Бенн Стейл, директор Council on Foreign Relations, рассказал о роли ФРС в нынешнем кризисе на Украине. От себя отметим, что ни он, ни его информационный портал никогда не были замечены в симпатиях к России. Собственно, в оценке Стейли, которую он дал деятельности Федрезерва в отношении Януковича, Москва вообще не фигурирует. Это уточнение адресовано тем, кто в любой критике Майдана видит исключительно «антиукраинскую руку Кремля».
Для начала отметим, что Бенн Стейл является автором популярной среди мировых экономистов книги «Битва в Бреттон-Вудсе», которая в 2013 году стала победителем международного конкурса «Финансовая история». Агентство Bloomberg назвала этот труд главным выбором руководителей компаний, политиков и экономистов в номинации «лучшая книга 2013». С такой же оценкой выступили «Файнэншл Таймс» и «Блумберг-Ньюс». Короче говоря, речь идет о мнении человека, не только высокопрофессионального и авторитетного, но и беспристрастного.
По его словам, американский истеблишмент сильно разозлился на президента Украины Януковича, когда 10 апреля 2013 года правительство Азарова отвергло условия МВФ по предоставлению Киеву $15 млрд. пакета финансовой помощи. Между тем, к этому моменту дефицит текущего счета «незалежной» составлял 8%, причем экономика остро нуждалась в «живых долларах» для оплаты критически важного импорта.
Однако Международный валютный фонд требовал от Киева шокового роста коммунальных платежей, сокращения практически до нуля социальной помощи, а также настаивал на свободном допуске на внутренний рынок американских корпораций, в том числе и специализирующихся на ГМ-технологиях. То есть МВФ традиционно продвигал программу, которая, по рецепту директоров-распорядителей, вначале ввергла бы страну на грань нищеты (что, собственно, сейчас наблюдается), но в будущем дала бы шанс на развитие.
Тогдашние киевские экономисты, по мнению опять-таки Бенна Стейли, аккуратно подошли к решению этого вопроса и решили сохранить финансовый суверенитет Украины, не снижая при этом уровня жизни громадян. Такой подход в корне контрастирует с тем, что делает нынешний кабинет. Поскольку бюджетные сложности возникли из-за падения цен на сырьевых рынках, решено было производить точечное заимствование на публичных финансовых площадках. Так, в принципе, поступают все страны с адекватным руководством в надежде пережить трудные времена.
Уже через неделю после отказа от помощи МВФ Киев выпустил десятилетние еврооблигации на сумму $1,25 млрд. Расчет показывал, что на тот момент Украина могла занять деньги примерно под 7,5% годовых. С одной стороны, это позволяло покрыть разрыв между импортом и экспортом, с другой — выиграть время для модернизации металлургии и сельского хозяйства.
«До 22 мая 2013 года всё шло, как по маслу, — пишет Бенн Стейли, — Но потом председатель ФРС США Бен Бернанке неожиданно заявил, что, «возможно, если экономика США начнет свой рост», Федрезерв сократит ежемесячный выкуп американских казначейских и ипотечных ценных бумаг. Этот намек был нелогичен, хотя бы потому, что официальная безработица во многих ключевых штатах превышала 7%, а неофициальная — все 25%.
Однако частные инвесторы Украины болезненно отреагировали на это заявление и в уже сентябре взвинтили цену заимствования для Киева до «запредельных одиннадцати процентов». Считалось, что деньги обязательно подорожают. Иными словами, стоимость пролонгации украинского долга (то есть замена старых обязательств на новые облигации) оказалась за порогом платежеспособности Киева.
Теперь, по истечении двух лет, нет уже никаких сомнений, что заявление Бернанке означало скрытую экзистенциальную угрозу конкретно для Януковича. Слишком много источников указывают на это. С подобным утверждением, конечно, можно спорить, доказывая обратное. Однако, начиная с 2010 года, МВФ совместно с ведущими американскими экономистами просчитывает влияние монетарной политики ФРС на экономики абсолютно всех стран. Намеки на свертывание QE в 2013 году из всех крупных государств больнее всего били бы именно по Украине. В итоге трехмиллиардное заимствование Киевом у Москвы явилось следствием чрезмерной дороговизны на публичных рынках. И произошло это благодаря интригам ФРС, уверен Бенн Стейл. Далее из «московского долга» оппозиции удалось раздуть «огонь Майдана», так как она обвинила власти в отказе от евроинтеграции.
То, что кабинет Азарова считал ассоциацию Украины в ЕС на условия Брюсселя преждевременной, по большому счету, являлось секретом Полишинеля. Желание тогдашних киевских технократов, стоящих у власти, сохранить промышленность, было логичным. Ибо скоропалительная евроинтеграция означала крах экономики. «Во всей этой истории упускается из виду та роль, которую Федрезерв сыграл в свержении Януковича и в возникшем после этого хаосе, — делает вывод аналитический портал Foreign Affairs — И это понимание становится еще более тревожным, если учесть, что Украина — всего лишь одна из великого множества долларозависимых стран с рынками, которые могут быть ввергнуты в кризис малейшим намеком на изменение в монетарной политике США».
Влиятельные американские экономисты, такие как С. Фред Бергстен, Джаред Бернстайн и Дин Бейкер при поддержке крупных американских корпораций призвали Белый дом принять законодательные инициативы против манипуляций на долговых рынках, в том числе и в политических целях. По их мнению, американский доллар играет уникальную роль в мировой экономике и, хотя на Соединенные Штаты приходится только 23% мирового объема производства, большая часть мировой торговли за пределами Еврозоны и 60 процентов валютных резервов деноминированы в долларах США. Любые изменения монетарной политики ФРС, которые могут нанести ущерб тем или иным странам, должны быть заранее известны правительствам этих государств, убеждены они.
После того, как рухнула Украина в результате распродаж облигаций на майском заявлении Бена Бернанке, Америка подверглась резкой критике. «Порядок международного валютного сотрудничества был нарушен», — сказал возмущенный Рагурам Раджан, глава Центробанка Индии. Раджан объяснил свою злость на ФРС цинизмом членов ФРС, которые, используя уникальность доллара, предложили решить внутренние проблемы США за счет других стран. Об этом он узнал из недавно рассекреченных стенограмм октября 2008 года заседания Комитета по открытым рынкам. «Конечно, Федрезерв решает внутриамериканские проблемы, — пишет Бенн Стейл, — но тогда как быть с обязательствами США, принятыми в Бреттон-Вудсе?».
Если Вашингтон не откажется от политики манипуляционных мер против стран, принимающих законные шаги по укреплению своих экономик, то ФРС рано или поздно будет поражен бумерангом. Продолжающийся коллапс на Украине свидетельствует о том, что противоестественные и рукотворные финансовые кризисы имеют тенденцию становиться еще хуже, а политические — еще и опаснее. И мир может очень скоро увидеть повсеместный хаос, предупреждает Foreign Affairs.