Россияне не хотят, чтобы уровень их доходов зависел только от мировых цен на нефть. К таким выводам пришли социологи ВЦИОМ.
В рамках опроса общественного мнения «Кризисная экономика: в поисках выхода» наиболее эффективными мерами по преодолению экономического кризиса россияне назвали необходимость разработки новой экономической политики (НЭП) и индустриализацию.
Согласно результатам опроса, две трети (65%) россиян считают, что властям следует разработать новый курс экономической политики. Однако каждый пятый респондент предполагает, что необходимо придерживаться текущей политики.
Для противостояния экономическому кризису 26% опрошенных считают необходимым запустить новую индустриализацию страны, столько же ратуют за развитие науки и образования. Каждый пятый респондент считает, что в борьбе с кризисом поможет сокращение расходов государственного бюджета.
18% опрошенных советуют провести рыночные реформы и одновременно ограничить оборот иностранной валюты.
«В обществе возникает усталость от того, что успехи или неудачи в экономике привязаны к нефтяной конъюнктуре, возвращению сырьевых цен на комфортный уровень. Очевидное большинство населения настроено на смену экономического курса, связывая этот поворот с опорой на внутренние ресурсы и на существенное стимулирование экономической активности. В этой связи характерна реанимация термина „новая индустриализация“ — возвращение к стилистике промышленного прорыва, характерного для 20-х — 30-х годов прошлого века», — цитирует «Газета.ru» директора по коммуникациям ВЦИОМ Алексея Фирсова.
— Люди в основной массе плохо разбираются в экономических терминах, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
— Они понимают, что нынешняя политика бессмысленна, ведёт в тупик, поэтому, не зная тонкостей, говорят, что нужно что-то менять. Это нормальная реакция. Отсюда и возникает такой термин, как НЭП. Хотя на самом деле аналогий между тем, что происходило в Советской России в начале 20-х годов прошлого века и нашим временем, очень мало.
Власть, по идее, уже два года назад, когда стало ясно, что Запад не простит нам Крым и будет душить экономическими санкциями, должна была предпринимать серьёзные шаги по изменению ситуации. Однако ничего серьёзного мы не наблюдаем. Несмотря ни на что укрепляется тот курс, который был до этого.
«СП»: — В чём это выражается?
— Основная ставка делается на политику фискальной консолидации. Грубо говоря, режутся бюджетные расходы, в том числе социалка. Мало того, что в России произошла внешняя девальвация рубля, она дополнена внутренней девальвацией, когда снижаются зарплаты, но при этом растут цены. Вот, например, в своё время в Прибалтике курс валюты сохранялся, но доходы населения сокращались через подорожание и уменьшение зарплат. У нас сейчас наблюдается этакая двойная девальвация.
Все налоговые фискальные меры как и раньше направлены в первую очередь на наименее обеспеченные слои населения. В результате, мы получаем тотальное падение спроса на продукцию, которое в свою очередь больно бьёт по производству и по внешнеторговому обороту.
Мы два года видим в действии один принцип нашего руководства - цена на нефть вернётся, а пока люди должны перетерпеть. Только это и ничего больше.
Никаких изменений структурного характера в нашей экономике мы не наблюдаем. И даже постановки вопроса об этом нет. Разговоры об импортозамещении в основном так и остаются разговорами, пиар-кампаниями. К экономике это никакого отношения не имеет. Продолжение такой политики может привести к экономическому обвалу, а затем и политическим проблемам. Качество аналитики низкое, чиновники много не понимают. Зато, если смотреть телевизор, то всё у нас неплохо.
«СП»: — «Новая индустриализация» нам поможет?
— Я не совсем понимаю, что под этим подразумевается. Сейчас не нужны большие крупные производственные комбинаты, как в сталинское время. Нам нужны инфраструктурные проекты и среда для бизнеса, чтобы пришли инвесторы, которые бы видели, что у них ничего не отнимут. Государство не может всё само оплатить. Ему бы «социалку» осилить, военные расходы
Очень важно, чтобы люди чувствовали, что их собственность защищена. Вот недавно прокатилась волна сносов торговых объектов, которые перед тем стояли годами, и никто их не считал незаконными. Возможно, большая часть из них, и правда, была оформлена не так как надо. Но почему людям сразу не создали понятные правила игры, ведения бизнеса? А теперь получается, что сносят, даже без решения суда.