Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Банкирам урежут «денежное удовольствие»

Правительство сместило акценты антикризисного плана-2016

11513

В среду, 27 января, на двух совещаниях у президента Владимира Путина обсуждался антикризисный план, подготовленный кабмином. В отличие от плана-2015, теперь Белый дом намерен поддерживать преимущественно не банки, а регионы и промышленность. Как заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев, речь идет о поддержке четырех базовых отраслей — автомобилестроения, транспортного машиностроения, жилищного строительства и легкой промышленности.

Как сообщает РБК, министерства оценили свои потребности в антикризисном финансировании в 1,7 трлн. рублей, из которых 737 млрд. рублей включены в план, который обсуждался у президента.

Вот как выглядят ключевые меры поддержки в цифрах.

— Общий объем мер, включенных в антикризисный план, без учета мер, по которым финансирование не указано — 737 млрд. рублей.

— Объем ассигнований на предоставление бюджетных кредитов регионам — 310 млрд. рублей.

— Меры по антикризисной программе поддержки автопрома — 137,7 млрд. рублей.

— Поддержка сельского хозяйства — 35 млрд. рублей.

— Докапитализация банковской системы — 25 млрд. рублей (для сравнения, в 2015 году — 800 млрд).

Стоимость не прошедших «цензуру» пунктов плана оценивается не менее чем в 972,2 млрд. руб. При этом в списке отклоненных предложений оказалась доиндексация пенсий на 8,6%, на которой настаивала вице-премьер Ольга Голодец. Если бы такая доиндексация была заложена в антикризисный план, то дополнительно понадобилось бы 285,6 млрд. рублей (если проводить доиндексацию с 1 апреля) или 159,4 млрд. рублей (с 1 августа).

Кроме того, соцблок правительства предлагал ввести ежемесячную денежную выплату из средств материнского капитала в размере 5 тысяч рублей с июня 2016 года по май 2017 года. Эту инициативу также отклонили — ее реализация потребовала бы выделения 141 млрд. рублей на два года.

В проект не попали и такие предложения, как ограничение уровня оплаты топ-менеджеров госкомпаний, исходя из рыночного уровня, ограничение зарплат руководителей госучреждений и ГУПов, а также введение прогрессивной шкалы НДФЛ на сверхвысокие доходы. Но эти предложения все равно доложены Владимиру Путину.

Зато в проект антикризисного плана включен пункт о подготовке к октябрю 2016 года предложений о возможных сроках и темпах повышения пенсионного возраста.

Читайте также

Антикризисный план должен быть окончательно подготовлен и согласован к 5 февраля. После этого он будет обсуждаться в течение недели с профильными вице-премьерами, а окончательное сведение плана и урегулирование разногласий вокруг него возложены на первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Насколько адекватен антикризисный план нынешней ситуации, поможет ли он вывести экономику РФ из рецессии?

— Пока антикризисный план не дает ответа на главный вопрос: с чем мы боремся? — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Проблема в том, что кризис, который сегодня переживает экономика РФ — нециклический. Кроме Бразилии, которая попала в рецессию из-за неадекватной экономической политики, из крупных экономик мира спад наблюдается только у нас. Экономики других стран пусть и тормозят, но все-таки демонстрируют внятные темпы экономического роста.

На деле, причины, по которым экономика РФ второй год подряд будет находиться в рецессии — структурные ограничения ее роста. Чтобы преодолеть эти ограничения, требуется переход к новой модели экономики, которая не завязана на нефтегазовую зависимость. Между тем, нынешний вариант антикризисного плана структурных реформ не предполагает.

«СП»: — Как выглядит эта структурная повестка?

— Многие ее пункты сформулированы в «Основных направлениях деятельности правительства РФ до 2018 года», которые были утверждены еще в мае 2015-го. Это реформирование пенсионной системы, повышение пенсионного возраста, увеличение эффективности госрасходов, плюс бюджетный маневр, предполагающий перераспределение финансирования в пользу здравоохранения и образования.

На мой взгляд, реализация этих пунктов была бы адекватным ответом на структурный кризис. К ним, я считаю, следовало бы добавить введение комфортных для бизнеса регулятивных режимов, и сокращение административного бремени, которое для российского бизнеса составляет внушительные 800 млрд. рублей в год за счет дополнительных издержек.

Повторюсь, структурная повестка ясна. Но когда дело доходит до конкретных решений, они принимаются в пользу текущих проблем.

«СП»: — Новый антикризисный вектор — поддержка регионов и промышленности, а не банков — выбран правильно?

— Вектор понятен. В 2015 году было критически важно поддержать банковский сектор, и на это ушло три четверти выделенных ресурсов. А в текущем году на первый план, что логично, вышли проблемы реального сектора, в первую очередь автомобилестроения.

