Украинские власти озвучили цену объявленной Киевом «перемоги» на энергетическом фронте с Россией.
Как заявил директор по развитию бизнеса «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко, закачивать газ в украинские ПХГ планируется не на счёт транзитной предоплаты «Газпрома», а в кредит. В свою очередь, гарантами того, что привлечённые газотранспортной компанией Украины ресурсы будут возвращены (что вызывает большие сомнения в свете затягивающей долговой петли на экономике «незалежной») выступят банкиры Goldman Sachs Group Inc. Условия, на которых американский финансовый гигант готов страховать риски инвестиций в приобретение Киевом российских или, условно говоря, европейских энергоресурсов (реверсный газ) по понятным причинам не разглашаются.
«Вместе с ведущим глобальным инвестиционным банком Goldman Sachs, OPIC — финансовым учреждением правительства США (которое страхует частные инвестиции из США) и Международной финансовой корпорацией (входит в группу Всемирного банка) мы работаем над привлечением инвестиций для финансирования закачки газа в следующий зимний период», — написал г-н Витренко на своей странице в Facebook.
По его мнению, выход Украины на международный рынок заимствований следует рассматривать как достижение «Нафтогаза», который раньше в своих отношениях с «Газпромом» и европейскими потребителями обходился без привлечения кредитных ресурсов. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев признал, что в связи политическим кризисом на Украине кредиторы «Нафтогаза» заняли выжидающую позицию, что может усложнить процесс закупки газа в новом сезоне.
В конце марта истекает действие зимнего газового пакета, по которому Киев закупал газ у России. Действующие договоренности были парафированы РФ и Украиной при посредничестве Еврокомиссии 25 сентября 2015 года. Согласно заключённому соглашению, Украина выкупила объём газа на $540 млн. При этом Украина продолжает закупать реверсный газ в ЕС, утверждая, что его цена ниже, чем в России.
По мнению члена экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдара Касаева, вхождение американского капитала в энергетический сектор Украины выступает частью общей стратегии по захвату господствующих высот в украинской экономике.
— Времена чисто военной оккупации территорий остались в прошлом. Американцы подчиняют себе энергосферу Украины.
«СП»: — Опосредованным образом: «Нафтогазу» Украины всего лишь предлагают свои услуги по хеджированию рисков?
— Конечно, «живых» денег от американцев Украина не получит по нескольким причинам. Во-первых, в США идёт предвыборная гонка, которая требует больших финансовых вложений. Во-вторых, в Сирии улучшается ситуация, поэтому внимание американцев направлено на этот регион. У них нет свободных средств, чтобы распыляться на Украину. Но это обстоятельство ничего не меняет — страна в любом случае попадает в долговую кабалу.
Можно привести пример, как американцы страховали риски при разработке сланцевых месторождений. Это означает обязательство вернуть вложения в случае падения цен. Но они сейчас и так низкие. Так что хеджирование рисков никто не практикует — это приносит убытки. Украинцев убеждают, дескать, мы будем привлекать иностранные инвестиции. По принципу, под гарантии Goldman Sachs, а не «Нафтогаза» Украины можно найти инвесторов.
В итоге украинской стороне придётся расстаться своими активами в добыче, переработке или транспортировке углеводородов, которые достанутся американским страховщикам. Последние могут «залезть» также в финансовый сектор или в промышленную сферу.
На сегодняшний день инвестиционный климат на Украине настолько непривлекателен, что ни один ответственный игрок сюда не придёт. То есть, для украинских властей это авантюра в чистом виде. В отличие от американцев, которые реализуют выверенную стратегию по экономическому захвату целого государства.
«СП»: — Почему европейцы не спонсируют закачку газа в украинские ПХГ, хотя стабильность энергоснабжения стран ЕС должна быть их головной болью, а не американцев?
