Министр финансов Украины Наталья Яресько использовала площадку делового форума в швейцарском Давосе для выяснения отношений с Россией в экономической сфере.
Несмотря на то, что западные кураторы майданного проекта игнорируют призыв прийти на выручку своим протеже, глава Минфина уверена, что Германия поможет уговорить Москву согласиться на реструктуризацию т.н. «долга Януковича», выплату которого Украина просрочила в конце прошлого года.
Пока что вклад германской дипломатии весьма скромен и заключается в организации встреч между Россией и Украиной по этому вопросу. В то время как Москва ждёт совершенно иного содействия. А именно: предоставления гарантий погашения $3 млрд. украинского займа со стороны Берлина и других крупных игроков. Как известно, при соблюдении этого условия российские власти готовы продлить срок погашения до 2018 года.
Глава Минфина Украины заявила, что Германия поддерживает страну «в каждом аспекте» проводимых мер и реформ. Однако это обстоятельство, похоже, нисколько не способствует нахождению Киевом «точек соприкосновения» в диалоге с Москвой. США также не спешат предоставить свои услуги в виде финансовых гарантий по выплате долга. Пока украинские власти вынуждены довольствоваться чисто моральной поддержкой со стороны международной и европейской общественности.
В свою очередь, российские власти считают неприемлемой формулу реструктуризации, на которую согласились кредиторы инвестиционной компании Franklin Templeton. Несмотря на, казалось бы, патовую ситуацию, Наталия Яресько все еще считает возможным избежать судебной тяжбы относительно долга перед Россией. По её словам, украинские и российские чиновники могут встретиться в ближайшее время, чтобы обсудить этот вопрос.
Экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ Владислав Гинько обращает внимание на то, что далеко не все коммерческие кредиторы Киева согласились на условия реструктуризации займов, выдвинутые Минфином Украины.
— Только часть из них согласилась списать 20% долга. Оставшаяся сумма выплаты будет зависеть от динамики ВВП Украины: до 3% роста в год — выплаты нулевые, от 3% до 4% - 15% от этого процента прироста ВВП, превышающего 3%, а свыше 4% роста — 40% стоимости от каждого процента роста. Это означает, что любой экономический подъём будет приводить к тому, что заработанные средства пойдут на выплаты по процентам. Получается, классическая «кредитная удавка».
Практически все эксперты сошлись во мнении, что Россия предложила гораздо более выгодный для Киева вариант — платить по миллиарду с 2016 по 2018 гг. По сути, Москва предоставляет дисконт. То есть, Киев в течение практически всего текущего года пользовался бы $3 млрд. Эти деньги можно было бы «прокрутить» под хороший процент. А в 2017 году у украинских властей оставались бы ещё $2 млрд. И снова они получили бы «навар». В итоге получается экономия примерно в четверть миллиарда. Россия фактически предлагала им заплатить $2,75 млрд. вместо $3 млрд. Но Киев уперся. При этом украинский Минфин полностью выполнил свои обязательства перед некоторыми кредиторами.
«СП»: — Можно предположить, речь идёт об американских инвестфондах.
— Не только. Есть иностранные хедж-фонды, которые всё получили. Так что разговоры о том, что у Киева якобы нет денег, это мифотворчество и политика двойных стандартов. Из Вашингтона позвонили Яресько и сказали: заплатите таким-то компаниям и никаких разговоров. Напомню, международные резервы НБУ на 1 января 2016 года составляли $13,3 млрд. Понятно, что в основном это кредиты. Но это не причина, чтобы не возвращать долг. Более того, это распространённая практика, когда займы МВФ страны используют для рефинансирования задолженности. Так живёт весь мир.
Украина может хоть сегодня вернуть России долг. И это не приведёт к необходимости повышать налоги, просто потому, что эти кредитные деньги лежат в НБУ. МВФ запрещает их направлять на социальные расходы.
«СП»: — Для каких целей они предназначены?
— Это «финансовый буфер», который позволяет поддерживать курс гривны. Идея такая — затормозить его снижение, чтобы увеличить объёмы импорта. В торговом обороте между Украиной и ЕС в 2015 г. отрицательное сальдо увеличилось. При том, что уровень жизни падает вместе с курсом гривны.
На мой взгляд, Москва не форсирует развитие событий, поскольку есть понимание того, что отношения с Украиной рано или поздно восстановятся.
«СП»: — На чём основан такой оптимизм?
— Очевидно, что нынешняя «похоронная» команда (Порошенко, Яценюк) уйдёт. Им на смену придут политики, которым придётся восстанавливать экономику, останавливать отток капитала. Есть «хотелки», а есть объективные экономические реалии, игнорирование которых приведёт к краху.
Некоторые мои коллеги критикуют российское руководство. Дескать, почему мы поставляли Украине газ со скидкой, до последнего не прерывали торговые связи, не использовали рычаги экономического давления. На что Владимир Путин ответил чётко и лаконично: мы один народ.
Если у Порошенко осталась хоть толика прагматизма, то он поймёт, что политику нужно менять, если хочет остаться у власти.
«СП»: — Кто, «по гамбургскому счёту», принимал решение Киева манкировать своими финансовыми обязательствами перед Москвой?
— Вице-президент США Джозеф Байден как-то признался, что с Порошенко и Яценюком он общается больше, чем со своими родными. Ни для кого не секрет, что украинский политикум находится на «ручном управлении». Но обсуждаемый вопрос — это не тот случай. Наверняка, это потуги самого Яценюка, который хочет, с одной стороны, выслужиться перед заокеанскими кураторами. А с другой — вырваться из 1,5% своего рейтинга.
«СП»: — Что, в свою очередь, немыслимо без реальных экономических успехов.
— В этом плане правительство Яценюка находится в предбанкротном состоянии. Цены на основные продукты питания выросли в разы. То есть, не на 13−14% как в России, о чём любят позлорадствовать в Киеве, а на 200−300% за год. При том, что зарплаты в гривнах выросли всего на несколько процентов. Это такой обвал уровня жизни, который Украина, возможно, переживала только в годы немецкой оккупации.
О чём говорить, если главный «москвофоб» Михаил Саакашвили признал, что Украина вернётся к уровню жизни как в годы правления Виктора Януковича не раньше, чем через 25 лет. Это означает, что целое поколение украинских граждан просто вычеркнуто — оно обречено прозябать в нищете.
«СП»: — В такой ситуации, кто возьмётся выступить в качестве гаранта возврата украинского долга, на чём настаивает Москва?
— Германия не согласится на эту авантюру. В Европе уйма своих экономических проблем, которые усугубляются нахлынувшим «девятым валом» беженцев. Я вижу, что по украинскому вопросу в ЕС начались «разброд и шатания». Европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле, министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, которые затеяли эту авантюру с евроассоциацией Украины, сейчас ушли в тень. Сменщик Фюле вынужден больше ездить по Европе и контролировать, чтобы она не развалилась. Европейцам не до Украины.
В это время Москва демонстрирует абсолютную толерантность к проблеме возвращения долга. В принципе, мы могли ещё весной прошлого года требовать досрочного погашения приобретённых евробондов. Поскольку к тому моменту совокупный внешний долг Украины превысил 60% ВВП.
«СП»: — С чем связана задержка в выделении Украине очередного транша МВФ?
— Судя по всему, главу фонда Кристин Лагард хотят заменить. Во Франции она предстанет перед судом по подозрению в соучастии в политическом мошенничестве. Обычно такие кампании без отмашки из Вашингтона не проводятся. И вообще, американцы не собираются кредитовать экономику Украины как экономически убыточный проект.
«СП»: — Удастся ли России отстоять свои права суверенного кредитора в Стокгольмском арбитражном суде?
— Такого рода споры обычно разрешаются на основании мирового соглашения. Россия уже предложила компромиссный вариант, который Киев отверг. Судебный процесс может идти долго, за это время произойдут изменения в самой политической системе Украины.
По мнению заместителя генерального директора Центра политической информации Алексея Панина, ни Германия, ни США, ни МВФ не возьмутся гарантировать РФ выплату украинского долга.
— Поддержка стран PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания) и без того ударила по платёжному балансу «единой Европы». Если фрау Меркель подпишется спасать ещё одного потенциального банкрота, реакция немецкой общественности будет крайне негативной.
Что касается Франции (ещё одного притормозившего «локомотива» ЕС), то Франсуа Олланд при всей его вовлеченности в процесс на Украине, не играет роль «первой скрипки». Рассчитывать на то, что США подставят «финансовое плечо», также не приходится. Когда г-н Порошенко устраивал «роуд шоу» в Америке и Канаде в прошлом году (а по факту, просто выпрашивал деньги для «молодой неокрепшей демократии»), его похлопали по плечу, но денег не дали. Не думаю, что в этом плане что-то изменится в лучшую для Киева сторону. Как говорится, «обещать — не значит жениться».
«СП»: — Тем не менее, Порошенко, выступая в Давосе, активно призывал Брюссель торпедировать «Северный поток-2». Судя по всему, он рассчитывает на покровительство Запада в судебном разбирательстве с Россией по поводу возвращения долга.
— Нужно понимать, что не он лично задолжал Москве $3 млрд., а государство, с интересами которого первое лицо, похоже, не очень считается. И ему глубоко безразлично, что представители МВФ зарекомендовали себя «похоронной командой» для экономик тех стран, которые сотрудничают с этой организацией.
Можно вспомнить российский опыт, когда Москва в 1998 году получила $4 млрд. в качестве «стабилизационного кредита», которые за пару недель «рассосались» в банковской системе. А потом был дефолт, и остался долг, который пришлось возвращать.
Трудно сказать, чем закончится судебная эпопея, но пока я слышу только популистские заявления со стороны киевских временщиков. Даже на Украине многие называют г-жу Яресько «мадам Ересько», комментируя её позицию по поводу погашения долга перед РФ, суверенный характер которого были вынуждены признать даже наши «доброхоты» из МВФ. А кликушество по поводу «российской интервенции» к делу не пришьёшь.
«СП»: — Даже с учётом того, что международные судебные инстанции демонстрируют свою политизированность?
— Этот факт трудно отрицать. С другой стороны, обратите внимание, что официальные представители США и ЕС заявляют о том, что они готовы отменить санкции в отношении России. Да, Москву по-прежнему обвиняют в воспрепятствовании реализации Минских соглашений, но уже ничего не говорят про Крым. На мой взгляд, весьма показательно, что представители политического истеблишмента США начинают «забывать» о вопросе, который они активно муссировали ещё в прошлом году.
Украина для американцев — это «разменная карта» в большой геополитике. Да, администрация Порошенко — громкий и прыткий «крикун», но остаётся геополитической «шестёркой». Если потенциальная выгода США от компромисса с Россией будет достаточно велика, поверьте, об Украине позабудут очень быстро.
«СП»: — Насколько опасен для международной финансовой системы прецедент, когда государство отказывается от выплаты суверенного долга?
— Проблема в том, что рамочной правовой основы, которая позволяет решать все вопросы такого рода в глобальном масштабе, не существует. В отличие от региональных союзов вроде Североамериканской зоны свободной торговли или стран ЕС. Если будет создан прецедент, связанный с невыплатой украинского долга, всегда найдётся обоснование, чтобы его не тиражировать. Запад может (как в случае с Косово) трактовать это как «уникальную» ситуацию, не опасаясь нарушить существующие договорённости.
Чтобы принять пусть даже политически мотивированное решение, нужна некая международно-правовая основа. В «деле ЮКОСа» в этом качестве выступила Венская конвенция, согласно которой договор, будучи подписанным (пусть даже не ратифицированный парламентом), рассматривается действующим. Руководство РФ подписало, но не ратифицировало «Энергетическую хартию». Но нас подвели под её действие, несмотря на отсутствие парламентского решения.
В случае с приобретением Россией евробондов единственный вариант — это доказать, что долг имеет коррупционную природу.
«СП»: — Возможно ли это, учитывая, что деньги поступили не на личный счёт Виктора Януковича, а в украинскую казну?
— Конечно, можно сослаться на то, что между российским руководством и свергнутым президентом Украины существовали неформальные договорённости. Но доказать это нереально. Если усмотреть в этом деле коррупционную составляющую, тогда придётся пересматривать всю международную политику. Что будет крайне сложно сделать, даже с учётом конфронтационных отношений между Россией и Западом.