В среду, 16 декабря, Конгресс США, как ожидают, отменит 40-летнее эмбарго на поставки американской сырой нефти за рубеж. Об этом сообщает The Wall Street Journal. За отмену эмбарго активно выступают нефтяные компании США, против — нефтепереработчики, а также некоторые члены Демократической партии, которые опасаются роста цен на бензин в случае ухода части нефти с внутреннего на внешний рынок.
Надо сказать, Палата представителей за последние два месяца дважды голосовала за отмену эмбарго, но Сенат так и не начал рассматривать этот вопрос, поскольку представители Белого дома выступали против. На этот раз отмена эмбарго идет в пакете других законопроектов по расходам и налогам. Среди них — проект закона о продление льгот для производителей ветряной и солнечной энергии, и о продлении норм экологического регулирования, которые ранее законодатели намеревались блокировать. Оба этих закона введены администрацией Барака Обамы, и принципиально для нее важны. В этом смысле, отмена эмбарго — это часть сделки Конгресса с Белым домом, которая предварительно Обамой одобрена.
Это значит, американская нефть все-таки выплеснется на рынок, который уже сейчас переполнен. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в странах ОЭСР (34 государства, на долю которых приходится 60% мирового ВВП) запасы нефти составляют почти 3 млрд баррелей. Это даже больше, чем в 1998-м — тогда в нефтехранилищах было 2,8 млрд баррелей. При этом уровень потребления в ОЭСР остался примерно таким же — около 46 млн баррелей в день.
А теперь — главное. В 1998-м баррель нефти стоил всего $10. В сегодняшних ценах, по подсчетам The Wall Street Journal, это эквивалентно $20. Другими словами, в случае снятия США эмбарго, резерв падения нефтяных цен с нынешних $40 за баррель — огромный.
Центральный банк РФ уже заговорил о параметрах шокового сценария денежно-кредитной политики, который предполагает цену нефти $35 за баррель, спад ВВП в 2016 году на 2−3% и инфляцию в районе 7%. Правда, председатель Банка России Эльвира Набиуллина по-прежнему заявляет, что ЦБ считает базовый сценарий — нефть по $50 за баррель — наиболее вероятным.
Зато министр финансов России Антон Силуанов окончательно отошел от «базовых» утверждений, и заявил, что цены на нефть в 2016 году будут временно опускаться даже ниже $30 за баррель.
До какого уровня способна подешеветь нефть, и насколько это болезненно для России?
— Тренд нефтяных цен на понижение — не столько следствие роста предложения, сколько результат биржевой игры, — считает декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Телегина. — Сейчас у США не такой большой объем добычи, чтобы позволить поставлять много нефти на внешний рынок.
Себестоимость добычи сланцевой нефти в США по-прежнему очень высокая: в среднем — $45 за баррель. Американцы при такой цене добычи, дай Бог, смогут закрыть лишь собственные внутренние потребности, — при том, что нефти в хранилищах действительно много. Достаточно сказать, что нехватка места в хранилищах на суше заставляет инвесторов и трейдеров хранить нефть в море. По ноябрьской оценке Financial Times, в плавучих нефтехранилищах находится около 100 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов.
Тем не менее, повторюсь, значительного потенциала для экспорта нефти у США нет. Поэтому голосование по вопросу отмены эмбарго в Конгрессе — это своего рода вбрасывание информации на рынок с тем, чтобы нефтяные цены опустились.
«СП»: — США на руку дешевая нефть?
— Сейчас низкие цены на нефть удобны для Вашингтона, поскольку нефть связана с долларом. В преддверии грядущего повышения ключевой ставки Федеральной резервной системой (ФРС) США, и последующего укрепления доллара, дешевая нефть очень эффективна для американской экономики.
Я не думаю, что Штаты будут поставлять какие-либо существенные объемы «черного золота» на внешний рынок. Но они дают повод участникам рынка активно играть на понижение, и в итоге цена на нефть действительно может упасть ниже $30 за баррель.
«СП»: — Насколько нынешняя ситуация на нефтяном рынке напоминает 1998 год?
— Уровень запасов действительно сопоставим, но потребление, по моим оценкам, сейчас выше, чем в 1998-м. Дело в том, что сегодня нет масштабной кризисной ситуации на внутреннем американском рынке. Поэтому не думаю, что «нефтяной» сценарий 1998-го можно наложить на нынешнюю картину.