— У них просто нет денег даже на экономическую экспансию. Давайте вспомним, как украинские власти «скребли по сусекам», чтобы купить газ этой зимой и закачать его в свои ПХГ. А сегодня Европа не даёт денег даже на «поддержание штанов» украинской экономики: хватило бы на обеспечение собственных энергетических нужд. Средства требуются на выплату 6 млрд. евро в виде «миграционной дани» Турции, а также на предотвращение возросшей террористической угрозы…
«СП»: — Посол США на Украине Джеффри Пайетт предрёк, что «незалежная» станет нетто-экспортёром энергоресурсов…
— Глава Минэнерго Владимир Демчишин утверждает, что природные запасы газа Украины составляют триллион кубических метров. Это явное преувеличение. Я обладаю достоверной информацией на этот счёт. То же самое было в Польше, где геологические структуры имеют схожую структуру. Американцы тоже заявляли, что запасы сланцевого газа здесь намного больше, чем оказалось в реальности. Поэтому крупные игроки и не стали разрабатывать сланцевые месторождения в Польше — нерентабельно, «овчинка не стоит выделки».
«СП»: — Может ли Goldman Sachs потребовать в качестве обеспечения привлечённых средств украинские активы в области сланцевой добычи? Грубо говоря, заставить перепахать половину украинского чернозёма, чтобы добыть пару миллиардов кубов газа.
— Это один из вариантов. Тем более, что американские экологические организации требуют свернуть добычу «сланца» на территории США. Соответственно, нефте и газодобытчики могут начать эксплуатировать украинские недра. Американские компании даже у себя дома грешат тем, что не консервируют должным образом скважины. Можно представить, какую экологическую вакханалию они устроят на Украине.
Американцы откровенно «путаются в показаниях»: либо они создают на этой территории «великую агродержаву», либо собираются добывать сланцевые углеводороды, уничтожая плодородный слой земли.
«СП»: — Найдут ли в Киеве деньги на закупку газа?
— Я думаю, что команда Порошенко получит их в очередной раз. Но ситуация будет жёстче — властям придётся повышать тарифы на энергоносители на внутреннем рынке, что вызовет всплеск недовольства среди населения. При этом промышленный сектор продолжит коллапсировать. В свою очередь, западные кредиторы будут всё туже затягивать «долговую удавку».
Но газ дешевеет, отопительный сезон позади, так или иначе, есть только два варианта — либо будут прямые закупки газа у России, либо Киев продолжит приобретать реверс. Если дело обойдётся без пикового газопотребления в холодный период, то последний вариант пройдёт. Но если европейцам потребуется больше топлива, то «Газпром», не нарушая своих контрактных обязательств, может не предоставить дополнительных объёмов. В случае, если у европейцев не будет свободных объёмов для перепродажи на Украину, Киев рискует в холода оказаться без «голубого топлива».
«СП»: — Исключают ли реверсные поставки возможность незаконного отбора, читай, воровства российского газа?
— Отнюдь. Потому что закачанные в ПХГ энергоносители всё равно можно поднимать и использовать не для нужд газового транзита в Европу. Другое дело, думаю, Киев на это не пойдёт. Всегда можно доказать, что в украинскую ГТС поступил один объём, а в Европу прокачан меньший. Куда он мог деться — только осесть на Украине. Это легко доказать и подать иск в суд.
«СП»: — Но ведь как и в случае с реализацией «Минска-2», так получается, что Киев ворует (не выполняет соглашения), а стрелки переводят на Россию. Дескать, контракт на поставку топлива компании ЕС заключили с «Газпромом», а не с «Нафтогазом» Украины — разбирайтесь сами.
— Думаю, ситуация изменилась. Рост геополитического влияния России после операции на Ближнем Востоке проецируется и на экономическую сферу. У «Газпрома» перепроизводство газа в прошлом году составило 200 мдрд. кубов. Этот объём он может использовать как внутреннем, так и нам внешних рынках. А это почти половина годового потребления Евросоюза.
«СП»: — Удастся ли Москве запустить вторую очередь «Северного потока»?
