Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Дальнобойщики объявили войну «Платону»

Экономические протесты водителей фур грозят перейти в политические

10026

Российские дальнобойщики не собираются прекращать акции протеста. Об этом в минувший понедельник было объявлено сразу в нескольких регионах. В том числе, в Петербурге, где координаторы акции собрали экстренную пресс-конференцию с участием нескольких владельцев фур, для которых вводимая государством плата за проезд по федеральным трассам грозит стать началом конца их предпринимательской деятельности.

Напомним, не так давно вышло постановление правительства РФ, согласно которому тариф за проезд большегрузов по федеральным трассам должен составлять 3 рубля 73 копейки за каждый километр пути. Правда, спустя несколько дней, из-за начавшихся среди дальнобойщиков волнений, эта цена была несколько снижена — до 3 рублей. Однако это не охладило пыл протестующих. Они считают вводимую плату «очередным грабительским налогом». Третьим для них после налога на транспорт и акциза. И требуют вообще отменить плату или хотя бы снизить ее до 1,53 рубля за километр.

Но больше всего, как удалось понять, возмущает дальнобойщиков даже не сам факт нового платежа, а то, что платить их обязывают не напрямую государству, а, в сущности, сторонней компании. Речь — о системе «Платон» («плата за тонну»).

Суть её в том, что если машина весит больше 12 тонн, то для хозяина фуры и тариф должен быть больше (те самые 3,73 руб. за километр). Но, во-первых, работает система, как говорят люди знающие, со сбоями. Нередки, например, случаи, когда грузовик проехал 100 километров, а счетчик «Платона» показывает, что не меньше 150 км. Соответственно, увеличивается и платежная сумма.

Главное, с чем решительно не хотят мириться компании и индивидуальные предприниматели — это с тем, что оператором «Платона» является ООО «РТ-Инвест транспортные системы». Пятьдесят процентов данного ООО принадлежат небезызвестному российскому бизнесмену Игорю Ротенбергу (166 место в международном списке миллиардеров, который ежегодно публикует Forbes, а вместе с братьями Аркадием и Борисом — один из самых богатых людей современной России).

Читайте по теме

Именно с этой фирмой Росавтодор заключил концессионное соглашение, согласно которому ООО «РТ-Инвест транспортные системы» должно было разработать и внедрить «Платона», став ее оператором на время действия соглашения. Договор концессии заканчивает свое действие в 2027 году. При этом в нем оговорена базовая плата государства концессионеру — 10,6 миллиарда рублей. Из которых 46% может индексироваться. Как считают дальнобойщики, компания Игоря Ротенберга «непременно заберет большую часть их платежей себе, а на дороги, ради приведения которых в порядок все и затеяно, мало что останется».

Протесты, начавшись сразу в нескольких городах — Челябинске, Перми, Петербурге, Кизляре, Манасе, Хасавюрте - не стихают, беря лишь временные паузы. В Северной столице «стояние» фур на кольцевой автодороге привело на днях к многокилометровой и многочасовой пробке. На ближайшие дни намечены новые акции. Если правительство не примет во внимание их мнение, грозятся дальнобойщики, они двинут на Москву, «застопорят» МКАД.

Между тем, как поговаривают, чиновники Росавтодора, придумавшие «третий налог», уже обратились в МВД с требованием «разыскать и наказать организаторов акций».

«Организаторов, точнее, виновников происходящего искать надо не среди нас, а в Белом доме и в администрации президента РФ, — считает 36-летний Александр Лицкевич, водитель частной фуры. — С нас снимают, извините, последние штаны! Мало того, что мы платим немаленький транспортный налог и акцизы, так теперь должны ещё и ремонт федеральных трасс оплачивать? Причем, по явно завышенным ставкам. Я бы, возможно, несколько спокойнее отнесся к такому предложению правительственных чиновников, понимая, что в условиях кризиса каждая наша копейка для государства как золотой рубль. Хотя убежден, что в данном случае оно совершенно не оправдано. Из-за него нагрузка переместится на региональные трассы и без того плохонькие, многие предпочтут ездить по ним, объезжая «федералку». И что — потом вводить налог на их ремонт? Но больше всего меня возмущает система «Платон», разработанная и контролируемая фирмой Ротенберга.

«СП»: — Вы в какой фирме трудитесь, Александр?

— Я сам себе фирма. Индивидуальный предприниматель. Несколько лет работал в авторемонтной мастерской, затем водителем в большой компании. Потом купил себе фуру, перевожу грузы по всей России. Если рейс удачный, без ремонта, зарабатываю примерно так же, как и сотрудники солидной компании. Но этого едва хватает, чтобы обеспечить семью, в которой жена с дочкой и мать-инвалид… Нам говорят, что налог выйдет невысоким, мол, в среднем в месяц дальнобойщики проезжают около 8 тысяч км. Откуда такие цифры? У меня, например, выходит не менее 10−12 тысяч км. И то, если езжу только в Москву, а не дальше.

«СП»: — В протестных акциях дальнобойщиков, которых можно понять, замечено и немало оппозиционеров, а также откровенных провокаторов, которые стараются, как я слышала, перевести ваше недовольство правительственным решением, в «политическую плоскость»…

— Есть такое. Ходят разговоры о том, чтобы втянуть нас в политические игры. Это пугает ребят. Многие стали уже отказываться от участия в сходах. Заявляю ответственно и категорически: лично я — вне политики.

«СП»: — О чем бы вы спросили Игоря Ротенберга, если бы вам представилась возможность пообщаться с ним?

— Не о чем мне с ним говорить. А вот к нашему президенту Путину есть, правда, не вопрос, а просьба: услышьте нас, Владимир Владимирович! Ситуация аховая. Многие мои товарищи — владельцы частных фур, подумывают начать процедуру банкротства. А дальше — биржа труда, 5000 рублей в месяц, как безработным…

Читайте по теме

Удалось поговорить и с одним из организаторов протестных акций, бывшим дальнобойщиком Александром Расторгуевым. По его виду — одет с иголочки, дорогой костюм, модный галстук — никак не скажешь, что по роду занятий Александр Викторович водитель.

«Я шофер с большим стажем, не сомневайтесь! — Приветил меня улыбкой лице А. В. Расторгуев. —  И все проблемы дальнобойщиков мне хорошо известны, так как сам не один год водил фуру».

«СП»: — Требования водителей и владельцев большегрузов в целом понятны. Их можно назвать адекватными. Но, с другой стороны, а кому сегодня легко? Заработки упали у большинства россиян. В условия санкций, кризиса, сложной геополитической обстановки правительство ищет способ пополнить бюджет. К тому же, как объясняют, в цивилизованной Европе давно взымают мзду за проезд, и ничего, никто не протестует.

— Пусть сначала построят у нас такие дороги, как в Европе. И обеспечат такой же зарплатой, какая там у дальнобойщиков. А потом требуют с нас очередной налог. Наши дороги так делают, что они начинают «сыпаться» чуть ли не в первый же день проезда по ним. ГОСТы не пересматривались ещё со времен СССР. Это нормально?

«СП»: — В правительстве РФ вроде бы услышали вас, пошли на уступки, в частности, отложив введение полного тарифа (3,73 руб./км) до марта 2016 года. А Госдума готова принять разработанные депутатами поправки в КоАП, и с российских перевозчиков не будут брать штрафы, если нарушат правила внесения платы за проезд. Может, вам пора приостановить протесты, не будить лиха, пока тихо? Зачем нам в своей стране «майданные заморочки»?

— Мы защищали и будем защищать свои интересы. А если нам завтра прикажут платить за воздух, тоже молчать? Дыра в казне? Пусть берут недостающие деньги у тех, кто наворовал, состоя на госслужбе. Список этих граждан, я думаю, известен.

«СП»: — За вашими экономическими требованиями проглядывают уже и политические…

— В настоящее время наша акция чисто экономическая. Никаких политических требований мы не выдвигаем. Мы в принципе этого не хотим. Но в дальнейшем все будет зависеть от премьера Медведева и президента РФ Путина. Если отменят этот новый налог с пресловутым «Платоном», все закончится в тот же день.

Пока известна реакция лишь главы Сбербанка Германа Грефа. Выступая в минувший понедельник на съезде лидеров организации «Опора России», он высказался против нового дорожного сбора с большегрузов. По его словам, при проведении этой реформы были совершены ошибки, которые «могут оказать серьезное влияние на логистику в стране и, в конечном счете, сказаться на ассортименте товаров, на ценах, что в свою очередь подтолкнет к росту инфляции не менее чем на 1,5%».

Читайте по теме

С ним согласился Виктор Похмелкин, экс-депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России.

«На мой взгляд, данное решение грешит чисто юридическими изъянами, — сказал Похмелкин журналистам. —  Потому что если это сбор, то есть фактически налог, устанавливаться он должен не правительством, а федеральным законом, как вытекает из Налогового кодекса. Кроме того, взимать платежи в бюджет посредством коммерческой структуры тоже недопустимо. Подобного рода решения, на мой взгляд, не должны приниматься келейно, без согласования с представителями гражданского общества.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня