Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Пенсия будет принудительно-накопительной

Минфин России предлагает кардинально изменить правила игры

16709

Центробанк, Минфин и Минтруд готовят предложения по реформе пенсионной системы. Об этом во вторник, 1 марта, сообщили «Известия».

В Банке России планируют сохранить механизм накопительной пенсии. «От накопительного элемента нельзя отказываться. Пусть он будет трансформироваться, но его нужно сохранить», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в понедельник, на встрече глав мировых центробанков в Шанхае. Для этого, по словам Набиуллиной, государство «должно создать надежные инструменты таких накоплений», и мотивировать работников к формированию пенсий по новым правилам.

Как это сделать — видно из предложений Минфина. По данным «Известий», ведомство считает нужным ввести новый механизм пенсионных отчислений — обязательное негосударственное пенсионное обеспечение (ОНПО) уже с 1 января 2019 года (к этому времени будет введена система гарантирования прав граждан в НПФ).

Вот как выглядят ключевые пункты реформы:

— взносы будут формироваться обязательными отчислениями работника «сверх распределительной и накопительной систем», а их сумма будет установлена в соответствии «с целевым ориентиром обеспечения коэффициента замещения заработной платы по корпоративным пенсиям в размере, например, 10%»;

—  отчисления предусмотрены не только для работников, но и для работодателей, которые в обязательном порядке будут софинансировать пенсии своих работников;

— ответственность за ежемесячное перечисление на счет НПФ и тех, и других средств предлагается возложить на работодателя: работник автоматически присоединяется к договору ОНПО при приеме в штат организации;

— тарифы взносов предлагается повышать поэтапно: с 1 января 2019 года работодатель и работник будут платить по 1%, с 2022 года — по 2%, а с 2025 года — уже по 3%.

По оценкам ведомства, в 2019 году при тарифе взноса в 1% от размера заработной платы, и при полном включении всех наемных работников в систему ОНПО, сумма пенсионных средств может составить 156 млрд. рублей.

В качестве запасного варианта ведомство предлагает поэтапное внедрение ОНПО в зависимости от численности сотрудников в организациях: с 2019 года — для компаний численностью от 1 тысячи человек, с 2021 года — от 500 человек, с 2023 года — от 100 человек. К 2024 году в программу должны быть включены все индивидуальные предприниматели.

После того, как предложения Центробанка, Минфина и Минтруда будут доработаны и согласованы между ведомствами, их представят на публичное обсуждение.

Какая цель этих предложений, чего ждать от пенсионной системы?

— Смысл новаций — сбросить с государства ответственность за накопительную пенсию, и в итоге исключить ее из системы обязательного государственного страхования, — считает доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. — Заранее можно сказать, что российские профсоюзы будут против такой реформы, да и большая часть работодателей не выразят по ее поводу восторга.

На мой взгляд, если и делать подобную систему, то по американскому образцу — например, по наиболее популярному в США так называемому «пенсионному плану 401(k)». Название план получил по номеру статьи Налогового кодекса США. Он предусматривает возможность для работников направлять часть заработной платы в пенсионную программу, при этом на эту часть зарплаты действуют налоговые льготы. Кроме этого, работодатель может перечислять в план различные бонусы и премии, а также взносы от имени свои сотрудников.

Взносы ограничиваются определенным процентом от заработной платы, и будущий пенсионер не может обналичить эти активы до наступления пенсионного возраста. По текущему законодательству, работники в США направляют в качестве пенсионных отчислений более 11% от заработной платы. 5% идет непосредственно на их собственные счета, а 6,2% направляется в фонд Social Security. Эти деньги инвестируются в фонды акций, акции компании-работодателя, фонды облигаций, инвестиционные контракты с фиксированной доходностью, — и в итоге приносят работнику доход к накоплениям.

Однако вместо использования американского опыта, экономический блок российского правительства изобретает уродливый велосипед. И далеко не факт, что этот велосипед поедет.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— На мой взгляд, новая система сохраняет главный недостаток прежней: низкую доходность пенсионных накоплений. Напомню, в последние годы доходность уже сделанных накопительных пенсионных отчислений оказывалась примерно в 1,5 раза ниже инфляции. Между тем, в солидарной системе рост пенсий вполне инфляцию компенсировал. Спрашивается, какой интерес у работника делать отчисления по таким правилам?

«СП»: — Почему накопительной частью пенсий в РФ управляют неэффективно?

