционным способам добычи газа в море с помощью платформ, и тем самым расширить поле для маневра.
Вот тут — теоретически — Китай мог бы принять участие в проекте как акционер. Мы бы могли впустить китайцев в проект по схеме, когда акционер участвует не технологиями, а деньгами. Например, в проекте «Сахалин-1» американская корпорация ExxonMobil участвовала технологиями, а индийская ONGC — деньгами. Похожая cхема использовалась в проекте «Сахалин-2»: технологии Shell и деньги японских Mitsui и Mitsubishi.
Не исключено, что и при разработке Южно-Киринского в рамках «Сахалина-3» может появиться Китай как финансовый акционер. Проблему технологий в этом случае придется решать нам самим, но, думаю, «Газпрому» это вполне по плечу.
«СП»: — 3 сентября Путин в Пекине встречается с председателем КНР Си Цзиньпином. Означает ли заявление Миллера, что в ходе переговоров на высшем уровне будут заключены новые газовые соглашения?
— Переговоры по «Силе Сибири-2» идут сложно, а вероятность, что Россия и Китай договорятся о восточном маршруте, на мой взгляд, 50 на 50 процентов. Замечу, что Путин и председатель КНР встречаются сейчас не менее четырех раз в год, поэтому нет необходимости подписывать газовый контракт именно 3 сентября…
— Китай, конечно, может поучаствовать в разработке Южно-Киринского месторождения, — уверен заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. — Если Пекину будет выгодно получать газ с Сахалина, санкционный режим нашему сотрудничеству не помешает.
Несмотря на нынешний кризис, Китаю есть прямой резон наращивать поставки газа. В Поднебесной потребление «голубого топлива» резко увеличивается, поскольку Пекин взял курс на сокращение потребления каменного угля из-за проблем с экологией. В тепловом балансе КНР на долю угля приходится сейчас более 70%, а газа — всего 4%. Cтоит задача довести «газовую» долю до 8−10%.
В год Китай самостоятельно добывает 130 млрд кубометров природного газа, при балансе потребления 200−250 млрд «кубов». Недостающие объемы КНР покупает у Туркмении, а также — в виде СПГ — у Австралии и Катара.
Предполагалось, что из России в Китай будут поставляться 40 млрд кубометров «голубого топлива» в год по газопроводу «Сила Сибири-1». Российский маршрут поставок, с точки зрения Пекина, более безопасен, чем маршруты поставок СПГ через Малаккский пролив. По идее, это создает предпосылке для надежного партнерства в газовой области между Россией и Китаем.
— В конце июня, на собрании акционеров «Газпрома», Миллер говорил о том, что контракт по «Силе Сибири-2» будет подписан не раньше, чем через 6−9 месяцев, — напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Это значит, на встрече на высшем уровне в Пекине подписывать этот контракт не планируется.
Что касается сахалинского маршрута — он предложен не как замена «Силе Сибири-2», а как самостоятельный проект, который довольно просто реализовать. Но надо понимать: восточным маршрутом газ пойдет не моментально. Проект «Сахалин-3», в который входит Киринское газоконденсатное месторождение, находится в начальной стадии разработки. Там пока небольшие объемы добычи, и пройдет несколько лет, прежде чем они станут серьезными.
Ведущий заокеанский экономист зявил, что новые вооруженные конфликты выведут страну из кризиса
Тем более, сейчас не вполне понятно, смущает или нет Китай тот факт, что Южно-Киринское оказалось под санкциями. «Газпром», понятно, пытается найти выход из ситуации и побыстрее приступить к освоению месторождения. И теоретически Пекин мог бы в этом помочь.
Да, у Китая нет технологии подводной добычи газа. Но у России имеется подводный комплекс, купленный в Норвегии, который сейчас работает на Киринском месторождении. На этот комплекс есть вся необходимая техническая документация. В принципе, с помощью Китая такой комплекс можно было бы скопировать, и тем самым закрыть проблему с разработкой шельфа.