— Да, несмотря на то, что транзит через территорию Украины, скорее всего, сохранится. Пускай, и в меньших объёмах, чем сейчас. Потому что европейцы заинтересованы в диверсификации газотранспортных магистралей. Плюс Украина нужна американцам как инструмент, с помощью которого Запад может всё время вставлять России «палки в колёса». Не говоря уже о том, что только по итогам 2015 года Украина заработала на транзите российского газа порядка $1,8 млрд. Согласитесь, это значимая доходная статья. В противном случае спонсорам киевского режима пришлось бы самим предоставлять эту сумму на содержание своих протеже.
С другой стороны, все эти «транзитные нахлебники» (Венгрия, Латвия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония, Литва и Украина), которые пишут кляузы в Еврокомиссию, ничего не решают. Самое главное, что «Северный поток-2» поддерживают немцы, австрийцы, французы и анго-голландская компания Shell. Политического веса представляющих их стран достаточно для того, чтобы пролоббировать проект «Северный поток-2».
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский в разговоре с «СП» поясняет, что если раньше Киев закачивал в ПХГ газ, приобретённый за деньги, полученные в качестве предоплаты от «Газпрома» за транзит, то теперь будет вынужден привлекать для этого кредитные ресурсы.
— Очевидно, что обслуживание внешних займов это недешёвое удовольствие. Мне сложно понять, какой смысл было отказываться от прежней схемы и обращаться к Goldman Sachs. Почему, в крайнем случае, нельзя было договориться с европейскими компаниями. При том, что на размещении европейского газа в украинских ПХГ можно было ещё и заработать.
«СП»: — Какой смысл европейцам запитывать свою газотранспортную систему на неблагонадёжную в транзитном отношении Украину по маршруту Словакия-Украина-Молдова-Румыния-Болгария- Турция?
— Указанный западный маршрут российского газа в Турцию уже существует. Другой вопрос, как это будет происходить с европейским газом. Будут ли это физические поставки или по схемам замещения. Как в случае с туркменским газом, который физически никогда не доходил до Украины.
Резюмирую — с точки зрения целей транзита это хорошая новость, потому что газ в украинских хранилищах будет. Какие это будут объёмы сказать сложно. С учётом катастрофического падения потребления газа на Украине, в ПХГ нужны значительно меньшие резервы. Потому что украинские промышленные потребители отбирают для своих нужд существенно меньше, чем раньше. Если повторится такая же сравнительно тёплая зима, то 17 млрд. кубов будет вполне достаточно.
«СП»: — Руководство «Нафтогаза» Украины утверждает, что реверсный газ закупать у европейцев выгоднее, чем напрямую у России.
— Этот часто повторяемый тезис не соответствует действительности. Это было чисто политическое решение — продемонстрировать обществу, что Украина якобы избавилась от энергетической зависимости от России. Пока объёмов даже сравнительно более дорогого реверсного газа хватает потому, что «голубое топливо» на мировых биржах стоит дешевле. Плюс резко сократились объёмы его промышленного потребления.
«СП»: — Каков уровень задолженности украинских коммунальщиков и предприятий?
— Промышленность резко упала, а что касается задолженности населения, то украинские власти пока «молчат как партизаны». Насколько я знаю, в январе падение платежей было существенным. Это связано с повышением тарифов на газ. Будут ли они ещё расти — интрига. Понятно, что тарифные платежи это «маяк» для МВФ. По идее, цены на газ снижаются, соответственно, нужно урезать тарифы. Но тогда у правительства упадут доходы, и возникнут проблемы с получением очередного транша МВФ.
«СП»: — Проще говоря, не на что будет рефинансировать накопленные долги.
— Именно так. Таким образом, несмотря на снижение стоимости энергоресурсов, украинские власти в рамках навязанной международными институтами финансовой модели взаимодействия вынуждены взвинчивать тарифы. В результате чего, уровень задолженности за газ в обозримой перспективе будет только расти.