— Это связано с неразвитостью нашего финансового рынка, и оппортунистическим поведением ряда негосударственных пенсионных фондов (НПФ), аффилированных с управляющими компаниями.

Схема проста. Когда акции НПФ, в которые вложены пенсионные накопления, начинают расти, негосударственный фонд продает пакет акций «карманной» управляющей компании, а через некоторое время выкупает подорожавший пакет обратно. Курсовая разница в этом случае остается у управляющей компании, а руководители НПФ получают соответствующий «откат».

На Западе такого не происходит, поскольку там управляющие компании, во-первых, чрезвычайно дорожат репутацией, во-вторых, их руководство за подобные операции может быть привлечено к уголовной ответственности, предусматривающей длительные сроки лишения свободы, вплоть до пожизненного заключения.

В России, понятно, ничего подобного нет. Именно это обстоятельно, на мой взгляд, девальвирует аргументы сторонников либеральных форм социальной защиты…

— Минфин предлагает страховые пенсионные взносы однозначно перевести в налоговую категорию, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Администрированием в этом случае будет заниматься не Пенсионный фонд РФ, и не фонды социального страхования, а Федеральная налоговая служба или даже отдельный орган, который будет создан в перспективе. Все это повышает прозрачность и эффективность сборов.

Но принципиальная новация в том, что платеж становится солидарным взносом работника и работодателя. У нас одна из немногих пенсионных систем в мире, которая возлагает ответственность за отчисления взносов исключительно на работодателя.
Тогда как в развитых странах ответственность за отчисления делится между работником и работодателем в различных пропорциях.

Включение наемного работника в пенсионную транзакцию очень многое меняет. Если работник лично накапливает на собственную пенсию — пусть солидарно с работодателем, — эти отчисления становятся его персональной собственностью.

Сегодня, напомню, накопительная часть пенсии собственностью граждан не является. Это собственность Российской Федерации, представленной в лице Пенсионного фонда России. Отсюда и возникает ситуация, когда с накопительными взносами граждан правительство может делать что угодно: например, «заморозить» их и фактически изъять из обращения.

Между тем, такое положение дел противоречит экономическому смыслу накопительной системы. В нормальной ситуации пенсионные накопления играют роль «длинных» денег для экономики, и являются надежным источником инвестиций в государственные ценные бумаги — по-нашему, в облигации федерального займа.

А это, в свою очередь, позволяет решить проблему финансирования дефицита бюджета РФ, и проблему финансирования инвестиционных проектов.

«СП»: — Почему эти задачи нельзя перенести на «замороженные» пенсионные накопления, которые лежат в Пенсионном фонде?

— Потому что до сих пор не решено, как, с правовой точки зрения, сделать эти накопления объектом частной собственности граждан. Чтобы это сделать, нужно слишком многое править в российских законах, слишком много правовых актов переписывать. Это может растянуться на годы.

Поэтому и предлагается другой вариант: фактически ввести параллельную накопительную систему, в рамках которой взносы изначально являются частной собственностью граждан.

Вот эти накопления заморозить уже не удастся, и это дает гарантии экономике, что она все же получит «длинные» деньги. А уж куда эти деньги вкладывать — в инвестиционные проекты или в инфраструктурные, — дело управляющих компаний. Таким образом, возникнет и новый класс ценных бумаг России — долгосрочные инфраструктурные облигации.

Это значит, что нынешние предложения Минфина — вполне нормальное решение, которое дает ответы на фундаментальные вопросы. Другое дело, что начальные объемы взносов невелики, и реформа накопительной системы находится на самом начальном уровне.

Но важно понимать: реформа необходима, поскольку в накопительной системе в ее нынешнем виде слишком многое нужно менять, чтобы она заработала. Например, необходимо убирать от администрирования тех, кто делает это плохо — социальный блок правительства. Плюс менять критерии оценки эффективности вложений хотя бы на пятилетнем треке. Плюс менять набор инвестиционной декларации — во что можно вкладывать пенсионные накопления, а во что нельзя.

Со всеми этими вопросами нужно разбираться всерьез, но пока у правительства слишком много взаимоисключающих решений по этим проблемам. В итоге, гадкий утенок — российская накопительная пенсионная система — никак не может превратиться ни в лебедя, ни в другую птицу. Думаю, как раз предложения Минфина позволят сдвинуть с мертвой точки процесс становления важнейшего для экономики института…

Последние новости
Цитаты
Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Дмитрий Ежов

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня