Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Новости Украины
22 декабря 2015 19:39

Украина требует льгот от «агрессора»

Киев испугался, что потеря зоны свободной торговли с Россией добьет экономику

65697
Материал комментируют:

1 января 2016 года в полном объеме вступает в силу соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза, в том числе положения, касающиеся зоны свободной торговли (ЗСТ) между ними. Для того чтобы защитить свой рынок от возможного проникновения через территорию Украины европейских товаров, президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Украиной с 1 января 2016.

О том, что у России есть опасения по поводу зоны свободной торговли между ЕС и Украиной, было известно давно. Собственно, вступление в силу ЗСТ было отложено на год именно после консультаций с российской стороной. За этот период Москва пыталась продолжать переговоры с украинскими и европейскими партнерами, но, как заявил глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев 21 декабря, их последний раунд в Брюсселе оказался безрезультатным. Россия предлагала ввести переходный период в 5−10 лет, европейцы были согласны на 3−5 лет, но в итоге договориться не удалось, и решение о вступлении в силу ЗСТ с 2016 года было принято. Какие-то переговоры в будущем возможны, но уже в другом формате.

«Мы, безусловно, будем работать, жизнь не кончается с первым января 2016 года. Переговоры могут вестись уже по ту сторону Рубикона», — заявил Улюкаев.

После того, как переговоры завершились неудачей, украинские власти, видимо, осознав, что льготы для них на российском рынке действительно отменят, засуетились и стали требовать оставить преференции в силе. И это несмотря на то, что Верховная Рада признала Россию страной-агрессором, а президент Петр Порошенко ввел против нее санкции.

21 декабря министр иностранных дел Украины Павел Климкин и вовсе заявил, что приостановка ЗСТ для Киева противоречит международному праву и не может быть реализована в правовом поле. Почему Россия не может отменить льготы для Украины и перевести ее в режим наибольшего благоприятствования (что в экономике означает всего лишь такой же режим торговли, как с остальными странами мира, без дополнительных льгот или, напротив, барьеров), Климкин не пояснил.

Европейцы также начали переживать за своих украинских протеже и стали предлагать России оставить режим преференций в качестве «жеста дружбы и поддержки». Когда стало ясно, что таких жестов не последует, представители ЕС изменили риторику. Так, еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем заявила, что последствия потери ЗСТ с Россией могут быть болезненными для Украины, но Киев к ним готов. Кроме того, торговля с РФ и так упала в виду разрыва торговых связей, поэтому последствия будут не так велики. А в качестве компенсации Украина почувствует себя полноправным членом ЕС, правда, «вступление в силу соглашения о зоне свободной торговли, конечно, не привнесет существенных изменений в стране прямо с 1 января».

В чем-то Мальмстрем права. Из-за украинских санкций, а также разрыва производственных связей, прежде всего, в оборонно-промышленном комплексе, товарооборот между Украиной и Россией в 2015 году, по оценкам Минэкономразвития РФ, составит всего 12 миллиардов долларов по сравнению с 40 млрд. еще два года назад. Но проблема для Украины в том, что и торговля с ЕС падает, несмотря на все преференции. Так, по данным украинского Госстата за первые восемь месяцев 2015 года, объем импорта из ЕС по сравнению с аналогичным периодом 2014 снизился на 26,9%, а объем экспорта упал на 32,5% до 8,1 млрд. долл.

В таких условиях потеря остатков российского рынка может добить и без того слабую украинскую экономику. Не исключено, что украинцы и европейцы начнут давить на Россию, требуя оставить преференции. Некоторые европейские чиновники даже начали увязывать сохранение ЗСТ с Минскими соглашениями.

Но заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин убежден, что говорить о нарушениях международного права со стороны России нет никаких оснований. Напротив, это Украина нарушает свои обязательства в рамках СНГ.

— Климкин постоянно подменяет нормальную дипломатию пропагандой для внутреннего потребления. В Договоре о зоне свободной торговли СНГ есть приложение 5, в котором четко написано, что страна имеет право приостановить действие этого договора по отношению к государству, которое создает для нее невыгодные экономические условия. Так что Россия действует строго в соответствии с этим соглашением.

А вот Украина это соглашение нарушает, ведь в нем также прописано, что при заключении договоров о зоне свободной торговли с другими государствами, страна должна провести консультации с остальными членами ЗСТ СНГ. Россия изначально настаивала именно на выполнении этого пункта договора и проведении консультаций. Но Украина этого не захотела. Таким образом, по всем международным законам договорное право нарушает как раз Украина, а не Россия. Все эти заявления Климкина, как и многие другие — это продукт для внутренней пропаганды, направленный на украинских граждан. Во внешнеполитическом плане он имеет ничтожное значение. У Украины нет никаких оснований оспаривать решение России, так как она действует в соответствии с международным соглашением, которое сама Украина в свое время подписала.

«СП»: — А какова позиция остальных стран-членов ЕАЭС? Будут ли они отменять торговые преференции для Украины?

— Пока что лидеры стран-членов ЕАЭС решили, что в течение полугода понаблюдают за тем, как станут развиваться события. Если тенденция по проникновению запрещенных продуктов через Украину, а затем страны ЕАЭС на территорию России приобретет существенный характер, они примут соответственное решение.

«СП»: — Как решение об отмене льгот скажется на экономике Украины?

— Торговля между Россией и Украиной упала в значительной степени, но определенные объемы остаются. Эта торговля является одним из немногих источников валютных поступлений в украинскую экономику. Поэтому осложнение торговли с Россией все равно станет серьезной проблемой для Киева.

— Режим экономических преференций между Россией и Украиной был установлен в рамках договоренностей внутри СНГ, — говорит директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — Так как эти договоренности аннулируются, а Украина то заявляет, что вообще выходит из СНГ, то отказывается от отдельных соглашений, логично, что дополнительные преференции для этой страны также отменяют. Никаких новых ограничений Россия не вводит, а только отменяет льготы. Юридически у Украины нет оснований требовать сохранить эти преференции.

Конечно, это не значит, что различные игроки не будут пытаться повлиять на Россию с тем, чтобы она оставила в силе преимущества для Украины. Европейский союз, США и различные международные институты будут оказывать давление на нашу страну. Но никто не может заставить нас сохранять преференции на непонятных основаниях. В конце концов, почему мы должны предоставлять льготы именно Украине, а не, скажем, Буркина-Фасо или Кот-д'Ивуар.

«СП»: — На каких основаниях Киев вообще требует сохранения зоны свободной торговли с Россией?

— Отношения между Россией и Украиной очень сложные и запутанные. Целый ряд украинских инстанций признал Российскую Федерацию агрессором. Киев планирует подавать или уже подал против России иски в международные суды с требованиями компенсации ущерба, ответные иски будет подавать и наша страна. Но все это не имеет непосредственного отношения к отмене режима свободной торговли.

Видимо, в Киеве полагают, что экономика может рассматриваться отдельно от политики. Но если Украина считает Россию агрессором, который вводил войска, несколько странно требовать от Москвы оказывать Киеву преференции. В Европе в последнее время тоже часто говорят, что Россия должна в качестве дружеского акта политической поддержки что-то там сделать для Украины. Но эти заявления не имеют под собой оснований. Украина не демонстрирует дружеское поведение в отношении России, почему же мы должны ее спонсировать и поддерживать?

— Международное право вообще дает всем странам возможность защищать свой рынок, — объясняет экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ Владислав Гинько. — У государств есть право на технический регламент товаров, которые они готовы пустить. Например, Штаты недавно ввели высокие пошлины для продукции целого ряда канадских предприятий в бумажной отрасли с объяснением, что они защищают свой рынок. То же самое Вашингтон делает в отношении других стран, вводя так называемые антидемпинговые пошлины.

Что касается торговли между Россией и Украиной, неоднократно подчеркивалось, что она переходит в режим наибольшего благоприятствования. Это означает, что мы не вводим какие-то заградительные пошлины, но отменяем льготы. Относительно наших контрсанкций, все так же обосновано. Те страны, которые присоединяются к санкциям в отношении российской экономики, введенным ЕС и США, а к ним относится и Украина, получают ответные меры с нашей стороны.

Эта наша реакция, направленная на защиту собственной экономики. Суть санкций ведь в том, чтобы нарушить баланс на рынке и создать более выгодные позиции для компаний из стран, которые их вводят. Россия вынуждена принимать меры, чтобы нивелировать эти искусственные преимущества и ограничения. Мы придерживаемся рыночного подхода, если кто-то хочет получить искусственные преференции, мы пытаемся выровнять площадку игры.

«СП»: — Как отмена ЗСТ скажется на экономиках Украины и России?

— Адаптация обеих экономик в любом случае будет происходить, вопрос в том, как быстро. Но российской экономике проще, потому что помимо естественных механизмов адаптации мы способны проводить независимую финансово-экономическую политику. Даже для большинства стран Евросоюза это становится невозможным, потому что Брюссель действует не в интересах ЕС, а в интересах Вашингтона. Над российской экономикой не довлеют внешние силы, которые бы диктовали нам решения. Да, внутри страны ведутся дискуссии о том, как нужно реагировать, но мы можем делать это самостоятельно.

Что касается соглашения Украины об ассоциации с ЕС, то оно лишает Киев большинства инструментов регулирования. Все ее реакции на экономические проблемы будут прописаны в Вашингтоне. Но очень сомнительно, что западные кураторы Украины будут действовать в ее интересах. Они проводят определенную политическую линию и диктуют шаги, которые зачастую вредят ей. То же соглашение об ассоциации с ЕС изначально было просто продавлено. Украина не выдвигала к нему никаких требований. Понятно, что когда один партнер соглашается со всем, что предлагает другой, это значит, что он просто подчиняется диктату. Ожидать, что в таких условиях ассоциация благотворно скажется на украинской экономике, по меньшей мере, наивно.

Ассоциация призвана перестроить экономику Украины под потребности ЕС и США. Киев в значительной мере утрачивает финансово-экономический суверенитет, передавая функции управления внешним игрокам. Итог может быть только плачевным. Любая страна, которая не решает собственные экономические проблемы и не определяет свою политику, не может рассчитывать на позитивный результат.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня