Величина прожиточного минимума в России за первый квартал выросла на 8,3%, до 5,083 тыс. рублей в расчете на душу населения, сообщил сегодня Росстат. В результате численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась до 24,5 млн. человек. В начале года таких было «всего» 18,5 млн. И больше всего пострадало за минувшие полгода население российских регионов. Реальные доходы населения упали в некоторых регионах почти на треть, а задолженность по зарплате в самых проблемных областях выросла в 5−10 раз.
По оценкам Росстата, прожиточный минимум для трудоспособного населения в первом квартале вырос до 5,497 тыс. рублей, для пенсионеров — до 4,044 тыс. рублей, для детей — до 4,857 тыс. руб. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 4,6%: непродовольственных товаров — на 5,3%, услуг — на 14,3%. И все это усугубляется катастрофическим падением производства в стране, а значит — потерей доходов для многих граждан.
В первом полугодии промпроизводство упало в 71 субъекте федерации, говорится мониторинге другого ведомства — Минэкономразвития. По подсчетам чиновников, наибольшее снижение производства произошло в Орловской и Калининградской областях (свыше 40%), а в Чувашии, Челябинской и Костромской областях оно рухнуло более чем на треть. А вслед за этим, естественно, упали и реальные денежные доходы населения: в 48 регионах — почти на треть, в Республике Алтай — на 30%, на Чукотке — на 23%, а в Калининградской области — на 20%.
Рост задолженности по зарплате зафиксирован в 53 субъектах федерации: максимальный — в Якутии (в 9 раз), в Тюменской области — в 5 раз и на Камчатке — в 4 раза. По информации ведомства, из 1,7 млн. человек, занятых на 888 предприятиях регионального значения, более 350 тыс. человек находятся «в простое», длительных отпусках без сохранения содержания, либо заняты на неполный рабочий день. И еще около 27 тыс. региональных работников «готовятся к увольнению».
Однако, по данным Росстата, рост безработицы в летние месяцы приостановился: в июле количество безработных сохранилось на уровне июня и составило 6,3 млн. человек. В итоге уровень безработицы в стране составляет 8,3%. По мнению статистики, кадровый рынок России вступил в фазу стабилизации, и всплеска безработицы в стране предстоящей осенью ожидать не стоит. Но российская экономика пока восстанавливаться не торопится, а значит, возможны рецидивы…
Некоторые эксперты тоже констатируют, что массовые увольнения работников в России закончились. По словам президента ведущего портала по трудоустройству SuperJob.ru Алексея Захарова, все данные говорят о восстановлении равновесия на рынке труда: число вакансий растет, замедлился темп сокращения персонала. Мало того, работодатели даже готовы пересматривать свои «зарплатные» предложения для квалифицированных специалистов в сторону повышения. А это, по мнению Захарова, служит едва ли не главным аргументом в пользу стабилизации ситуации. И, тем не менее, уровень докризисных зарплат по многим профессиям еще не достигнут.
Тем временем, как сообщил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, российский ВВП в июле снизился на 9,3%, падение экономики за январь-июль составило 10,2%. Правда, рост промпроизводства «в минусовой зоне» продолжается уже три месяца подряд. И если в мае и июне он наблюдался в основном в сырьевых отраслях, то в прошлом месяце оживление охватило практически все отрасли промышленности.
В сентябре вполне вероятна «некоторая пауза» в росте промышленности или его замедление, считает Андрей Клепач. Это может быть связано с ситуацией в машиностроении и последствиями аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Впрочем, по словам замминистра, «в конъюнктурном анализе завершение или преодоление кризиса рассматривают тогда, когда производство превышает докризисный максимум». А нам для этого, к сожалению, потребуются не месяцы, а еще несколько лет.
Но есть и более позитивные мнения. Как заявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, кризисным был прошлый год, а нынешний — это год преодоления кризиса и выхода из него. По его словам, свидетельства восстановления в экономике начали постепенно появляться уже с конца первого квартала: сначала произошла стабилизация курсов валют, структуры депозитов населения и бизнеса, инфляционных ожиданий. Потом стабилизация началась в сфере банковского кредитования, а в июне-июле стали происходить изменения тенденций и в сфере реальной экономики. И сейчас можно смело сказать, что нижняя точка спада — так называемое «дно» снижения экономики, уже пройдено, считает Улюкаев.
В общем, сентябрьского падежа вакансии скорее всего не будет, но традиционного осеннего снижения цен тоже не ожидается. Обычно потребительские цены в стране снижаются в первый осенний месяц, но на этот раз подобного не случится.
Как заявил Андрей Клепач, инфляция в сентябре может быть ниже, чем в августе, но нулевого ее показателя ждать не стоит. «Бензин растет, молоко начнет расти, а мясо продолжает расти», — констатировал замминистра. Минэкономразвития ожидает по итогам года рост инфляции до 12−12,5%, А с начала года до середины августа, как сообщал Росстат, показатель инфляции составил 8,3%. И только президент Дмитрий Медведев надеется, что итоговая годовая инфляция не превысит 10−11%.