Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Нефть: от 3 долларов до 130 за «бочку»

Цены на «черное золото» уже мало зависят от спроса и предложения

10661

Мировая экономика — сложная штука. Множество теоретиков уже получило Нобелевскую премию за создание разнообразных математических моделей, ее описывающих. И еще немало получат. Но законы ценообразования на нефть несоизмеримо сложнее. Видимо, потому, что субстанция эта непрозрачная. На ее стоимость влияют не только экономические законы, но и множество факторов, к экономике отношения не имеющие. Громадную роль среди них играет глобальная политика.

По законам ХХ века

Одним из факторов, влияющих на нефтяное ценообразование, является деятельность ОПЕК, созданной в 1960 году. Страны-экспортеры нефти сплотились в эту организацию в связи с существовавшим в тот период значительным превышением предложения над спросом. Что тянуло цены вниз. При этом цены в тот период задавались не столько рынком, сколько «семью сестрами» — крупнейшими нефтяными монополиями, в число которых входили Exxon, Royal Dutch Sell, Texaco… Именно они устанавливали жесткие закупочные цены, исходя из которых выплачивали налоги и ренту.

В 60-е годы благодаря политике ОПЕК по регулированию объемов добычи удалось добиться баланса между спросом и предложением и стабилизировать цену на приемлемом для экспортеров уровне. Разумеется, этот процесс был выгоден и Советскому Союзу, который в ОПЕК не входил.

К началу 70-х годов баррель нефти стоил порядка 3 долларов, что в пересчете на нынешний уровень цен весьма неплохо для экспортеров. Но в 1973 году разразился энергетический кризис, который стал ответом ОПЕК на Войну судного дня Израиля против Египта и Сирии. Экспортеры, среди которых преобладали арабские страны, резко снизили добычу — на 5 млн. баррелей в день — и ввели эмбарго на поставки в США и страны Европы, которые поддержали Израиль. Несмотря на то, что СССР и другие «неопековцы» воспользовались ситуацией и нарастили добычу, мировой объем снизился более чем на 7%. Это привело к стремительному росту цен, поскольку Запад был готов платить за нефтепродукты втридорога для поддержания своей промышленности. Рост цены продолжался еще год, и к середине 1974 года за баррель приходилось платить уже 12 долларов, вместо трех докризисных.

Запад крайне болезненно пережил кризис. Например, в США на долгие годы просел автопром, выпускавший машины с большим потреблением горючего. Были сделаны выводы, и во избежание повторения ситуации был создан стратегический нефтяной резерв США и ряда других стран.

Относительная стабилизация цены на нефть продолжалась недолго. В конце 70-х годов произошла исламская революция в Иране, которая негативно сказалась на нефтедобывающей промышленности страны. А вскоре вспыхнула ирано-иракская война. И тут уже нефтяные вышки и наливные терминалы противники усиленно уничтожали при помощи авиационных налетов. Мировая добыча сократились, что незамедлительно привело к росту цены. К 1982 году она достигла рекордного значения в 39 долларов за баррель.

Однако рост нефтедобычи, разведка новых месторождений и появление на рынке новых экспортеров медленно, но верно вели к перенасыщению рынка. Это популярное объяснение того, что с 1982 до 1988 год цена с катастрофической скоростью упала до 13 долларов за баррель. Однако тут не обойтись без учета такого фактора как использование ценовой политики на нефтяном рынке в качестве мощного экономического оружия.

В 1982 году в США была разработана директива NSDD-66 (National Security Decision Directive), которая предписывала ЦРУ, Пентагону, Казначейству и другим госучреждениям разработать методы по повышению экономического давления на Советский Союз с целью победы в «холодной войне». Был проведен целый ряд исследований, в которых в качестве наиболее чувствительной точки приложения усилий была названа цена на нефть. Это совпадало и с интересами американской экономики: было просчитано, что снижение цены на нефть вдвое будет давать американской экономике 150 млрд. долларов в год, поскольку США являются крупнейшим потребителем углеводородов.

Немедленно были заключены партнерские отношения с Саудовской Аравией, крупнейшим производителем, на фантастически выгодных для саудитов условиях. США обязались обеспечить полную экономическую, политическую и военную поддержку Саудовской Аравии, гарантируя нахождение у власти правящей династии. Саудовская Аравия, презрев партнерство по ОПЕК, максимально увеличила нефтедобычу и предложение нефти на мировом рынке. Параллельно США несколько снизили импорт нефти, сократив ради победы над «империей зла» ее потребление. В то же время началась подпитка американской промышленности из собственных резервов. Это еще больше повысило предложение нефти на мировом рынке. Цена на нефть стремительно покатилась вниз.

Был создан и еще один механизм, который максимально снизил роль ОПЕК в ценообразовании. В середине 80-х годов нефть начали продавать на бирже. Со всеми вытекающими последствиями. Торговля шла и идет до сих пор не совсем нефтью, а фьючерсами, то есть ожиданиями. Продаются поставки нефти не «сейчас», а в обозримом будущем. И тут, как и при продаже и покупке акций тех или иных компаний, участники сделок пытаются предугадать, какой цена может быть через неделю, через месяц, через полгода.

