Законодатель в лице председателя Комитета Госдумы по социальной политике Ольги Баталиной предлагает погашать за счет бюджета часть долга по ипотеке молодых семей при рождении у них детей. Понятно, что это предвыборный популизм — в сентябре выборы. Но одно дело, когда подобное предложение входит в программу какой-либо маргинальной партии, и совсем другое, когда мы слышим о «детском жилищном вычете» от не самого последнего представителя партии власти.
Такое ведь в случае невыполнения и припомнить могут.
Оставим без внимания провластную демагогическую привычку по поводу и без ссылаться на всезнающих «специалистов» («Ввести такую схему предлагают наши эксперты»), поговорим по сути. Тем более что ваш автор месяц назад подробно высказывался о необходимости стимулирования рождаемости в свете развития экономики и решения грядущих пенсионных проблем.
Тогда же был предложен механизм поддержки: «Помощь государства в обретении семьями жилья предполагает… жилищную поддержку семей при рождении второго, третьего и последующих детей. Поддержка, которая могла бы выразиться в безвозмездном предоставлении государственных жилищных сертификатов, например на 10−20 квадратных метров жилой площади при рождении второго ребенка и 20−30 квадратных метров при рождении третьего».
Авторское видение государственного протежирования рождаемости основывалось на эмпирических выводах русского экономиста Александра Чаянова и его соратников по крестьянско-трудовой школе, согласно которым «русский человек начинает работать интенсивнее, когда в его семье прибавляются едоки (иждивенцы)», речь идет, прежде всего, о детях. Тогда же были представлены три способа государственного содействия: кратное увеличение материнского капитала, учреждение специальных жилищных сертификатов (по аналогии с военной ипотекой) для семей, где появляется второй (последующий) ребенок, введение налога на бездетность как меры, способной покрыть государственные расходы.
О «баталинской» ипотечной конструкции мы пока ничего не знаем, известно только про полное одобрение инициативы, причем, креатив отзывов был направлен преимущественно на нахождение финансовой схемы. К примеру, вот что написал в Twitter детский омбудсмен Павел Астахов: «Предложение о „прощении долга по ипотеке“ при рождении ребёнка необходимо поддержать… Можно использовать уже имеющийся полож. опыт регионов, когда при рождении 2 детей %% по ипотеке снижаются на 50%, а при рождении 3-го — на 100%».
Заметим, что молодые семьи в отсутствии у них жилья и в вынужденной ипотечной кабале не виноваты, так что прощать им нечего. Но это так, к слову.
Калькуляция
Попробуем примерно подсчитать, во сколько может обойтись дефицитному госбюджету реализация «детского вычета» без каких-либо дополнительных мер по минимизации потерь казны. Сузим рамки подсчета и предположим, что вычет будет предоставляться лишь тем семьям, где появится второй (последующий) ребенок.
Как следует из данных Всероссийской переписи населения, в 2010 году в России насчитывалось около 55 млн. частных домохозяйств. Из них 14 млн. составляли домохозяйства, состоящие из одного человека (около 7 миллионов — состоящие из людей старше трудоспособного возраста).
Если из общего количества домохозяйств вычесть одинокие домохозяйства людей старших поколений, а также домохозяйства, в которых проживало двое и более детей (таковых было чуть больше 6 млн.), остается без малого 42 млн. домохозяйств — потенциальных получателей маткапитала и «детского вычета». Что даже с поправкой на невозможность иметь детей по состоянию здоровья или по возрасту выглядит впечатляюще.
Условимся считать, что ежегодно число домохозяйств (семей), где появится второй (последующий) ребенок будет составлять 1 миллион. Цифра не выглядит чистой абстракцией, поскольку в 2015 г. в России родилось почти 2 млн. человек.
Скорректируем взятый за основу показатель, ведь не все будут нуждаться в жилье большей площади. По выкладкам ПФР, в 2007—2015 годах право на материнский (семейный) капитал получали в среднем по 722 тыс. молодых мам в год, при этом 92% использовали средства материнского капитала на улучшение жилищных условий. Итого, с учетом коррекции на 92%, мы получим 920 тыс. потенциальных претендентов на «детский вычет».
Согласно данным АИЖК, по итогам 2015 года общая сумма ипотечной задолженности составляла 3920 млрд. рублей, средний размер ипотечного жилищного кредита (ИЖК) — 1658 тыс. рублей, а средневзвешенная ставка по рублевыми займам — 13,3% годовых.
Таким образом, под вычет подпадет будущая ипотечная задолженность на 1525 млрд. рублей, даже 10% от которой потребуют изыскания в бюджете 153 млрд. рублей.
Другой вариант: если следовать «астаховскому» алгоритму и погашать, скажем, 50% от общей суммы процентов по ссудам (в среднем 110 тыс. рублей на один кредит), то ежегодная дотация из бюджета составит 101 млрд. рублей «с хвостиком».
А теперь вспомним, с каким трудом правительство изыскивало всего лишь 16,5 млрд. рублей на продление в 2016 году Программы субсидирования льготной ипотеки. В рамках Программы ставка по выдаваемым ипотечным кредитам не должна превышать 12% годовых, а государство возмещает банкам разницу с рыночными процентными ставками. Причем жилье должно приобретаться исключительно на первичном рынке, сумма кредита не должна превышать 8 млн рублей для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга (3 млн. рублей — для остальных городов), а первоначальный взнос должен быть не менее 20%.
Вопросы
Даже прикидка «на пальцах» предстоящих расходов на «детский вычет» показывает, что средств потребуется приблизительно на порядок больше. А законодательное одобрение введения вычета без каких-либо дополнительных статей доходов бюджета повергнет Минфин и правительство в ступор.
Поиск доходов (либо сокращение расходов) — отнюдь не единственный вопрос, возникающий при ознакомлении с инициативой. Приведу некоторые прочие.
Неужели насущный социальный «пар» вновь уйдет в предвыборный «свисток»?
Автор — доктор экономических наук, профессор