Надо понимать, что автопром — социально-значимый сектор. Вместе с субподрядчиками, участвующими в кооперационных отношениях с нашими автозаводами, в нем занято несколько миллионов человек. С учетом семей получится, что 15−20 миллионов россиян зависят от ситуации именно в автопроме.

Что касается поддержки других отраслей, правительство должно исходить из того, что главная задача — это стимулирование импортозамещения, а не просто раздача денег для поддержания наших «промышленных штанов».

А вот поддержка регионов действительно чрезвычайно важна. На мой взгляд, она даже важнее, чем поддержка отраслей экономики. На сегодня у многих регионов состояние бюджетов крайне неудовлетворительное, а дефицит бюджетов наблюдается в более чем 60 субъектах Федерации.

Тем не менее, и с выбором вектора возникает вопрос: не является ли он результатом «кройки и шитья»? Вместо того, чтобы начать перезагрузку межбюджетных отношений, кабмин действует по принципу «отсюда возьмем, сюда передадим». В итоге возникает риск, что регионы поддержку получат, но состояние дел в банковском секторе вновь ухудшится.

Уже сегодня по уровню достаточности капитала многие банки находятся возле критической границы. Причем, это касается крупнейших банков из топ-50 и даже топ-30. При дальнейшем неблагоприятном развитии событий на нефтяном рынке, и в условиях высокой волатильности валютного курса, у банков может возникнуть немало проблем.

«СП»: — Можно ли надеяться, что правительство включит в антикризисный план предложения социального блока, чтобы избежать роста напряженности в период парламентских выборов-2016?

— Здесь нужно исходить не из политических моментов, хотя они оказывают определенное давление на кабмин. Исходить нужно из того, что реальный уровень жизни населения в 2015 году существенно упал. По последним данным Росстата, реальные доходы граждан упали на 4%, а реальные зарплаты — на 9,5%. На 4% сократились в реальном выражении и пенсии.

Это падение жизненного уровня оказалось более существенным, чем в кризис 2008—2009 годов. И если так будет продолжаться второй год подряд, к правительству могут возникнуть вопросы. Поэтому, думаю, некоторая часть предложений социального блока действительно будет воспринята.

Я, например, не исключаю, что вторая индексация пенсий может быть проведена, хотя это — сложнейшая задача. На индексацию пенсий в полном объеме на величину инфляции (12,9% в 2015 году) нужно найти 660 млрд рублей. Это неслабая сумма, поэтому наверняка правительство будет решать, каким категориям пенсионеров проиндексировать пенсию в полном объеме, а каким — отказать в индексации.

Но еще важнее для российских властей было бы четко объясниться с населением и сказать: пенсионная система в ее нынешнем виде непосильна для экономики, ее необходимо перестраивать. И чем раньше мы начнем эту перестройку, тем лучше.

Конечно, для многих такой откровенный разговор — это политический риск. Но еще более рискованно думать, что люди глупее, чем кажутся.

Дефицит честного, открытого диалога о проблемах, с которыми сталкивается экономика, через ряд опосредованных моментов становится одним из факторов, углубляющих рецессию. Такой дефицит чреват демотивацией граждан и бизнеса — мол, наша точка зрения власти не нужна, и мы так же будем относиться к власти. Отсюда всего полшага до известной формулы советского периода: «Мы делаем вид, что работаем, а они (начальство) делают вид, что нам за это платят»…

— Сегодня антикризисные предложения все меньше реализуются в конкретную экономическую практику, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — В итоге, общественная критика кабмина достигла очень высокого уровня. Общество возмущено тем, что в России по-прежнему идет экономический спад, что нет внятной политики стимулирования роста, и что из десятков антикризисных инструментов правительство признает только девальвацию национальной валюты и сжатие бюджета.

Читайте также

В 2015 году деньги на поддержку экономики пошли, в основном, в банки, которые выплеснули их на валютный рынок и обвалили рубль. Поэтому сейчас кабмин старается построить канал доведения денег из бюджета непосредственно до производителей. И в этом, конечно, есть позитивный момент.

Однако, с моей точки зрения, в реальности построить такой канал возможно только через практику ручного управления. А у нас, как известно, такие методы управления не в чести.

Но главная проблема — в кабмине по-прежнему идет поиск эффективной антикризисной модели, и нет системного понимания альтернативной экономической политики. Альтернативы, которые в свое время сформулировал академик РАН Сергей Глазьев и его единомышленники, воспринимаются в российском Белом доме как чрезмерно радикальные. Тем не менее, на мой взгляд, компромисс еще возможен.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня