Какими средствами США, Россия и Китай будут вести разведку
До украинского кризиса уральскому городу Верхняя Салда пророчили глобальное лидерство по обработке титановых изделий для самолетостроения и космической промышленности. Речь идет о гигантской инновационной площадке. К 2031 году планируется инвестировать в этот научно-технологический кластер 64,5 млрд. рублей. Теперь этот проект испытывает серьезные трудности. Об этом 21 сентября 2015 года сообщил портал «УралИнформБюро», ссылаясь на слова менеджера по развитию бизнеса Сергея Леднова.
Бизнес против политики
С полноценным вводом в строй комплекса в Верхней Салде Россия могла бы производить титановые фюзеляжные детали размером до 7 метров в длину, тем самым в два раза увеличить свою долю на мировом рынке титановых изделий. Для авиастроительных заводов, в том числе зарубежных, такая кооперация была бы крайне выгодной. Резко снизилась бы стоимость самолетов, заодно и корпорация ВСМПО-АВИСМА увеличила бы добавленную стоимость в своей продукции.
По словам Сергея Леднова, ситуация осложнилась по политическим причинам. Прежде всего, сворачивает дальнейшее сотрудничество по развитию «Титановой долины» Boeing. Заморожено на неопределенное время и участие в проекте корпорации Mitsubishi Heavy Industries. В тоже время острая необходимость в титановых изделиях заставляет западный бизнес сквозь пальцы смотреть на окрики своих правительств.
Какими средствами США, Россия и Китай будут вести разведку
25 августа 2015 года та же компания Boeing и ВСМПО-АВИСМА достигли соглашения на поставку титановых штамповок для композитного крыла лайнера 777X, производство которого начнётся в 2017 году. Напомним, что вышеуказанные компании уже имеют совместный завод UBM в городе Верхняя Салда, на котором производятся титановые изделия для самолетов Boeing 787−8 и 787−9 Dreamliner. Кроме этого, ВСМПО-АВИСМА участвует в новых программах Airbus, включая лайнеры А320neo, А350 XWB, и в разработке принтера 3D печати с использованием титанового порошка. В рамках этого сотрудничества российский титан используется для производства стоек шасси и элементов пилонов для двигателей и крыльев всех самолетов европейского авиастроительного консорциума. Этим летом было подписано три новых договора с компанией Rolls-Royce на период с 2016-го по 2025-й годы. Заключен крупный контракт на поставку титана Китайской Авиационной Промышленной Корпорации AVIC Aircraft Company Ltd, Xi’an Branch.
Америка на титановом поводке
Титан имеет ключевое значение для безопасности США. И хотя в заокеанских СМИ особо не позиционируется, что наш «космический металл» активно используется в производстве новейших американских лайнеров, по выражению главы Carmot Strategic Group Даниэля Макгроэрти, «русские держат США на титановом поводке». В частности, статистика корпораций Boeing и United Technology свидетельствует, что импортозависимость США по металлическому титану достигает 79%. По их данным, если Россия, точнее компания ВСМПО-АВИСТМА, находящая под госконтролем и являющая единственным в мире производством полного цикла, применит контрсанкции, то, собственно, купить этот металл будет негде.
В 1998 году Государственный стратегический военный резерв США имел 34 800 метрических тонн титана, в 2005 году не осталось ни грамма.
Несмотря на регулярные публикации, что в среднесрочной перспективе будет разработан композитный аналог титана, в реальности это может произойти не раньше 2030 года. Во всяком случае, такой осторожный прогноз был сделан в корпорации Boeing. Иными словами, в Америке потребность в уникальном металле значительно выше, чем объемы её собственного производства. Соответственно, будет расти и зависимость компаний США от российского титана, считает Даниэль Макгроэрти.
Украинский партнер
Совсем недавно информационный портал Metal Bulletin сообщил о снижении зависимости российской компании ВСМПО-АВИСМА от поставок ильменитового концентрата из Украины. Согласно приведенным данным, до сентября 2014 года спрос полностью удовлетворялся за счет сырья Вольногорского и Иршанского комбинатов. Эти предприятия были построены еще в СССР в рамках промышленной кооперации.
Между тем, на Украине долгое время было распространенно мнение, что производство российского титана находится в стопроцентной зависимости от этих ГОКов. В свое время Юлия Тимошенко на полном серьезе угрожала перекрыть поставки этого сырья, требуя снижения цены на газ. Также поднимался вопрос о переносе промпроизводства титана из России на Украину. В частности, Павел Ризаненко, замглавы спецкомиссии по приватизации Верховной Рады и бывший член совета директоров ВСМПО-АВИСМА, утверждал, что ильменитовый концентрат Россия нигде не купит, значит, можно диктовать условия.
В любом случае, несложные в технологическом смысле обогатительные комбинаты «незалежной» приносили Украине солидные доходы и политические дивиденды, причем, без серьезных инвестиций со стороны арендаторов. Именно этим объясняется жестокая схватка местных олигархов за эти ресурсы.
На американской программе незаметных кораблей LCS, похоже, поставят крест
В сентябре 2014 года структуры группы «Приват», контролируемой украинским олигархом Коломойским, произвели рейдерский захват Вольногорского горно-обогатительного комбината, и, как потом выяснилось, зарезали курицу, которая несла золотые яйца. Россия отказалась покупать сырье с этого предприятия.
Для сведения, в период с 2006 по 2014 годы украинская титановая промышленность произвела продукции на 7,1 млрд. гривен, или примерно на 2 млрд. долларов в ценах того времени. Кстати, вложения в вышеперечисленные ГОК составляли какие-то десятки миллионов долларов. Шла обычная олигархическая дойка. Впрочем, и при этом раскладе, когда суммарно налоги не превышали 17% выручки, были перечислены достаточно крупные средства в казну «незалежной». Например, в 2013 году Иршанский ГОК заплатил налогов на общую сумму 169 млн. гривен. В 2014 году этот показатель рухнул на треть.
Украинский эксперт Александр Яковчук в этой связи написал: «Кабмин проводит „реформы ради реформ“. Позитивный десятилетний опыт развития Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК был, попросту, перечеркнут».
Российский расклад
Корпорация ВСМПО-АВИСМА полностью обеспечивает титановой продукцией наш ВПК по всем направлениям, в том числе по подводным лодкам проекта 885 «Ясень» и проекта 995 «Борей», по ракетам «Тополь-М» и Р-30 «Булава», а также в боевой авиации и вертолетостроении. Кроме этого, очень значительная часть всей продукции идет на экспорт. Выручка титановой корпорации в 2014 году составила 1,63 млрд. долларов.
Но Россия действительно зависима от украинского ильменитового концентрата, необходимого для производства титана. Сразу же после киевского госпереворота и перехода Крыма под российскую юрисдикцию, ВСМПО-АВИСМА создала 9-ти месячный резерв сырья. Одновременно были проведены работы по поиску альтернативного источника ильменитового концентрата.
Не секрет, что в настоящее время многие страны третьего мира активно работают по ресурсным направлениям, которые не требуют сложных технологий. Касается это и обогащения ильменита, предложение которого на мировых площадках сегодня является избыточным. Иными словами, у российской титановой отрасли есть из чего выбирать. В итоге ВСМПО-АВИСМА диверсифицировала закупки титаносодержащего сырья, заявив, что планирует закупать по 40% объема в Австралии и на Украине. Остальные — в Африке и во Вьетнаме.
Потребность в собственном сырье
Здесь важно добавить, что титановая продукция имеет высокую добавочную стоимость, в которой расходы на сырье не превышают 2%. В то же время использование ильменитового концентрата из других источников сопровождается технологической коррекцией. Проще говоря, производителю, чтобы гарантировать чистоту титана, было бы удобнее перерабатывать одно и то же сырье.
В свое время ВСМПО-АВИСМА пыталась сама добывать сырье на Украине, приобретя Демуринский горно-обогатительный комбинат. Сделка оказалось неудачной, поскольку российскому предприятию отказали в аренде Волчанского месторождения титано-циркониевых руд. Как говорят на Украине, покупателей «развели» на деньги, примерно на 300 млн. рублей. Кроме того, были инвестированы огромные средства в ЗАО «ВСМПО Титан Украина», где производятся титановые трубы. Речь идет о 1,2−1,5 млрд. рублей вложений. Теперь судьба этого проекта зависит исключительно от политической конъюнктуры, а она, как известна, сейчас крайне неблагоприятная для собственника.
Нужен ли России новый самолет-гиперболоид с лазерным оружием
Кстати, Даниэль Макгроэрти в своем обзоре упомянул данное предприятие, находящееся в Днепропетровской области, как интересный для США актив. Между тем, этих-то инвестиций, которые ушли в неспокойную страну, как раз и не хватило для развития собственного тамбовского месторождения «Центральное». Это бы позволило полностью обеспечить ВСМПО-АВИСМА отечественным сырьем. Теперь планы по добыче ильменит-рутил-циркониевых песков перенесены на 2016 год, вот только с деньгами сейчас туговато.