Есть еще момент. В 1998-м падение нефтяных котировок было спровоцировано обвалом на азиатских биржах, и являлось естественным обнулением нефтяного рынка для приведения в соответствие спроса и предложения.
А сейчас идет сознательная биржевая игра на понижение. Причем, участники играют на нефтяных фьючерсах, а эти ценные бумаги мало связаны с реальными показателями спроса и предложения нефти.
В целом, можно сказать, что нынешняя ситуация на нефтяном рынке похожа на 1998-й по некоторым внешним признакам, но не по своей сути.
«СП»: — Если нефть упадет ниже $30, каким будет курс рубля?
— Мы видели обвал рубля в конце 2014 года. Если нефть будет падать стремительно, паника на рынках повторится, и российская национальная валюта существенно сдвинется вниз.
Другое дело, что такое снижение будут кратковременным. Думаю, уже к середине 2016 года цены на «черное золото» стабилизируются в коридоре $40−45 за баррель, а следом стабилизируется — примерно на нынешних значениях — и курс рубля…
— В 1998-м в США не было такой масштабной добычи нефти, как сейчас, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — По данным Управления энергетической информации США (EIA), сланцевый бум с августа 2008 года помог увеличить нефтедобычу в США почти на 90%. Кроме того, ранее, до обвала цен, компании инвестировали миллиарды долларов в проекты на шельфе Мексиканского залива. Так, Chevron, Royal Dutch Shell и Anadarko Petroleum начали качать нефть из нескольких новых глубоководных скважин.
Как заявил глава EIA Адам Семински, добыча нефти и газа в США продолжают расти, и в 2020—2030 годах чистый импорт энергоресурсов в Америку «может сойти на нет».
Но пока, тем не менее, США продолжают импортировать нефть. Поэтому если сейчас американцы по политическим соображениям начнут экспорт «черного золота», это автоматически будет означать, что они увеличат и импорт. Другими словами, баланс на глобальном рынке нефти от этого никак не изменится.
На мой взгляд, в выигрыше окажутся лишь несколько американских компаний, которые добывают нефть высокого качества. На внешнем рынке они смогут продать ее дороже, и на этом заработать.
«СП»: — Как сильно могут упасть цены на нефть?
— На рынке сейчас очень много нефти, поэтому падать в цене — особенно краткосрочно — «черное золото» может ощутимо. Проблема в том, что добыча не сократилась настолько, чтобы компенсировать превышение предложения над спросом.
Однако чем ниже будут цены на нефть, тем скорее будет сокращаться добыча «черного золота», и прежде всего — в США. По сути, Белый дом, сбивая нефтяные цены, больно бьет и по собственной экономике.
Насколько я понимаю, конечная цель такой политики Вашингтона состоит в том, чтобы сменить неугодные режимы в ряде недружественных Америке стран, экономика которых завязана на нефтяной экспорт. Это Венесуэла, Иран и Россия.
В Венесуэле, надо заметить, сменить режим почти удалось. По итогам выборов в Национальную ассамблею, которые состоялись 7 декабря, оппозиция получила большинство мест в парламенте, что дает ей право поднимать вопрос об изменениях в Конституцию, запускать процедуру импичмента и объявлять амнистию для своих оказавшихся в заключении сторонников. Надо думать, что теперь венесуэльские оппозиционеры будут добиваться и отставки президента Николаса Мадуро.
Можно сказать, с Венесуэлой американцам повезло. В отношении Ирана и России им повезло гораздо меньше, но они «работают» в этом направлении. И доказательство тому — намеченное на среду голосование в Конгрессе.
«СП»: — Вы говорите, такая политика бьет по американской «нефтянке». Вашингтон готов пожертвовать отраслью ради того, чтобы экономически давить на Тегеран и Москву?
— США нефтяную отрасль собираются потом восстановить. Но удастся ли это сделать — вопрос открытый. Сейчас показатели американских сланцевых компаний просто катастрофические: они несут убытки на сотни миллиардов долларов. И выправить ситуацию при текущих ценах на нефть абсолютно невозможно.
Это значит, сланцевые компании в США будут банкротиться, а следом начнут банкротиться страховые компании, которые нефтяников страховали, и банки, которые давали им кредиты.
Думаю, у Белого дома есть только один вариант спасения отрасли: заплатить долги нефтяников из государственной казны, и напечатать для этого необходимое количество долларов…