Украина подала в суд на Россию из-за строительства газопровода «Северный поток-2». По крайней мере, такое громкое заявление сделал премьер-министр «незалежной» Арсений Яценюк 1 февраля на встрече с вице-премьером и министром иностранных дел Словакии Мирославом Лайчеком.
«Я бы хотел сообщить, что Украина подала в суд по делу о строительстве „Северного потока-2“. Это политический проект. Мы просим Европейскую комиссию начать расследование и остановить этот антиевропейский, антиукраинский, антисловацикй, антипольский проект. Мы не хотим позволить россиянам переиграть нас, мы хотим построить прозрачный газовый европейский рынок», — заявил Яценюк.
Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что о суде украинский премьер сказал для красного словца. На самом деле, Киев просто направил соответствующую жалобу в комитет по энергетике Европейской комиссии. В Еврокомиссии подтвердили, что получили жалобу со стороны «Нафтогаза Украины», пообещали проанализировать ее и направить ответ секретариату энергетического сообщества. Понятно, что никаких правовых последствий такой «анализ» иметь не будет.
С другой стороны, противников у «Северного потока-2» достаточно и без Украины. Это практически все страны, которые теряют из-за него свои транзитные позиции, а также традиционные европейские «антагонисты» России вроде Польши или прибалтийских стран.
Так, вице-премьер Словакии Лайчек заявил, что проект направлен против Украины и несет только политический, а не экономический подтекст, поэтому Братислава будет поддерживать Киев. «В декабре в ЕС мы это обсуждали, очень важной будет правовая позиция насчет этого проекта — насколько это соответствует Третьему энергопакету и энергетическому законодательству ЕС», — сказал Лайчек. И пафосно добавил, что Украина и Словакия идут по одной дороге и вместе будут бороться за справедливость. Ранее политическим назвал «Северный поток-2» и президент Польши Анджей Дуда. По его словам, реализация «СП-2» только усугубит зависимость европейских стран от поставок российского газа.
Впрочем, государства, для которых «Северный поток-2» выгоден коммерчески, не разделяют такую позицию, хотя и высказываются достаточно сдержанно. Например, глава правительства Финляндии Юха Сипиля на встрече с российским премьером Дмитрием Медведевым заявил, что для его страны проект является коммерческим, но Хельсинки исходят из того, что окончательную оценку ему даст именно Европейская комиссия.
Напомним, что «Северный поток-2» — это две ветки газопровода общей мощностью 55 млрд. кубометров, который должен быть проложен по дну Балтийского моря до побережья Германии. Трубопровод, в частности, заместит транзит через территорию Украины, от которого «Газпром» может отказаться уже в 2020 году, когда истекает договор с Киевом. Так что недовольство «незалежной» вполне понятно. В одном из интервью Яценюк признавал, что Украина может потерять до двух миллиардов долларов в год, что для Киева сумма немалая. Но с какой стати страна, которая даже не входит в Евросоюз, должна определять, в каких проектах участвовать ЕС, не совсем понятно.
Впрочем, несмотря на подписание акционерного соглашения группой немецких, австрийских, французских и нидерландских компаний в конце 2015 года, Брюссель еще не вынес свой вердикт по проекту. «Южный поток» был фактически заблокирован после того, как в Еврокомиссии решили, что он противоречит Третьему энергопакету. Могут ли украинские жалобы повлиять на брюссельскую бюрократию?
— Обращение в суд по делу «Северного потока-2» для Украины нереально, потому что она не является одной из сторон этого процесса и не имеет к прокладке газопровода никакого отношения, — говорит директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. — А вот обратиться в Еврокомиссию Киев может. Это орган, в который можно обращаться по любым вопросам, касающимся Евросоюза.
Понятно, что эти действия Киева — не содержательный акт, а попытка еще раз напомнить о себе и найти лишнюю карту для переговоров с «Газпромом» и в отношении процесса, который идет в Стокгольмском арбитраже. Это одно из звеньев политической игры, которую мы в последнее время наблюдаем в разных плоскостях. Украина пытается подавать против России иски и жалобы в самые разные инстанции. Но к «Северному потоку-2» это не имеет никакого отношения. Хотя есть минимальная вероятность, что это как-то повлияет на участников проекта.
«СП»: — У проекта вообще много противников, могут ли они взять верх?
— Можно вспомнить историю с первым «Северным потоком». Тогда тоже был ряд стран, которые выступали против проекта. Причем этот ряд определяется достаточно просто, и не только по политическим, но и по чисто экономическим причинам. Строительство веток «Северного потока» означает, что определенные объемы газа пойдут через них напрямую из России в Германию. Как известно, сейчас многие государства получают деньги от транзита российского газа. Именно поэтому страны, через которые сейчас проходит транзит, заинтересованы в том, чтобы оптимально привязать Россию к своей территории и получать за это немалые деньги. Лишний миллиард долларов в год никому не помешает. Это обуславливает давление, которое оказывают на Россию и Германию.
Но то же самое было и при прокладке «Северного потока», и все же этот проект был реализован. Хотя тогда подключились и страны Прибалтики, и страны Восточной Европы. Но влияния России и Германии хватило, чтобы его продвинуть. Негативная реакция очевидна, она не нова. Но участникам проекта нужно работать по опыту строительства первой и второй веток. Ничто не мешает работать в том же русле.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин объясняет, что в отличие от «Южного потока», «Северный» не противоречит Третьему энергопакету ЕС.
— Украина — не член Евросоюза, поэтому они не могут ничего официально инициировать в Европейской комиссии. Они могут писать туда письма и выражать свою политическую позицию. Что Арсений Яценюк и делает, когда заявляет о недовольстве этим проектом, потому что он ущемляет Украину. В этих аргументах нет ни одного экономического довода, одна политика. Вот Словакия может обратиться в ЕК, что она, вероятно, сделает.
Дело в том, что и Украина, и Словакия после постройки «Северного потока-2» потеряют большую часть транзита через свою территорию. Понятно, что этого никто не хочет. И когда мы слышим заявления: «Этот проект нарушает интересы Евросоюза» следует читать их так: «Этот проект мешает нам получать доход».
«СП»: — Как вы считаете, удастся ли все-таки реализовать проект, несмотря на противодействие?
— Начнем с того, что Евросоюз еще не утвердил «Северный поток-2». Хотя он может и не утверждать проект в целом, а одобрить только его сухопутную часть, которая целиком и полностью в интересах европейских концернов и в которой нет ни грамма участия «Газпрома». Не вижу формальных причин, по которым Еврокомиссия должна отказать в прокладке сухопутной части трубопровода. Тем более что проект пользуется серьезной поддержкой Германии.
Кстати, получается интересная ситуация. Только вчера канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что санкции в отношении России будут сохранены. При этом никто из немецких чиновников не упомянул о «Северном потоке-2». Выходит, что Берлин готов жертвовать интересами Евросоюза в целом, но не готов поступаться собственной выгодой. Такая позиция Германии вызывает даже больше недовольства у европейских партнеров, чем сам «Северный поток-2». Та же Италия говорит, что тут на лицо политика двойных стандартов. Германия одной рукой вводит против России санкции, а другой берет от нее деньги на реализацию этого проекта. Это непоследовательно, но это факт.
«СП»: — А что с Третьим энергопакетом, может ли ЕК решить, что проект ему противоречит?
— В отличие от «Северного потока», в «Южном» «Газпром» участвовал акционерным капиталом в проектах, которые шли по территории ЕС. Здесь же выбран путь, по которому «Газпром» уже пошел в рамках «Северного потока-1». Он доводит всю инфраструктуру по морю до берега Германии. На территории Германии сооружением газопровода и распределением газа занимаются компании, которые и являются владельцами сырья. Получается полная независимость между владельцами газа и теми, кто его транспортирует. Это соответствует Третьему энергопакету, и по такому принципу сейчас действует «Северный поток-1». Европейские концерны выкупают газ на границе с Германией и дальше перепродают его на европейском рынке.
Руководитель Центра правового регулирования межгосударственных отношений МИГСУ РАНХиГС Дмитрий Матвеев считает, что шансы на реализацию проекта есть.
— Внутри Европейского союза существуют определенные правила, регулирующие деятельность на энергетических рынках. Поэтому все проекты России, так или иначе, подлежат обсуждению и инспекции с точки зрения соответствия всем правилам и стандартам. Конечно, отдельный вопрос в том, может ли такое расследование инициировать Украина, которая не является членом ЕС, но это уже формальность. В самом расследовании ничего особенного нет.
Хотя нужно понимать, что вокруг этого проекта и дальше будет идти борьба. Внутри той же Европы есть разные силы, которые исходят из собственных политических и экономических интересов. Тем не менее, есть шансы на то, что возобладают чисто экономические бизнес-интересы, и проект все же будет реализован.