В данном случае простой прежде товар (нефть из одного месторождения всегда одинакова по качеству), обрастает множеством навязанных ей качеств. На цену влияют политические ожидания, распускаемые не только в экономических кругах, но и в СМИ слухи, блеф и закулисная игра крупных спекулянтов, репутация поставщиков и многое другое. В связи с чем появился термин «бумажная нефть», т.е. существующая в виде продаваемых фьючерсов, которыми торгуют не имеющие никакого отношения к нефтедобыче продавцы.

Конечно, на ценообразование в конце ХХ века по-прежнему влияли и войны в Персидском заливе. Например, во время агрессии Ирака в отношении Кувейта цена на нефть кратковременно подскочила. Влияют и экономические кризисы, когда снижается потребление, и цена идет вниз. Так было во время Азиатского экономического кризиса, когда нефть упала до «рекордной отметки» в 9 долларов за баррель, а Россию накрыл дефолт.

Нефтяники на бирже не главные

Сказался на цене и экономический кризис 2008 года. Тогда нефть опустилась до 36 долларов, но быстро восстановилась до уровня 130 долларов. Однако в новом тысячелетии экономические акценты сместились. Прежде министр экономики Саудовской Аравии говорил, что две цифры цены до запятой определяет ОПЕК, две после — объективные условия. Теперь же все совсем по-иному.

Рост цены в новом тысячелетии, совершенно фантастический, оказался как нельзя кстати для США. Поскольку дорогая нефть крайне негативно влияет на экономику Китая, второго после Америки ее потребителя. Стремительно развивающийся Китай, ни для кого не секрет, не только конкурент, но и противник США. Не случайно в начале века в военной доктрине США именно Китай был назван главной угрозой.

Против Китая был использован и еще один метод — отсечение КНР от «проамериканской нефти», производимой Саудовской Аравией и другими американскими сателлитами. В связи с чем Пекин был вынужден стучаться на рынки стран с нестабильной политической ситуацией, например, в Судан, Йемен, Анголу. Крупнейшие поставки намечались из Ирака. Однако они были сорваны из-за войны США против Саддама Хусейна.

Совсем недавно у США появилось непреодолимое желание «поставить на место» Россию, которая начала все более активно заявлять о своих геополитических интересах. И дело тут отнюдь не в Крыме, «недовольство» Москвой начало проявляться еще раньше. Кстати, Россия сильно «провинилась» перед Америкой, заключив с КНР крупнейший контракт на поставку нефти.

Нам ничего не известно о том, какая очередная директива NSDD разработана сейчас Вашингтоном, но смысл ее понятен. Цена на нефть должна быть максимально обрушена. Это куда важнее введенных против России санкций.

И для этого как нельзя лучше подходит спекулятивная биржевая деятельность, направленная на максимально возможное воздействие США на мировую экономику. К этому в конце прошлого века подготовились фундаментально, то есть законодательно. В 1999 году был отменен введенный в 1929 году Закон Гласса-Стигалла, который запрещал коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью и операциями с ценными бумагами. В 2000 году был принят закон о Модернизации сырьевых фьючерсов, который максимально ограничил контроль за рискованными операциями инвестиционных компаний. К процессу игры на главной нефтяной бирже — NYMEX (Нью-Йоркской товарной) — подключилось громадное количество игроков с набитыми долларами мешками, включая могущественные американские пенсионные фонды.

И цена на нефть взлетела до рекордной отметки. Поскольку торговля шла почти воздухом: 10% от всех сделок — это торговля реальной нефтью. Остальное — «бумажная нефть», кочующая из одного инвестиционного портфеля в другой. И абсолютно все заговорили о том, что цена практически не зависит от спроса и предложения. И, разумеется, все это было проделано не только с молчаливого согласия, но и по инициативе Вашингтона, одобрившего изменение экономического законодательства.

А для того, чтобы этот пузырь лопнул, надо было приложить минимальные усилия. Да, экономика Китая заметно просела, и он стал меньше потреблять углеводородов. Но при этом абсолютно не сработал механизм ценообразования, действовавший в прошлом веке. На Ближнем Востоке вовсю бушует война, в которую вовлечены главные нефтедобывающие страны. По законам ХХ века, это должно привести как минимум к компенсации потерь от китайского кризиса.

Но этого не происходит. Действуют биржевые законы, которые чутко реагируют на любую панику. А паника возникает в результате манипуляции сознания при помощи революционных информационных технологий. И с большой долей вероятности можно предположить, что она подогревается из единого центра.

Что же касается дальнейших планов ловли рыбки в мутной нефти, то ослабевшее ценовое давление на Китай в обозримой перспективе будет восстановлено. Когда китайская экономика, насытившись дешевой нефтью, начнет восстанавливать утраченные позиции.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня